Осваиваем электронные средства платежа. Электронные средства платежа

Предприятие ранее использовало контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) при расчетах с физическими лицами, бланки строгой отчетности (далее - БСО) не применялись. Предприятие не является плательщиком ЕНВД.

Физические лица осуществляют расчеты с использованием электронных средств платежа (далее - РЭСП) через сеть Интернет.

Проанализируем, каким образом в учете отражаются подобные операции.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

В силу п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении РЭСП, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов в сети Интернет, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Таким образом, в Законе N 54-ФЗ под РЭСП в сети Интернет понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении подобных расчетов. При этом Закон N 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа для целей данного Закона.

С точки зрения Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). В частности, банковские (платежные) карты являются электронными средствами платежа согласно п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием".

В дальнейшем будем исходить из того, что получаемые предприятием через Интернет платежи физических лиц с их банковских карт или внесенные через терминалы оплаты являются РЭСП и подпадают под регулирование п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ.

Налоговые органы также считают, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ (Письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1848@). В Письмах Минфина России от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@ указано, что на основании п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. В этой связи представлен вывод о том, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

Таким образом, предприятию необходимо отражать средства, получаемые с использованием РЭСП, в своей онлайн-кассе и выдавать физическим лицам кассовый чек в электронной форме.

При этом финансовые органы отмечают, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса. Однако подробностей, как организовать РЭСП через специальную онлайн-кассу, финансисты не приводят и по вопросам технической реализации РЭСП рекомендуют обратиться в ФНС России (Письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11618).

Согласно требованиям ст. 3 Закона N 54-ФЗ в реестре кассовой техники обязательно указывать информацию о том, что касса пригодна для осуществления РЭСП в сети Интернет. Следовательно, для таких расчетов должны быть разработаны специальные модели ККТ. При их приобретении и регистрации в налоговом органе нужно делать специальную пометку (ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ). Применяются такие ККТ в составе автоматических устройств, в них могут отсутствовать элементы печати фискальных документов (ст. 4 Закона N 54-ФЗ).

Нам пока известна только одна онлайн-касса, пригодная для использования при осуществлении интернет-расчетов с автоматическим формированием чека покупателю, зарегистрированная в реестре ККТ (доступен для ознакомления по ссылке https://kkt-online.nalog.ru). Это модель "АТОЛ 42ФС", она внесена в реестр на основании Приказа ФНС России от 14.02.2017 N ЕД-7-20/183@, при этом ее эксплуатация подразумевает использование специализированного оборудования и программного обеспечения. Вероятно, в реестр будут постепенно вноситься и другие модели.

Относительно даты, с которой РЭСП через Интернет должны отражаться в онлайн-кассе, в законодательстве прямого указания нет. Однако в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ) ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется (перерегистрируется и снимается с регистрационного учета) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ. до вступления в силу Закона N 290-ФЗ, только до 01.07.2017.

В Письме ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602 высказано мнение, что Закон N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ) не предусматривает учет устройств, не отвечающих требованиям Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ), после 01.07.2017.

Отсюда мы делаем вывод, что специальные онлайн-кассы для осуществления РЭСП становятся обязательными к применению с 1 июля 2017 г., а до этого момента РЭСП могут осуществляться в прежнем порядке, т.е. без использования ККТ.

Однако во избежание возможной административной ответственности за неприменение ККТ рекомендуем обратиться в налоговый орган с официальным запросом по этому поводу/

Отметим, что п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Хотя положения Закона N 54-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления, налоговые органы возможность применения п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Что касается записей по счетам бухгалтерского учета при получении от физических лиц платежей с использованием РЭСП за оказанные им услуги, то, по нашему мнению, какая-либо специфика в рассматриваемом случае отсутствует.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для отражения операций предприятия по расчетным счетам в банках используется счет 51 "Расчетные счета". Поскольку средства за оказанные услуги в анализируемой ситуации поступают на расчетный счет предприятия, для их отражения используется бухгалтерская проводка:

Дебет 51 Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на сумму полученных денежных средств.

К сведению. Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Это более распространенное название, а в Федеральном законе от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) используется понятие "электронные денежные средства". Вполне возможно, что банки и раньше рассматривали данный сегмент как перспективный, но в условиях правового вакуума опасались вести операции с этим продуктом, а после появления специализированного законодательства активизировались.

Для того чтобы строить бизнес в сфере работы с электронными деньгами в кредитной организации, вначале следует рассмотреть правовую основу такого бизнеса, начиная с трактовок законодательства. Приведем подробные комментарии специализированного законодательства со ссылками на конкретные разделы соответствующих нормативных актов. В первую очередь определим, что представляют собой электронные деньги в понимании Закона N 161-ФЗ.

В соответствии с п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ электронным денежным средствам дано следующее определение:

"Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций".

Таким образом, из понятий Закона N 161-ФЗ становится очевидно, что в российском законодательстве электронные деньги - это не отдельный суррогат, который может быть эмитирован какой-либо организацией, а одна из форм безналичных расчетов, а точнее - разновидность перевода без открытия банковского счета. Но в отличие от классического перевода без открытия банковского счета плательщик имеет право давать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

В п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ дано определение электронного средства платежа, или, в более простой формулировке, электронного кошелька:

"Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств".

Данное определение еще раз указывает на то, что перевод электронных денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов, то есть электронные денежные средства являются безналичными денежными средствами. В ч. 1 ст. 7 Закона N 161-ФЗ перевод электронных денежных средств указан как форма безналичных расчетов: "При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора".

Далее, чтобы понять, кто может проводить операции с электронными денежными средствами, обратимся к п. 3 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, где дано определение оператора электронных денежных средств: "Оператор электронных денежных средств - оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств)". В свою очередь, в ч. 1 ст. 12 указано, какие организации могут быть операторами электронных денежных средств: "Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Как видно из норм Закона N 161-ФЗ, заниматься переводом электронных денежных средств в России могут только кредитные организации. Это раскрывает перед ними дополнительные возможности для бизнеса, которые до принятия Закона N 161-ФЗ использовали другие организации, применяя всевозможные суррогаты и агентские соглашения с пользователями.

Кроме того, Закон N 161-ФЗ еще более точно указывает, что, кроме кредитных организаций, никто не имеет права осуществлять переводы электронных денежных средств и принимать средства для перевода - это отражено в ч. 2 и 3 ст. 12 Закона N 161-ФЗ:

"2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.

3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций".

К сожалению, после принятия Закона N 161-ФЗ не все организации, которые занимаются деятельностью, аналогичной деятельности по переводу электронных денежных средств, получили лицензию кредитной организации; некоторые из них продолжили свою деятельность в нарушение требований Закона N 161-ФЗ. В свою очередь Банк России воздействует на такие организации через поднадзорные ему кредитные организации: одним из элементов такого воздействия является Информационное письмо, размещенное на сайте Банка России в разделе "Регулирование в платежной системе Российской Федерации".

Однако, кроме права кредитных организаций в отношении перевода электронных денежных средств, законодатель также устанавливает и обязанности, описанные в ст. ст. 12 и 13 Закона N 161-ФЗ. В рамках данных обязанностей кредитные организации должны уведомить Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств, разработать правила перевода электронных денежных средств, обеспечить бесперебойность осуществления перевода электронных денежных средств.

Виды электронных средств платежа

В ч. 1 ст. 10 Закона N 161-ФЗ указано, что перевод электронных денежных средств может осуществляться как с идентификацией клиента, так и без нее: "Перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В свою очередь, в ч. 2 и 4 ст. 10 даны определения персонифицированного и неперсонифицированного электронного средства платежа:

"2. В случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысяч рублей по официальному курсу Банка России. Указанное электронное средство платежа является персонифицированным.

4. В случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным".

Таким образом, кредитная организация может предоставлять физическим лицам электронное средство платежа без идентификации, то есть используя любой дистанционный канал продаж: интернет-сайт, мобильное приложение и др., при выполнении требований Закона о максимальном остатке 15 000 руб. и оборотах в календарном месяце 40 000 руб. Обороты определены ч. 5 ст. 10 Закона N 161-ФЗ: "Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца".

В свою очередь, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей идентификация обязательна, и в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона N 161-ФЗ им предоставляется корпоративное электронное средство платежа:

"Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысяч рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств".

Все эти нормы в соответствии с ч. 14 ст. 10 Закона N 161-ФЗ распространяются и на электронные средства платежа нотариусов, занимающихся частной практикой, или адвокатов, учредивших адвокатский кабинет.

Кредитная организация в свою очередь, в соответствии с ч. 10 ст. 10 Закона N 161-ФЗ, должна предусмотреть в рамках ведения операционной деятельности возможность разделения всех описанных выше электронных средств платежа: "Оператор электронных средств платежа обязан обеспечивать при использовании электронных средств платежа, предусмотренных настоящей статьей, возможность их определения клиентами как неперсонифицированных, персонифицированных или корпоративных электронных средств платежа".

По своей сути персонифицированные и корпоративные средства платежа имеют много общего с банковскими счетами, в том числе на остаток электронных денежных средств в соответствии с ч. 11 и 12 ст. 10 Закона N 161-ФЗ может быть наложено взыскание и операции по ним могут быть приостановлены:

"11. Переводы электронных денежных средств с использованием персонифицированных электронных средств платежа, корпоративных электронных средств платежа могут быть приостановлены в порядке и случаях, которые аналогичны порядку и случаям приостановления операций по банковскому счету, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

12. При переводе электронных денежных средств с использованием персонифицированных электронных средств платежа и корпоративных электронных средств платежа на остаток электронных денежных средств может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Ограничения и возможности переводов электронных денежных средств

Хотя выше было сказано, что остаток электронных денежных средств при использовании персонифицированного и корпоративного электронного средства платежа близок по своим потребительским свойствам к банковскому счету, существуют и значительные ограничения.

В соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона N 161-ФЗ кредитная организация не может предоставлять кредитные средства путем перевода электронных денежных средств, таким образом, выдача кредитов на электронные кошельки невозможна: "Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента".

Кроме того, начисление процентов на остаток электронных денежных средств прямо запрещено ч. 6 ст. 7 Закона N 161-ФЗ: "Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств или выплату любого вознаграждения клиенту". Таким образом, побуждать клиента использовать электронные денежные средства путем материального стимулирования - выплаты процентов или каких-либо поощрительных сумм - невозможно.

Однако при этом в Законе регламентирована процедура пополнения электронного кошелька с баланса мобильного телефона. Оплата с помощью мобильного телефона - возможно, одна из наиболее удобных форм, особенно на микросуммы. На наш взгляд, именно оплата с мобильного телефона заменяет карточные электронные кошельки, которые развивали Visa и MasterCard некоторое время назад. Visa Cash и Mondex должны были заменить наличные монеты при микроплатежах, но не смогли занять свою нишу, так как оказались неудобными для клиентов. Но оплата в пользу третьих лиц напрямую с баланса физического лица у оператора связи невозможна: вначале средства должны быть выведены на электронный кошелек банка, а потом с кошелька можно осуществлять переводы, что указано в ч. 1 ст. 13 Закона N 161-ФЗ:

"Оператор электронных денежных средств вправе заключить с оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи, договор, по условиям которого оператор электронных денежных средств вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - абонента такого оператора связи за счет его денежных средств, являющихся авансом за услуги связи, в порядке, установленном настоящей статьей".

Таким образом, баланс мобильного телефона становится своего рода электронным кошельком с ограниченным функционалом, позволяющим вывести средства на полноценный электронный кошелек и с него уже проводить оплату. Даже невозможность увеличивать остаток электронных денежных средств за счет средств, предоставляемых оператором связи (ч. 2 ст. 13 Закона N 161-ФЗ), сходна с аналогичным запретом для кредитных организаций. Но, к сожалению, данный запрет приводит к сложности использования клиентами кредитной системы оплаты у оператора мобильной связи, поскольку при таких тарифных планах пополнение электронных кошельков невозможно.

Переводы электронных денежных средств могут осуществляться не только в рамках одной кредитной организации. Частью 8 ст. 7 Закона N 161-ФЗ предоставлена возможность осуществлять переводы электронных денежных средств между двумя разными кредитными организациями: "Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств". Но на практике если перевод электронных денежных средств внутри одной кредитной организации бесплатен или его стоимость минимальна, то стоимость перевода электронных денежных средств между двумя разными кредитными организациями зачастую выше стоимости стандартного межбанковского безналичного перевода.

Физические лица могут осуществлять переводы электронных денежных средств в пользу других физических лиц, а также в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдая ограничения по суммам, установленные на используемое электронное средство платежа: персонифицированное или неперсонифицированное. В свою очередь юридические лица или индивидуальные предприниматели могут получать электронные денежные средства только от физических лиц, а переводить электронные денежные средства только физическим лицам, использующим персонифицированное электронное средство платежа в соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ: "При переводе электронных денежных средств юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться получателями средств, а также плательщиками в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее электронные средства платежа, указанные в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона".

Переводы электронных денежных средств осуществляются с использованием электронных средств платежа, но при этом клиенту может понадобиться перевести остаток денежных средств на счет или получить его наличными. Для этих операций существуют ограничения, зависящие от типа электронного средства платежа (персонифицированное, неперсонифицированное или корпоративное).

Для физических лиц, не прошедших идентификацию и использующих неперсонифицированное электронное средство платежа, доступен только перевод на банковский счет; получить наличные по неперсонифицированному электронному средству платежа невозможно: "Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, может быть по его распоряжению переведен только на банковский счет. Такой остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица не может быть выдан наличными денежными средствами" (ч. 20 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Для идентифицированных физических лиц, использующих персонифицированное электронное средство платежа, таких ограничений нет, что указано в ч. 21 ст. 7 Закона N 161-ФЗ: "Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, может быть по его распоряжению переведен на банковский счет, переведен без открытия банковского счета или выдан наличными денежными средствами".

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с ч. 22 ст. 7 Закона N 161-ФЗ могут переводить остатки своих электронных денежных средств только на свой банковский счет: "Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет". В Законе N 161-ФЗ нет указания на возможность перевести остаток на счет третьего лица или получить его наличными.

Особенности взаимодействия с банковскими платежными агентами

Работа с дистанционными каналами распространения банковских услуг, как правило, сопровождается привлечением агентов для передачи им определенного функционала. Агентская модель выступает альтернативой развитию собственных розничных сетей кредитными организациями. Расширение инфраструктуры банковских платежных агентов - это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов. Причем развитие сети банковских платежных агентов может выполняться непосредственно банками или при их участии, что не создает угрозы размывания банковского функционала. Это комплексное решение проблемы доступности финансовых услуг в регионах, что особенно актуально в малых городах и селах.

Хотя до принятия специализированного законодательства термин "банковский платежный агент" существовал и был закреплен в Федеральном законе от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", новое законодательство более четко закрепило передачу банками части своих функций некредитным организациям, а также структурировало и расширило перечень передаваемых кредитными организациями функций.

В рамках Закона N 161-ФЗ банковские платежные агенты определяются следующим образом (п. 4 ст. 3): "Банковский платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом".

Примечание. Расширение инфраструктуры банковских платежных агентов - это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов.

Также разрешено субагентирование, то есть передача банковским платежным агентом части функций субагенту, и определение последнего введено в Закон (п. 5 ст. 3 Закона N 161-ФЗ): "Банковский платежный субагент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом".

Кроме банковских платежных агентов, в законодательстве РФ есть еще один сходный по функционалу субъект - платежный агент. Деятельность платежного агента регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В п. п. 3 - 5 ст. 2 этого Закона даны понятия платежного агента, которые помогут разобраться в его основных отличиях от банковского платежного агента:

"...3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц".

Как видно из приведенных определений, платежные агенты могут осуществлять свою деятельность при наличии договора с некредитной организацией - оператором по приему платежей, которая в свою очередь должна иметь договор с поставщиком. То есть описанная цепочка сходна с цепочкой, в которой участвуют банковские платежные агенты, но ключевым отличием является отсутствие кредитной организации в договорных отношениях.

Схематично договорные отношения для платежного и банковского платежного агентов представлены на рис. 1 и 2.

Договорные отношения с участием платежного агента

Рисунок 1

Договорные отношения с участием банковского платежного агента

Рисунок 2

Как видно из рис. 1 и 2, банковским платежным агентам дана возможность создания более длинной цепочки субагентов на одно звено, что позволяет банковско-платежной модели быть более конкурентной по сравнению с платежной моделью. Кроме того, по спектру оказываемых услуг банковские платежные агенты также имеют преимущества.

Банковские платежные агенты играют огромную роль в бизнес-кейсах, связанных с распространением электронных средств платежа. Этим кейсам и процедурам взаимодействия с банковскими платежными агентами необходимо уделить особое внимание.

В следующей статье мы постараемся разобраться, для чего банкам могут быть нужны электронные средства платежа и в чем заключается их конкурентное отличие от интернет-банкинга, который успешно функционирует практически в каждом российском банке.

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8

10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

11.1. При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке , которые установлены нормативным актом Банка России.

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке , которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 - 11.4 настоящей статьи.

14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

На момент публикации этой статьи новые поправки в закон 54-ФЗ о применении кассовых аппаратов ещё официально не приняты, но законопроект №344028-7 27 июня 2018 года был одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту России. Он вступит в силу сразу после его опубликования.

Законопроектом внесены изменения и в порядок расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями. Это касается расчетов и между двумя организациями и между двумя ИП.

Особенно "весело" будет с июля 2019 года.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что изменилась формулировка пункта 9 статьи 2.

Старая редакция

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Новая редакция

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Принципиально ничего не поменялось. Как и прежде, если организация или ИП получает выручку на свой расчетный счет от другой организации или ИП, то чек пробивать не надо.

И, как и прежде, здесь есть одно исключение - если организация или ИП расплачивается с вами с помощью электронного средства платежа с его предъявлением.

Что такое "электронное средство платежа с его предъявлением"? Это, например, сотрудник с корпоративной картой пришел в магазин и предъявил её кассиру. В этом случае кассир обязан пробить чек.

Но вот тут начинается самое интересное....

Кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

2) идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента);

3) сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

4) сумма акциза (если применимо);

5) регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

То есть, если с вами расплачивается юридическое лицо или ИП корпоративной картой, то кроме стандартных реквизитов чека с 1 июля 2019 года придется вводить данные такого покупателя - его наименование, ИНН и т.д. по списку, приведенному в п. 6.1.

Как это будет реализовано технически, сейчас сказать трудно. В настоящий момент в онлайн-ККТ не предусмотрена возможность введения таких реквизитов покупателя.

А зачем это вводят? Зачем налоговой видеть какая именно организация у вас приобрела товар или услугу?

А потому что никто не отменял лимит расчетов наличными деньгами (а в п. 6.1 указано, что новые требования к кассовому чеку распространяются и на расчеты налом) между организациями или ИП.

С 2014 года действует Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", согласно п. 6 которого наличные расчеты между организациями и/или ИП в рамках одного договора не могут производиться в размере, превышающем 100 тысяч рублей.

В связи с простотой и мобильностью осуществления операций по использованию электронных денег через электронные системы их применение становится очень популярным не только среди физических лиц, но и у юридических лиц, а также у предпринимателей. Наиболее популярные на сегодня электронные системы без открытия банковского счета: Webmoney, Яndex.Деньги, Qiwi, а с открытием банковского счета – «Сбербанк ОнЛ@йн», «Альфа-Клик» от Альфа Банка и «Телебанк» от ВТБ24. С их помощью можно проводить оплату товаров, услуг, интернет – платежи, мобильный связи, покупку билетов (на самолет, поезд или в кино) и др. Таким образом, сфера применения электронных средств платежей быстрыми темпами набирает количество участников, действия которых необходимо регулировать для бесперебойного и эффективного функционирования системы. Для этого важно установить четкие и единые на всей территории РФ правила, которые должны выполнять все ее участники. Для регулирования вышеуказанных правоотношении была разработана законодательная база, которая представлена Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ). Вместе с ним был принят Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ), который внес необходимые изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в налоговое законодательство. Рассмотрим основные из них и узнаем, какие основные правила, действуют в данной сфере. Изменения Федерального закона № 161-ФЗ Основным правовым актом, регулирующим использование электронных денежных средств, является, как уже отмечалось выше, Федеральный закон № 161-ФЗ. Согласно ст. 39 данного документа он начал действовать (кроме отдельных положений) с 29 сентября 2011г., полностью Закон начнет действовать с 1 января 2013г. Данным законом введен ряд новых понятий, связанных с электронными платежами, например, таких как национальная платежная система, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, электронные денежные средства, электронное средство платежа и другие. Кроме этого данным законом предусмотрено применение нескольких видов электронных средств платежей (далее ЭСП) в зависимости от статуса клиента: Для клиентов - физических лиц электронные средства платежа подразделяются на: - персонифицированные ЭСП, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По такому ЭСП остаток электронных денежных средств в любой момент не может превышать 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей (допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого ЦБ РФ). Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денег, если в результате такого перевода будет превышена названная сумма. При этом по своему распоряжению физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств и вывести их из электронной платежной системы, получив реальные деньги несколькими способами: на открытый банковский счет, перевести без открытия банковского счета, например, на другое ЭСП или наличными. Однако за данную операцию оператором взимается комиссия. - неперсонифицированные ЭСП, при использовании которых идентификация клиента не требуется. По данному ЭСП остаток электронных денежных средств не может превышать 15 тыс. руб. (при этом операции в валюте не осуществляются), а общая сумма переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца не может превышать 40 тыс. руб. . Физическое лицо, использующее неперсонифицированное ЭСП, может распорядиться о переводе электронных денежных средств только на банковский счет, а получить наличными остаток (его часть) электронных денежных средств не вправе. Для клиентов – юридических лиц и ИП выделяют корпоративные ЭСП. Для них оператором установлена в обязательном порядке идентификация клиента. Порядок использования аналогичен персонифицированным ЭСП с небольшим отличием. Так, в случае превышения суммы остатка электронных денежных средств (более 100 тыс. руб.) оператор электронных денежных средств обязан зачислить или перевести их в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения. А остаток (его часть) электронных денежных средств юридическое лицо (или ИП) может вывести из электронной платежной системы и преобразовать в реальные деньги только на банковский счет. Другие возможности исключены. Осуществление расчетов электронными денежными средствами производит оператор электронных денежных средств. Так, согласно п. 1 и п. 2 ст. 12 Федерального закона № 161-ФЗ им является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". А лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться осуществлять перевод электронных денежных средств. Однако важно отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели при помощи электронных денег могут рассчитываться только с физическими лицами, между собой такие расчеты им запрещены, так как организации и предприниматели не могут быть получателями данных средств во всех случаях, кроме одного, когда плательщиком является физическое лицо. То есть, например, платить налоги электронными средствами платежа организации или предприниматели, в отличие от граждан, не могут. Изменения Федерального закона № 162-ФЗ Теперь рассмотрим основные изменения, внесенные Федеральным законом от 27.06.2011г. № 162-ФЗ, которые коснулись рассматриваемой темы. Так, п. 2 ст. 23 НК РФ теперь дополнен подпунктом 1.1, согласно которому налогоплательщики - организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права. За невыполнение вышеуказанного требования налогоплательщик может быть привлечен к ответственности предусмотренной ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ. Кроме этого расширено понятие о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ). Кроме этого, при взыскании налога налоговым органом могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках и переводы электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ). Бухгалтерский учет электронных денежных средств Из анализа норм Закона № 161-ФЗ можно сделать вывод, что операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому учет их целесообразнее вести с использованием счета 55 «Специальные счета в банках», а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам. Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». Например: Дт 55 Кт 62 - получена оплата от покупателя электронными деньгами Дт 51 Кт 55 - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет Дт 76 Кт 55 - учтена комиссия за перевод денег Дт 91 Кт 76 - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо будет иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету. Налоговый учет электронных денежных средств НДФЛ При перечислении электронных денег физическому лицу за какой-либо товар, работу или услугу, у Вас возникает обязанность налогового агента по удержанию с этого дохода НДФЛ и перечисления его в бюджет. Поэтому перечислить налог в бюджет нужно в тот день, когда будет происходить перечисление электронных денег физическому лицу. НДС В момент оповещения оператором электронных денежных средств о наличии в Вашем электронном кошельке денег можно сделать вывод о получении Вами оплаты. Таким образом, если имела место оплата (частичная оплата) товара в счет предстоящих поставок товаров, в этот момент у Вас возникает обязанность исчислить НДС, применив нормы п. 1 ст. 167 НК РФ. Т.е. поступление денег от физического лица на Ваш электронный счет до отгрузки товара является авансом. При этом документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах. Кроме этого напомню, что при приобретении товаров, работ или услуг у физлица выписывается счет-фактуру в одном экземпляре для себя (т.к. физлицу счет-фактура не требуется для расчетов налогов) и на сумму полученного на электронный счет аванса начисляется НДС. А после отгрузки НДС принимается к вычету. Налог на прибыль Комиссию по операциям с электронными деньгами налогоплательщик может включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль Дмитрий Антонов, эксперт Первого Дома Консалтинга "Что делать Консалт".