Экономика и ее роль в жизни общества. Понятие экономики

Введение

Признание того факта, что правовые, политические, социальные и экономические процессы в любом обществе взаимосвязаны, привело к возникновению целого ряда научных направлений. На этой волне сформировалось и такое направление, как экономическое право.

Все проводимые сегодня в России преобразования так или иначе связаны с экономикой. Без понимания механизма воздействия права на поведение экономических агентов - как фирм, так и домохозяйств - невозможны проведение реформ, планирование и реализация экономической и социальной политики.

Между тем связь права и экономики весьма тесная, так экономические отношения выражаются через юридические нормы, которые их легализуют; новые средства развития экономики (лизинг, ипотека, франчайзинг) санкционируются правом; государство непосредственно вмешивается в экономическую жизнь. Для юристов экономические отношения - один из объектов правового регулирования.

В этой связи возникает немало вопросов: какой круг экономических отношений регулируется правом, какова степень экономической свободы субъектов, занимающихся экономической деятельностью, в каких случаях и при каких условиях экономическая деятельность может быть ограничена, может ли экономика функционировать сама по себе, нужно ли государство экономике, какое влияние на национальную экономику оказывает международное право?

Таким образом, взаимодействие права и экономики является двусторонним: право должно соответствовать современным социальным, в том числе и экономическим, реалиям, а экономические агенты, определяя стратегии своего поведения, должны учитывать ограничения, которые накладывает на них существующая правовая система.

экономика право правовой собственность

Да и сама возможность исправного функционирования экономического механизма предполагает учет субъектами экономики требований права. Пренебрежение правовыми нормами, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-правовой системы приводят к разрушению экономических связей. В последнее время экономику права называют самым успешным направлением развития теорий права второй половины XX в.

Целью данной работы является рассмотрение взаимодействия экономики и права в общественных отношениях.

Экономика, ее роль в жизни общества

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.

Под экономикой в широком смысле понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - С. 47-49.

Человеческие потребности весьма многообразны. Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства , представляющие собой совокупность предметов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.). В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются с определенным уровнем развития техники и технологии, а также со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими - отношения, складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Другой системой отношений считаются экономические, или производственные . Основным из них является отношение собственности на средства производства.

Таким образом, сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества.

Современная экономика - продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность.

Право, как разновидность социального нормативного регулятора, фактически воздействует на самые различные сферы жизнедеятельности общества, государства и человека. Особое место при этом принадлежит экономике, экономическим отношениям, хозяйственным связям, которые представляют собой своего рода материальную основу производства, воспроизводства духовных, нравственных, политических и иных ценностей общественной жизни.

Специалист, получивший диплом юриста со знанием экономики, должен знать весь курс правовых дисциплин специальности "Правоведение" и, кроме того, предметы правового обеспечения хозяйственной и коммерческой деятельности, включая знание трудового, предпринимательского, банковского, таможенного права, основ налогового законодательства, законодательства об инвестициях и нотариате.

Некоторые аспекты взаимодействия экономики и права рассмотрим в следующей главе.

§1 Тема №1: Роль экономики в жизни общества

Цели и задачи урока:

1. Систематизировать знания об экономике как подсистеме общества, о ее основных проявлениях;

2. Показать влияние экономики на уровень жизни;

3. Раскрыть основные тенденции развития экономической сферы жизни общества;

4. Обосновать и конкретизировать примерами взаимовлияние экономики и социальной структуры, экономики и политики.

Домашнее задание: §1.

Ход урока

Что такое экономика? Какие определения Вы можете назвать?

Зачем необходимо изучать экономику?

Может ли общество развиваться без экономики?

Слайд Обсудить высказывание : «Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система жизнеобеспечения».

Итак, в 10 классе вы познакомились с обществом как сложной динамичной системой, основными сферами его жизни. Экономическая сфера общества является важнейшей из них, она играет решающую роль в его существовании: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.), участие каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.). Главная цель этой сферы – поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.

1. Экономика как подсистема общества

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг (материальные блага, производственные и финансовые услуги, духовные ценности).

Производство: преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей.

Распределение: если распределение по количеству и качеству труда, то это стимул для работников в финансовом плане и в плане повышения производительности труда (во всех развитых странах). Если же действует уравнительный принцип, то он не порождает таких мотивов.

Обмен: обмен деятельностью, товарами и услугами. Обмен на деньги или другие товары и услуги.

Потребление: процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества.

Практическая работа :

Внимательно рассмотрите таблицу и исправьте ошибки, допущенные при наборе материала

Производство

Изготовление мебели

Медицинские услуги

Продажа квартир

Сбор налогов

Распределение

Составление бюджета

Товарообмен между предприятиями

Обед в ресторане

Покупка продовольственных товаров

Обмен

Получение пенсии

Розничная торговля

Изготовление витрин

Использование в быту отопления

Потребление

Индивидуальный пошив одежды

Выплата пособий на детей

Посещение бассейна

Приобретение медикаментов

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Это можно подтвердить следующими положениями:

СЛАЙД

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Основные тенденции развития экономической сферы жизни общества:

На рубеже XX-XXI вв. произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде всего следствием НТР, реального превращения науки в непосредственную производительную силу.

1. компьютеризация, информатизация, возросла и скорость внедрения новых технологий в процесс производства;

2. на рубеже 1990-х гг. родилась экономика знаний или новая экономика:

Ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности;

Основа ее – производство, распределение и использование знаний.

По существу, лидерство в общественном производстве перешло к духовному производств, именно человеческий интеллект (его возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

На базе всех этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индивидуальных качеств и способностей основного участника производства – человека.

Что касается России, то она в условиях совершенствования рыночных отношений, влияния глобальных финансово-экономических процессов ищет свою модель развития. Речь идет о поиске резервов роста и правильной постановке приоритетов. Так, ученые связывают контуры будущей модели не только с ростом экономических показателей, но и с гуманитарными показателями, касающимися уровня и качества жизни человека, развития человеческого потенциала, вопросов системы государственного управления, приоритетов в масштабах интересов крупных социальных групп.

2. Экономика и уровень жизни

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов.

Уровень жизни характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Но современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

СЛАЙД Уровень жизни в широком смысле включает в себя множество показателей:

Уровень здоровья людей;

Состояние окружающей среды;

Степень неравномерности распределения доходов в обществе;

Доступность культуры;

Прожиточный минимум и др.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов – способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения (разделение труда, специализация, торговля). Данные механизмы создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе.

Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада).

СЛАЙД Причины низкой эффективности экономики:

Использование устаревших технологий;

Низкий уровень квалификации кадров;

Расточительное использование природных богатств и др.

Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить.

ВЫВОД: уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).

Уровень бедности – это нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн. человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн. человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить.

Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 г по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза. Главное условие решения этой проблемы – экономический рост.

Размер прожиточного минимума Сахалинской области за II квартал 2017 года учрежден Постановлением № 360 от 04.08.2017 года и составляет:

    в расчете на душу населения – 13852 рубля в месяц;

    для трудоспособного населения – 14552 рубля в месяц;

    для пенсионеров – 10954 рубля в месяц;

    для детей – 14734 рубля в месяц.

По состоянию на май 2017 г. Сахалин занимает 9 место по уровню бедности в стране.

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. Все эти показатели тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, например, у мужчин в России были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост нервных стрессов в связи с социально-экономическими переменами и нестабильностью в обществе). Повышение уровня жизни способствует росту ее продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и общественные группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью развития российского общества в последние годы является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема согласования этих интересов. с. учебника, таблица

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Итак, запомним, актуальные на сегодня цифры, чтобы далее их проанализировать:

    Средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2017 году составляет 66,5 лет

    Женщин - 77 лет

    В среднем Россия, по данным Росстата на середину 2017 года, достигла уровня 72,4 года по ожидаемой продолжительности жизни.

4. Экономика и политика

Каким же образом главный политический институт – государство, влияет на экономическое развитие общества?

Одна из общественных функций государства – это использование имеющихся возможностей для экономического развития.

Вследствие краха экономической, политической и социальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран с рыночной экономикой, предпосылками экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью.

В рыночной экономке главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как:

Свободное развитие общества;

Правовой порядок (обеспечение права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности);

Внешняя и внутренняя безопасность (создание государственных институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне) (эти цели указаны еще Адамом Смитом).

Важная задача государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем.

В условиях рыночной экономики важнейшая функция государства – разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития, объединение усилий государственных органов, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть самостоятельной в экономике, следовательно, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики могут быть обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, охрана окружающей среды и т. п. На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Специализация производства – это сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.

с. 14, рубрика «Документ», работа с классом.

с. 15, рубрика «Задания»,с 1 по 3.

с. 15, рубрика «Мысли мудрых», написать эссе + памятки написания эссе.

МКОУ «ГИМНАЗИЯ №3» ГОРОДА ХАСАВЮРТ 11 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: БАТАЕВА АЙЗА АБУБАКАРОВНА

УРОК № __________________________ ДАТА ___________________________

§ 1 Роль экономики в жизни общества

Цели и задачи:

1) познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики;

2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к проблемам экономики.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

III . Итог урока

Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Ответ обоснуйте.

Конфуций говорил: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести». Определите свое отношение к высказыванию и приведите примеры из истории или современной жизни в подтверждение этих слов.

Посмотрите на доску. Перед вами модели соотношения государства и экономики:

на первой схеме изображены два круга, которые пересекаются друг с другом небольшим участком;

на второй схеме круги «государство» и «экономика» совпадают друг с другом;

на третьей схеме круг «экономика» находится внутри круга «государство»;

на четвертой схеме круг «государство» и круг «экономика» не пересекаются;

на пятой схеме круг «государство» находится внутри круга «экономика»;

на шестой схеме круги пересекаются друг с другом на большом участке.

Какая схема в большей мере отражает соотношение государства и экономической сферы? Почему?

Домашнее задание

Выучите § 1, выполните письменное задание: вообразите и опишите ситуацию, при которой человечество оказалось исключенным из сферы экономики.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «Роль экономики в жизни общества» 11 класс

1. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Для современного государства в рыночной экономике характерен переход от прямых к косвенным методам регулирования

Б. Современное государство в рыночной экономике усиливает функцию регулирования социальных процессов в обществе

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Найдите в приведенном списке способы экономического сотрудничества людей. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) торговля 2) референдум 3) разделение труда 4) социальная стратификация

5) специализация 6) межнациональная интеграция

МКОУ «ГИМНАЗИЯ №3» ГОРОДА ХАСАВЮРТ 11 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: БАТАЕВА АЙЗА АБУБАКАРОВНА

УРОК № __________________________ ДАТА ___________________________

§ 1 Тема учебного занятия: Экономика. Роль экономики в жизни общества

Вид занятия: изучение нового материала.

Цели урока.

    знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов;

    уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме;

    воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру студентов.

Межпредметные связи: обеспечивающие – история, литература.

обеспечиваемые – обществознание

Обеспечение занятия

А.Наглядные пособия: слайд-презентация

Б.Раздаточный материал: карточки-задания.

В.Учебные места – для лекционных занятий.

Г.Технические средства обучения: Мультимедиапроектор, экран, компьютер, доска, мел

Д.Литература: основная – Обществознание. под ред. Л.Н. Боголюбова учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -3 изд., переработанное и доп. – М.: Просвещение, 2013-351 с.

Ход урока.

Мотивационный этап.

Урок начинается с показа презентации к теме.

Информационный этап.

План изучения нового материала.

    Экономика как подсистема общества.

    Экономика и уровень жизни.

    Экономическая и социальная структура общества.

    Экономика и политика.

Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал.

1) Экономика как подсистема общества.

Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором - П. Самуэльсоном в его книге "Экономикс".

Экономика - это:

1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;

2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;

3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;

4) налаживание и осуществление потребления и производства;

5) богатство.

Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики в одной и той же своей книге? Как в перечисленных определениях проявляются различные стороны экономической жизни? Какое определение экономики из приведённых или Вам известных вы считаете наиболее полными? Обобщая ответы обучающихся, учитель говорит, что понятие "экономика" может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Экономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ

Общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Проверка слайда 8

ПРОИЗВОДСТВО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБМЕН

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Изготовление мебели. Медицинские услуги.

Изготовление витрин.

Индивидуальный пошив одежды.

Составление бюджета.

Сбор налогов. Выплата пособий на детей.

Получение пенсии.

Передача права пользования земельным участком

Товарообмен между предприятиями.

Розничная торговля.

Покупка продовольственных товаров.

Продажа квартир.

Посещение бассейна.

Приобретение медикаментов

Обед в ресторане.

Использование в быту отопления.

Выводы:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2.Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3.Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4.В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

2. Экономика и уровень жизни

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Уровень жизни определяют следующие показатели:

1.ВВП(валовой внутренний продукт) на душу населения.

2.Прожиточный минимум.

3.Уровень здоровья людей.

4.Состояние окружающей среды.

5.Доступность культурных благ.

6.Степень неравномерности распределения доходов в обществе.

Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.
ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП - индексу развития человеческого потенциала.
За основу берутся величины: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, уровень образования.

Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления : чтобы больше потреблять, надо больше производить.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности.

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

3. Экономика и социальная структура общества

Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии.

    Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет неравенство доходов.

В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и др.

ВЫВОДЫ:

    абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду.

    неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в обществе.

    полное равенство доходов без адекватного экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без социальной защищённости может привести к социальным беспорядкам .

4. Экономика и политика.

    Воздействие на экономику государства: Государство может действовать в том же направлении, что и экономика -тогда развитие экономики идет быстрее.

    Государство может действовать наперекор экономическому развитию –тогда оно терпит крах через определенное время.

    Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других

    Важная задача российского государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции и разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.

5.Итог урока. Какие новые функции и задачи должно выполнять государство в условиях рыночной экономики?

6.Рефлексия.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?

2.Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из источников или прочитанная в учебнике?

Урок понравился

Урок как урок

Урок не понравился

7.Домашнее задание: § 1, вопросы и задания, документ, с.

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, она обеспечивает людей необходимыми благами и услугами, то есть создаёт материальные условия для нормального существования. Продукты питания, одежда, жильё и другие предме­ты, без которых мы не представляем своей жизни, являются резуль­татами экономической деятельности людей.

Во-вторых, экономическая сфера является определяющей для функционирования других сфер общественной жизни. Она самым прямым образом оказывает влияние на происходящие в обществе процессы, потому что уровень развития производства, уровень жизни населения, степень его обеспеченности благами и услугами опреде­ляют активность людей во всех сферах. Ни для кого не секрет, что во время экономического кризиса отмечается нестабильность в по­литике, рост социального расслоения, обнищание населения, безра­ботица и порождаемые этими явлениями рост преступности, алко­голизма, наркомании, разрушение семьи и т.д., то есть нарушения в функционировании социальной сферы. Экономический кризис разрушает и духовные отношения: по остаточному принципу фи­нансируются учреждения культуры и образования, распространяют­ся идеи прагматизма и эгоизма. Люди утрачивают сформированные веками ценности и идеалы.

Основные подходы к определению термина «Экономика»

Термин «экономика» имеет свою историю. Первоначально было древнегреческое слово «экономия», которое означало «наука об ис­кусстве ведения домашнего хозяйства». Постепенно это понятие трансформировалось в «экономику» и стало означать «науку о пра­вилах хозяйственной деятельности в рамках национального государ­ства». Сегодня термин «экономика» мы часто употребляем в своей речи. Он приобрёл более широкое значение. В современной науке термин «экономика» понимается в трёх смыслах.

Прежде всего, говоря «экономика России», «экономика развитых стран», «экономика Евросоюза», мы имеем в виду систему хозяйство­вания, включающую отрасли материального производства (промыш­ленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культуру, здравоохранение и т.д.), обеспечиваю­щую общество материальными и нематериальными благами. Харак­теризуя экономику в таком понимании, мы говорим о сложившихся отношениях собственности, о роли государства в регулировании эко­номических процессов, о формировании государственного бюджета, о размере государственного долга, о значении ВВП, ВНП, уровне ин­фляции, уровне безработицы, о наиболее развитых отраслях, о роли в системе международного разделения труда. Всё это является мак­роэкономическими показателями развития экономики.

Другим подходом к определению данного термина является по­нимание экономики как науки, которая осуществляет системное ис­следование экономической деятельности людей по реализации своих безграничных потребностей в условиях ограниченности ресурсов, при помощи экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определённых концепций и теорий.

Эконо­мика - это система наук, которая включает в себя:

  • экономическую теорию: теоретическое осмысление реальных экономических процессов, экономической действительности. Она выделяет категории и законы.

Экономические категории - это понятия, отражающие в обобщён­ном виде наиболее существенные стороны экономических процессов и явлений (рынок, цена, спрос, собственность). Познавая сущность экономических категорий и их взаимосвязей, экономическая теория формулирует экономические законы, изучение которых является задачей экономики.

Экономические законы - это установленные на основе опыта практической деятельности, выявленные путём научных исследова­ний наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся # причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономиче­ских процессах и явлениях.

Экономические законы - это возникаю­щие между экономическими явлениями и процессами зависимости, выражающие их сущностную природу.

Экономическая наука прошла длительный путь становления и развития. Человечество накапливало знания об экономике. Это привело к обособлению экономической теории как науки.

  • отраслевые и конкретно-экономические науки - экономика труда, экономика сельского хозяйства, экономика отраслей, экономика предприятий, экономика зарубежных стран;
  • функциональные науки - маркетинг, финансовый анализ, аудит, финансы и кредит, экономика природопользования и т. д.

История развития экономической теории

Таблица 15

Название экономи­ческой школы Представители Сущность взглядов
1 2 3
Меркантилизм Томас Мен, Антуан Монкретьен, Жан-Батист Кольбер Богатство общества заключается в деньгах, золоте, серебре, возни­кает только в торговле. Поэтому экономика - наука о тор­говом балансе страны. Государству нужно расширять внешнюю тор­говлю, обеспечивающую приток золота в страну, вывозить больше товаров, чем ввозить, накапливать золото в стране, осуществлять по­литику протекционизма. Все день­ги, полученные ог продажи своих товаров, иностранные купцы обя­заны были истратить на покупку местных товаров.
Физиократия Франсуа Кенэ, Анн Тюрго Главный источник богатства нации в земледелии, сельскохозяйствен­ном производстве. Сельское хозяй­ство - главная сфера производства, так как национальное богатство обеспечивается не накоплением золота, а дарами земли.
Классическая по­литическая эконо­мия Адам Смит, Давид Рикардо Объект исследования - промыш­ленное производство как источник богатства капиталистической эко­номики, управляемой «невидимой рукой рынка». Обоснование роли труда как созидателя богатства, определены его характеристики: разделение труда, производитель­ность труда, характер труда, выра­ботаны основные понятия эконо­мики: стоимость, капитал, продукт, рента.

Окончание табл.

1 2 3
Марксистская по­литэкономия Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин Основывается на трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости.
Неоклассическая

маржинализм

Карл Менгер, Леон Вальрас Фундаментом микроэкономики является учение о предельной по­лезности.
Институциона- лизм Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл Главной движущей силой является не рынок, а разнообразные инсти­туты - правила, нормы, ограничи­вающие поведение людей: семья, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки.
Кейнсианство, неокейнсианство Джон Мейнард Кейнс Обоснование необходимости го­сударственного регулирования рыночной экономики с целью решения проблемы безработицы и кризисов.
Монетаризм Милтан Фридман Ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь только поддержанием ста­бильного темпа роста денежной массы.
Рыночный либера­лизм Джефри Сакс, Фридрих Хайек Индивидуализация производитель­ных сил, невмешательство государ­ства в хозяйственную деятельность, возврат к принципу «государство - ночной сторож».
  • информационно-управленческие науки - менеджмент, инфор­мационные технологии, экономико-математические методы, статистика, управление персоналом, анализ хозяйственной деятельности;
  • межотраслевые науки - история экономической мысли, эко­номическая география, экономическая статистика, экономи­ческая социология.

В третьем понимании экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создаётся богатство для удовлетворения их разно­образных потребностей.

Экономика - это взаимодействие между экономическими субъ­ектами. К ним относятся:

  • домашние хозяйства (основные потребители благ и услуг):
  • фирмы (производительные единицы):
  • государство (выступает с одной стороны, как орган управления, обладающий властными полномочиями, и осуществляющий государственную экономическую политику, с другой стороны, как хозяйствующий субъект, участвующий в экономических отношениях):
  • институты гражданского общества (например, профсоюзы, некоммерческие организации, муниципалитеты).

Объект экономической деятельности - это то, на что направлена деятельность субъекта, - производство товаров и услуг для удовле­творения потребностей человека.

Потребность - это объективная нужда человека в чём-либо.

Человеческие потребности весьма многообразны.

По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные.

По объекту (предмету, на который они направлены) - материаль­ные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстети­ческие (касающиеся искусства).

По сферам деятельности вьщеляют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Социолог А. Маслоу, классифицируя человеческие потребности, построил пирамиду.

Целью экономической деятельности людей является получение ими необходимых благ и услуг. Это достигается в результате произ­водства, распределения, обмена и потребления.

Производство - процесс создания экономических благ и услуг. В процессе производства работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей. Производство имеет решающее значение для экономики: если не соз­дан продукт, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять.

Распределение - разделение произведённого продукта, определе­ние доли каждого фактора, участвующего в производстве блага или услуги, в произведённом продукте или доходе от его продажи.

Обмен - процесс, в котором взамен произведённого продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт (бартер).

Потребление - использование предметов длительного пользо­вания или уничтожение (потребление) продовольствия. В процессе потребления осуществляется удовлетворение потребностей людей.

В процессе производства используются факторы производства.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре основных фактора производства:

  1. Земля - естественные ресурсы, факторный доход - рента.
  2. Капитал - материальные (произведённые человеком средства) и денежные ресурсы (деньги для покупки факторов), факторный до­ход - процент.
  1. Труд - люди, с их знаниями, умениями и навыками, физиче­скими и умственными способностями создавать экономические бла­га, факторный доход - зарплата. Зависит от объёма и качества труда (уровня образования, квалификации, состояния здоровья, возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:
  • интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
  • производительность труда (количество продукции, произве­дённой в единицу времени).
  1. Предпринимательские способности - умение правильно соеди­нить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; факторный доход - прибыль.

В последнее время некоторые экономисты выделяют в отдельную группу новый вид ресурсов - информацию, в то же время её можно отнести к интеллектуальному капиталу.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограниченны. Процесс производства - взаимодействие факторов.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создаётся в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образователь­ные, медицинские и т.д.).

Рис. 22. Виды производства

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с по­мощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

Определяющим моментом производства является процесс труда.

Труд - это процесс целесообразной деятельности людей по пре­образованию вещества природы для удовлетворения своих потреб­ностей.

Как любой процесс, труд имеет свою структуру, включает в себя следующие элементы:

  1. Субъекты труда - это люди, приводящие в действие средства производства (инструменты, машины, оборудование), обладающие трудовыми навыками, знаниями и производственным опытом. В про­цессе труда они вступают друг с другом в производственные отноше­ния. Эти отношения бывают двух видов:
  • организационно-экономические отношения - отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, концентрацией и спе­циализацией производства (Например, отношения между брига­диром и рядовым работником, между бухгалтером и начальником отдела кадров). Часть данных отношений принято называть техно­логическими.

Технологические отношения - это складывающиеся на определён­ной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которы­ми он взаимодействует в технологическом процессе.

  • отношения собственности на ресурсы и факторы производства (например, отношения между собственником предприятия и наём­ным работником).
  1. Предметы труда - это вещь или несколько вещей, которые, подвергаясь воздействию работника при помощи средств труда, видо­изменяются. Предметы труда подразделяются на природное вещество (например, лес, угольный пласт в шахте), сырьё, которое претерпело воздействие труда человека (например, древесина, железная руда в мартеновской печи).
  2. Средства труда - совокупность материальных средств, с по­мощью которых люди создают блага. В их состав входят естествен­ные условия труда (например, водопады, которые используются для строительства гидроэлектростанции). Но главная роль среди них при­надлежит технике - это искусственные, созданные людьми средства труда, включающие орудия труда (инструменты, машины, оборудова­ние, аппараты химического производства). При их помощи исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также в общие материальные условия труда (здания, дороги, склады, каналы).
  3. Результат труда - произведённый продукт, экономическое бла­го - это предмет, вещество, необходимое для удовлетворения по­требностей людей и имеющееся в распоряжении общества в ограни­ченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Произведённый продукт может быть в виде товара или услуги.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • предназначен для обмена;
  • обладает стоимостью - на него затрачены сырье, труд и др. ресурсы;
  • полезность - способен удовлетворять потребность человека;
  • обладает способностью обмениваться на другой товар.

Услуга - результат полезной деятельности предприятий (органи­заций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определён­ных потребностей населения и общества. Производство материаль­ных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Для производства товара или услуги необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность пред­метов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято на­зывать производительными силами общества.

Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обла­дающие производственными навыками и осуществляющие производ­ство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Истории известны две основные формы материального общест­венного производства: натуральное и товарное.

Натуральным называют такое производство, при котором про­изводимая продукция предназначается не для продажи, а для удо­влетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, руч­ной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производ­ством и потреблением.

Товарное производство изначально ориентировано на рынок, про­дукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель всё время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит ис­пользуемым производителем технике и технологии.

Техникой называют созданные людьми средства, с помощью ко­торых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных по­требностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своём развитии ряд различных этапов: периоды её эволю­ционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изме­нялись её уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями .

За всю экономическую историю произошли три технические ре­волюции в производстве.

Во время первой - неолитической - революции стало возмож­ным появление производящего хозяйства и переход к оседлому об­разу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризова­лось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое произ­водство до сих пор остаётся типичным для некоторых стран Африки (Гвинея, Сенегал и др.).

Вторая - промышленная революция - вторая половина XVIII - сер. XIX в. Произошёл промышленный переворот - переход от руч­ного труда к машинному. Главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения трудится в промыш­ленности и проживает в городах. С индустриальной стадией развития экономики связано увеличение численности населения планеты поч­ти в семь раз. Несмотря на успехи в развитии экономики, ощущается противоречие между ограниченными производственными возможно­стями и уровнем потребностей людей.

Данное противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-е гг. XX в. 3-й научно-технической революции. Это был качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в но­вое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической революции:

  • автоматизация и компьютеризация производства;
  • внедрение новейших информационных технологий;
  • разработка биотехнологий;
  • создание новых конструктивных материалов;
  • освоение новейших источников энергии;
  • революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом стал переход к постиндустриальной стадии производ­ства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь по­лучает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растёт количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических революций по­влекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга техноло­гических способа производства:

  • присваивающий;
  • аграрно-ремесленный;
  • индустриальный;
  • информационно-компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и систе­мой организации труда.

Основной функцией экономики можно назвать систематическое создание необходимых для существования человека благ, которые помогают развиваться обществу. Иными словами, экономика выступает инструментом удовлетворения человеческих потребностей.

Первые упоминания термина «экономика» прослеживаются еще в трудах Аристотеля, который видел экономику противопоставлением хрематистике — науке об обогащении, умении накапливать имущество и богатство.

Формы экономики

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административно-командная;
  • смешанная.

Традиционной экономики придерживались во времена доиндустриального общества. Сегодня традиционная экономика характерна только для сельскохозяйственных зон недостаточно развитых стран Африки, Южной Америки и Азии.

Рыночная экономика основывается на принципах товарного производства (свободное предпринимательство), то есть в такой форме экономики ключевым фактором при распределении товаров является не государство, а покупатели и поставщики (производители) товаров и услуг.

Для административно-командной (плановой) экономики характерно централизованное планирование финансовой деятельности. Такая форма экономики была присуща социалистическим странам, она существовала, в частности в СССР, КНДР и на Кубе, однако сегодня такая экономическая система практически изжила себя. Смешанная экономика представляет собой сочетание частной и общественной или государственной собственности на средства производства. Такое смешение характерно для продвинутых стран, проповедующих демократический социализм.

Смешанная экономическая система дает возможность индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения в финансовых вопросах, однако государство (общество) все же имеет приоритет в этих вопросах.

Экономическая сфера — основополагающая сфера в жизни общества, так как именно от нее зависят все процессы, происходящие в этом обществе.

Трудно недооценить значимость экономики в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Именно экономика предопределяет материальный вопрос существования человека, обеспечивая его всем необходимым: едой, одеждой, жильем и т.д. Экономика призвана удовлетворить потребности не только человека, но и целых организаций (предприятий), да и общества в целом.

Издавна перед государствами стояла задача удовлетворения потребностей своих народов, и для решения этой задачи необходимо было развивать экономическую сферу. Для этого в хозяйственную деятельность вовлекались все новые природные ресурсы и территории, что помогало так или иначе поддерживать экономическую стабильность.

Однако технический и научный прогресс не стоял на месте, и со временем подобная экономическая стратегия перестала быть эффективной, был достигнут некий потолок, ограничивающий возможности дальнейшего развития. Прогресс в научно-технической сфере дал толчок для интенсивного развития экономической сферы. Были разработаны новые, более прогрессивные подходы по использованию ресурсов, что сделало их потребление значительно рациональнее и эффективнее. Модернизация экономической сферы научила человека достигать максимального результата, затрачивая при этом как можно меньше имеющихся у него ресурсов.

Стоит отметить, что развитая экономика положительно влияет на духовную составляющую общества. Экономическая стабильность дает людям возможность не только накапливать, но и тратить деньги на духовные блага: развлечения, развитие своих культурных ценностей. В противном случае люди теряют уверенность в завтрашнем дне, начинают искать новые способы заработка, что почти всегда рано или поздно приводит к увеличению уровня преступности.

Мы покупаем продукты, выбираем в бутике платье или костюм, запасаемся канцелярскими товарами. Все эти действия - часть глобальной хозяйственной системы, которая называется экономикой. Именно она, основанная на товарно-денежных отношениях, удовлетворяет основные потребности общества и каждого её члена, даёт нам возможность использовать в своих интересах, и на пользу окружающих, жизненные блага цивилизации.

Потребности

Человеческая жизнь - одни сплошные проблемы. То нам хочется сделать несколько глотков холодного кваса, то попробовать ароматный пончик, через секунду мы уже мечтаем о новом автомобиле или о поездке на море. Ни на один миг не можем успокоиться и постоянно чего-то жаждем. Всё это потребности - нужда человека в определённых вещах, ресурсах, нематериальных ценностях. Роль экономики в жизни общества - удовлетворить их, обеспечить нас всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и развития.

У всех людей разные потребности. Они постоянно трансформируются - так мы взрослеем, умнеем, меняются наши жизненные ценности, статусы, а иногда даже вероисповедание и национальность. Но самое интересное то, что человеческие потребности постоянно увеличиваются, и предложение никогда не сможет удовлетворить спрос. Поэтому человек устанавливает для себя некие ограничения: по причине моральных принципов или из-за отсутствия финансов. Это также должна учитывать экономика. И её роль в обществе - потребности и ограниченность сбалансировать, удовлетворяя "золотую" середину между ними.

Ресурсы

Ещё одна составляющая нормальной жизни каждого из нас. Представьте, что не будет газа. Мы не сможем приготовить себе еду, обогреть дома зимой. Вы скажете, что когда-то наши далёкие предки обходились без голубого топлива: разводили костры или строили печки. Можно и сейчас так поступать, но зачем? Если есть ресурс, нужно его продать людям для их максимального комфорта и удобства. Это и есть экономика. Её роль в жизни общества - найти места концентрации ресурсов, создать условия для их добычи, выгодной продажи и получения хорошей прибыли от сделки, чтоб в дальнейшем эти же деньги опять вложить в деятельность.

Ресурсы бывают:

  • Ограниченные. Они делятся на возобновляемые (животные и растения) и убывающие (земельные и минеральные ресурсы).
  • Бесконечные. Сюда относятся ветер, солнечная энергия и так далее.

В отличие от потребностей, необходимость в ресурсах не растёт как грибы после дождя. Кроме того, потребность в них часто удовлетворена.

Блага

Экономика и её роль в жизни общества - неизменная составляющая нормального существования людей. Она призвана обеспечить наличие не только ресурсов, но и благ. Их может создавать человек для себя лично или для других людей. В последнем случае работают товарно-денежные отношения: я предоставляю услугу - ты мне её оплачиваешь. Например, вы летом едете на курорт. Отель, бассейн, боулинг, дискотека и другие объекты инфраструктуры построены одной личностью для другой. Каждый получает выгоду от этой условной сделки: первый - доход, второй - качественный отдых. Это общедоступные блага. К личным можно отнести создание уюта в доме, увлечение каким-либо занятием или хобби, посещение интересных мест.

Роль экономики в жизни общества неоспорима. И это чётко можно проследить на основе только одних благ. Подумайте, смогли ли бы мы жить в мире, где полностью отсутствует культура, нет элементарного жилья, предметов быта. Конечно же нет. Даже первобытные, ограниченные в умственных способностях люди пытались облегчить себе жизнь: они придумали топор, стрелы и лук, копьё. Сегодня мы активно пользуемся не только этими древними, но и современными благами - интернетом, компьютером, смартфоном. Они постоянно совершенствуются в зависимости от наших потребностей и существующих в мире ресурсов.

Уровень жизни

Каково место и роль экономики в жизни общества? Большое, можно сказать, даже самое основное. Без её нормального функционирования люди не могут развиваться, работать на благо окружающего мира, не говоря уже о том, что умирают от голода и нужды. Насколько эффективно работает экономика, демонстрирует уровень жизни всех членов общества. Он включает обеспечение народа всеми необходимыми продуктами, товарами и услугами для его безопасного, комфортного и максимально удобного существования.

Мы часто спрашиваем себя о том, почему одним странам удаётся добиться процветания, а в других многие люди живут за гранью бедности. Всё очень просто. Раньше правители держав считали, что высокого уровня жизни нужно достигать исключительно за счёт завоевания богатых земель, дальнейшего использования их ресурсов. Но со временем люди поняли, что, даже пребывая на своей маленькой территории, можно достичь небывалых высот развития. Возьмём, к примеру, Японию: страна считается богатой, хотя обладает небольшими запасами ресурсов. Благодаря их эффективному и умеренному использованию государство может похвастаться хорошим обеспечением и высоким доходом большинства граждан. Поэтому роль экономики в жизни общества, безусловно, очень велика.

Критерии уровня жизни

Безусловно, главный показатель - это эффективное использование ресурсов: газа, воды, электричества, леса, металла и так далее. Основными критериями также считаются:

  1. ВВП - валовый внутренний продукт на душу населения. Это сумма всех товаров и услуг, произведённых державой за год, поделённая на количество жителей.
  2. Прожиточный минимум, соотношение цен к показателю зарплат, пенсий и стипендий.
  3. Доступность образования.
  4. Уровень здоровья.
  5. Состояние окружающей среды.
  6. Культурное развитие.

Обеспечение слаженной и бесперебойной работы всех этих систем - главная роль экономики в жизни общества. Проблемы и суждения, связанные с этим понятием, всегда видоизменяются в зависимости от того временного отрезка, в котором живёт народ. Например, эксперты ООН считают, что уровень жизни в каждой стране в современном мире определяет так называемый индекс развития личности. Его высчитывают с помощью величин: ВВП страны, средняя продолжительность жизни жителей, уровень их образования и общего развития.

Причины низкой эффективности экономики

Их множество. Во-первых, это плохая работа показателей, описанных выше. Во-вторых, использование старых технологий на производстве, низкая квалификация кадров, расточительное использование благ и богатств окружающей среды и так далее. Поэтому так важно ещё с детства изучать роль экономики в жизни общества. 10 класс (учащиеся) средней школы уже должен быть тесно знаком с курсом, направленным на раскрытие основных понятий, чтоб в будущем не совершать главных ошибок и не привести страну к бедности. А наоборот, суметь максимально усовершенствовать работу той сферы, в которой будет работать будущий специалист.

Низкая эффективность экономики обрекает народ на бедность. Уровень бедности определяют, оценивая доход человека и возможность с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Логично, что чем богаче государство, тем выше его порог. Сегодня Всемирный банк установил такие черты бедности: ежедневный доход менее 1,25 доллара США. Роль экономики в жизни общества - преодолеть нужду и повысить уровень жизни каждого его члена.

Социальная роль экономики в жизни общества

Народ, его общее благосостояние, образ жизни напрямую зависят от уровня жизни, наличия благ и ресурсов. Например, экономика сильно влияет на способность человека купить жильё, найти работу, количество женщин, задействованных в производственной деятельности. Согласитесь, если в развитой стране мужчина достаточно зарабатывает и способен обеспечить семью, его жене незачем отрабатывать 40 часов в неделю, жертвуя вниманием к детям. Она лучше останется дома, будет оберегать домашний очаг, заботится о членах семьи. Что касается работы, то на неё можно выйти только ради удовольствия и саморазвития, а не ради зарабатывания денег.

Экономика и её роль в жизни общества прослеживается даже на примере деторождения. Обычно оно резко падает, когда ухудшается благосостояние граждан. Средняя продолжительность жизни - ещё один критерий, по которому можно оценить уровень развития государства. Также сюда следует отнести общее недовольство рабочих людей, количество организуемых ими митингов и забастовок, суммарное производство их труда.

Экономика и политика

В идеальном варианте государство не должно напрямую вмешиваться в товарно-денежные отношения. Оно только обязано создавать оптимальные условия для развития экономики: принимать законы, которые давали бы предприятиям больше свободы, снижали налоги, гарантировали компенсации. Правительство также призвано направлять средства, полученные в результате деятельности, на те сферы жизни, которые влияют на общее благосостояние каждой семьи: здравоохранение, образование, национальную безопасность.

Только от грамотных действий государства зависят состояние дорог, уровень озеленения улиц, степень загрязнения экологии и так далее. Благодаря правильному, целесообразному распределению финансов эти сферы будут максимально развиты. В итоге уровень жизни человека повысится, улучшится настроение каждого члена общества, вырастет его энергичность и трудоспособность - экономика будет работать более слаженно и принесёт ещё больший доход. Все взаимосвязано. Поэтому если вас спросят о том, каково место и роль экономики в жизни общества, ответ один: самое что ни на есть передовое. Она стержень жизни не только всей страны в целом, но и каждого индивида в отдельности.