Можно ли признать квартиру непригодной для проживания. Последствия признания жилья непригодным для проживания

РФ от 29 декабря 2004 года «жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)».

В соответствии со статьей 15 ЖК РФ «жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу » выделяет следующие основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу:

1. Наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

2. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

3. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве (оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

4. Жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

5. Жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

6. Жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

7. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, признаются непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

8. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы (в дневное время суток 55 дБ, в ночное - 45 дБ) признаются непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

9. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

1. Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно и двухэтажных жилых домах.

2.Оотсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.

3. Несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

РФ от 29 декабря 2004 года «жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)».

В соответствии со статьей 15 ЖК РФ «жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу » выделяет следующие основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу:

1. Наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

2. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

3. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве (оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

4. Жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

5. Жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

6. Жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

7. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, признаются непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

8. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы (в дневное время суток 55 дБ, в ночное - 45 дБ) признаются непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

9. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

1. Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно и двухэтажных жилых домах.

2.Оотсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.

3. Несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Последствия признания индивидуальных жилых помещений непригодными для постоянного проживания (Зубова Ю.)

Дата размещения статьи: 03.07.2014

Переезд из жилья, признанного аварийным, в новое - всегда важное событие для собственников и нанимателей, как правило, сопряженное с многочисленными разбирательствами с органами местного самоуправления. Конечно, идеально было бы, избегая судебных разбирательств, договориться мирным путем, но, к сожалению, на практике возникает большое количество проблем, связанных с этим процессом, которые решаются только в судах.

Рассматривая последствия признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания, стоит уделить особое внимание некоторым вопросам.
В частности, принимая во внимание Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, очевидно, что признаваться непригодными для постоянного проживания могут как жилые помещения муниципального (государственного) жилого фонда, так и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан. К тому же следует обратить внимание на то, что ни упомянутым Положением, ни Жилищным кодексом РФ, ни какими-то другими нормативными актами не определено то, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение граждан на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Из этого следует, что субъектами данной категории дел могут быть как собственники жилых помещений, так и наниматели, состоящие и не состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К тому же одной из сторон в рассмотрении данной категории дел всегда является орган государственной власти или местного самоуправления.
Казалось бы, все просто: помещение признано непригодным для проживания, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов либо компенсировать стоимость утраченного помещения, но тут как раз и возникает множество вопросов. Идеально было бы, избегая судебных разбирательств, мирно договориться о выселении граждан в новые жилые помещения, но, к сожалению, на практике возникает большое количество проблем, связанных с неопределенностью в формулировках законодательства и, следовательно, путаницей в толковании норм права как истцами, так и ответчиками, недовольством граждан условиями и площадью вновь предоставленных жилых помещений и так далее.
Попробуем разобраться и проанализировать наиболее часто встречающиеся в судебной практике споры, связанные с последствиями признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания.
Защита прав собственников, чьи помещения признаны в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, производится в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, ярко демонстрирующие такой порядок разрешения споров.
Так, судом рассмотрено дело по иску Ч., являющихся сособственниками двухкомнатной квартиры. Жилой дом, в котором находится указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в перечень домов областной адресной программы. Администрация г. Жигулевска предлагала собственникам однокомнатную квартиру, от которой истцы отказались, так как считают, что им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение ранее занимаемому в соответствии со статьей 89 ЖК РФ.
Суд отказал в удовлетворении требований собственников о предоставлении им равнозначной по площади и количеству комнат квартиры, поскольку в соответствии со статьей 32 ЖК РФ жилые помещения собственнику взамен занимаемого предоставляются по соглашению, заключенному с органами, вынесшими решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что соглашения о предоставлении истцам двухкомнатной квартиры вместо принадлежащего им жилого помещения сторонами не достигнуто, при этом закон не предусматривает обязанности органа местного самоуправления предоставить истцам другое жилое помещение взамен изымаемого.

Таким образом, очевидно, что законодатель предусмотрел обязанность органов власти лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено иное жилое помещение, стоимость которого засчитывается в выкупную цену, но не обязал орган власти предоставить взамен помещения, признанного непригодным, новое помещение по договору социального найма. Но из этого правила существуют исключения. В случае, например, если гражданин докажет свой статус малоимущего и нужду в социальном жилье, то суд, как следует из практики, обяжет орган местного самоуправления предоставить новое жилье вне очереди.
Так, Ленинский районный суд города Самары 11.04.2011 принял решение об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самары предоставить Б.А.Н. жилое помещение на состав семьи из трех человек, площадью не менее нормы предоставления. При этом суд установил, что Б.А.Н является собственником комнаты в коммунальной квартире, вместе с ним в ней зарегистрированы и проживают его жена и сын. В 2000 году истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 3 человека. В 2006 году в доме, где расположено жилое помещение истца, произошел пожар, распоряжением заместителя Главы городского округа Самары от 12.04.2010 указанное помещение признано непригодным для проживания, а жилой дом - аварийным и подлежащим сносу. Судом установлено, что иного жилья собственник и члены его семьи для проживания не имеют, а ответчик никаких мер по отселению и предоставлению другого благоустроенного жилого помещения не предпринимал. При наличии указанных обстоятельств суд удовлетворил требования истца о предоставлении жилого помещения семье истца на основании договора социального найма по норме предоставления. При этом суд не принял во внимание ссылку ответчика на статью 32 ЖК РФ, поскольку в данном случае истец имеет право быть обеспеченным жильем в соответствии со статьей 57 ЖК РФ, а ответчик в случае необходимости не лишен права требовать от собственника жилого помещения исполнения обязанностей, которые возложены на него статьей 32 ЖК РФ.

Но и это еще не все. Как видно из предоставленной судебной практики, истец ранее состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а, как быть, если утрата дома произошла по причине пожара, например, а собственник при этом ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося, так как в этом не было необходимости? Ответ на этот вопрос дает Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым не исключена возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Что касается нанимателей, то вопросы предоставления им жилых помещений разрешаются в соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ с учетом статьи 89 Жилищного кодекса РФ, в силу которой жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Например, как ухудшение условий проживания суд расценил и выселение ответчиков Х. в жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в семье ответчиков имеются несовершеннолетние дети, а в поселке Озерный (район, где находится предоставляемая квартира) только планируется построить амбулаторию общей врачебной практики, кроме того, в школах, которые находятся вблизи указанного поселка, превышена предельная численность учащихся.

Также судом отказано в удовлетворении исковых требований, заявленных к семье С. о выселении, поскольку судом установлено, что С.М.В. является инвалидом первой группы, может передвигаться только на костылях, находится под наблюдением у врача-невролога, следовательно, ответчик нуждается в постоянном медицинском наблюдении. Однако, как следует из материалов дела, вблизи нахождения предоставляемого жилого помещения отсутствуют лечебные учреждения, аптеки, которые крайне необходимы для С.М.В.
Здесь следует обратить особое внимание на то, что даже в случае, если наниматели жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания, ранее состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, это не значит, что вновь предоставляемое им по договору социального найма жилое помещение будет соответствовать нормам предоставления. Такой вывод можно сделать из анализа Определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны и других на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. То есть граждане, состоящие ранее на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не снимаются с такого учета, если в этом не отпадает необходимость. Отсюда также следует, что если в квартире проживает одновременно несколько семей, это не значит, что все они автоматически получат отдельные жилые помещения.

Например, только частично удовлетворены требования Департамента управления имуществом городского округа Самары о выселении семьи Х. с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, а также частично удовлетворены требования ответчиков о предоставлении жилого помещения по норме предоставления вне очереди. Судом установлено, что на основании договора социального найма семья ответчиков проживала в однокомнатной квартире общей площадью 31,7 кв. м. Многоквартирный дом, в котором находится квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. Департаментом управления имущества городского округа Самары предложено ответчикам равнозначное жилье для переселения. От данного предложения ответчики отказались, ссылаясь на тот факт, что в настоящее время в квартире зарегистрированы фактически две семьи (брак между супругами Х. расторгнут, одна семья - это Х.С.В. с детьми, а вторая семья - это Х.Х.А. и члены его семьи), следовательно, они нуждаются в предоставлении двух квартир по норме предоставления. Ответчики просили предоставить Х.Х.А. и Х.С.В. с детьми отдельные жилые помещения по норме предоставления. Вместе с тем судом установлено, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары от 14.12.2001 семья Х.С.В. с составом пять человек (она, ее бывший муж Х.Х.А. и трое детей) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что ответчики, которых просит выселить из жилого помещения истец, должны быть обеспечены жилым помещением по норме предоставления во внеочередном порядке, а не равнозначным жилым помещением, которое предложено Департаментом управления имуществом г.о. Самары. При этом суд отказал ответчикам в удовлетворении их требований в части предоставления им двух квартир в связи с прекращением брака между супругами, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчики Х. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в составе пяти человек, в том числе бывшие супруги Х.Х.А., С.В.
Анализируя судебную практику, становится ясно, что жилые помещения в большинстве случаев предоставляются равные ранее занимаемым, а граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по-прежнему остаются в очереди на предоставление жилых помещений уже по норме предоставления. В этой ситуации целесообразнее было бы сразу предоставлять в судебном порядке помещения с учетом данных норм, но, к сожалению, в рамках имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, это не представляется возможным. Хотя бывают и такие случаи, когда помещение предоставляется по норме предоставления, но является, в свою очередь, меньше по площади ранее занимаемого.
Так, в обращении в суд истица указала, что она и ее семья занимали жилое помещение, состоящее из трех комнат, предоставленное по договору социального найма. Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, частичное расселение граждан произведено в 2008 - 2010 годах. В настоящее время указанного дома не существует, однако жилым помещением истица до настоящего времени не обеспечена. Истица просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение, состоящее из трех комнат, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению. Суд исковые требования удовлетворил частично, обязал ответчика предоставить истице благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления в границах городского округа Чапаевск, поскольку установил, что три жилых комнаты в квартире были предоставлены С.Г.Г. и членам ее семьи (супругу, дочери К.С.В., сыну С.Р.В.), однако все проживающие в указанном помещении сняты с регистрационного учета (отец истца умер, наниматель С.Г.Г. и ее сын С.Р.В. переехали на другое постоянное место жительства). Таким образом, на момент сноса дома в жилом помещении, непригодном для проживания, была зарегистрирована только истица. Суд посчитал, что у истицы отсутствует право требования равнозначного жилого помещения ранее занимаемому, поскольку жилое помещение, признанное непригодным, состоящее из трех комнат общей площадью 68,3 кв. м, ранее предоставлялось на семью, состоящую из четырех человек, в отношении трех из них договор социального найма фактически был расторгнут.

Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к следующим выводам.
Правовые последствия признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания различны для собственников и нанимателей. Причем наниматели в этом случае оказываются в наиболее выгодном положении, имея возможность во внеочередном порядке получить новое жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, а в некоторых случаях - и по нормам предоставления, если граждане ранее состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (или получили такое право в ходе признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания), а у органа, предоставляющего данное помещение, имеется такая возможность. Что же касается собственников жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, то они в соответствии с Жилищным кодексом РФ должны снести жилой дом за свой счет, а если этого не происходит, то получить выкупную стоимость ранее занимаемого жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Если же у органа, вынесшего решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, есть такая возможность, то по соглашению с собственником последний может получить взамен жилья, признанного непригодным, новое жилье, но никакие нормы предоставления при этом не учитываются, равно как и площадь ранее занимаемого помещения. Но, как видно из судебной практики, есть примеры, когда и собственники получают жилые помещения взамен признанных непригодными в случае, если ранее состояли на учете в качестве нуждающихся либо могут доказать свою нуждаемость в социальном жилье и малоимущность.
К огромному сожалению, приходится констатировать тот факт, что законодательство в сфере признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания еще недостаточно разработано, и, несмотря на то что ведется определенная работа по его совершенствованию, неразрешенными остаются еще многие вопросы. Имеется острая необходимость в систематизации законодательных актов, посвященных этой теме, а также четком урегулировании последствий признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания для собственников.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

50. В случае признания договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

51. Комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.

В случае выявления оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.

В случае признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома (жилых помещений в нем непригодными для проживания) в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о его вводе в эксплуатацию по причинам, не связанным со стихийными бедствиями и иными обстоятельствами непреодолимой силы, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в 5-дневный срок в органы прокуратуры для решения вопроса о принятии мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

52. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

V. Использование дополнительной информации для принятия решения

53. В случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 настоящего Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц.

54. Отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Комиссия оформляет в 3 экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания указанных граждан по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Информация об изменениях:

Положение дополнено разделом VI с 1 января 2019 г. - Постановление

VI. Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом

55. Садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).

56. Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр):

а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5 , и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

57. Заявитель вправе не представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости. В случае если заявителем не представлена указанная выписка для рассмотрения заявления о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом.

58. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов, предусмотренных пунктом 56 настоящего Положения, с указанием их перечня и даты получения уполномоченным органом местного самоуправления. В случае представления документов заявителем через многофункциональный центр расписка выдается многофункциональным центром.

59. Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления.

60. Уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом направляет заявителю способом, указанным в заявлении, такое решение по форме согласно приложению N 3 . В случае выбора заявителем в заявлении способа получения лично в многофункциональном центре такое решение направляется в указанный в настоящем пункте срок в многофункциональный центр.

61. Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях:

б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем;

в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа;

г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц;

д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения;

е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом).

62. Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 настоящего Положения.

63. Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом выдается или направляется указанным в заявлении способом заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Приложение N 1
к Положению

многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

и жилого дома садовым домом,
утвержденному постановлением Правительства РФ
от 28 января 2006 г. N 47
(с изменениями от 25 марта 2015 г., 24 декабря 2018 г.)

(форма)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом N ________________________________ __________________________________ (дата) _______________________________________________________________________ (месторасположение помещения, в том числе наименования населенного пункта и улицы, номера дома и квартиры) Межведомственная комиссия, назначенная _______________________________________________________________________, (кем назначена, наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, дата, номер решения о созыве комиссии) в составе председателя ________________________________________________ _______________________________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) и членов комиссии _____________________________________________________ _______________________________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) при участии приглашенных экспертов ____________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) и приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица _______________________________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) по результатам рассмотренных документов _______________________________ _______________________________________________________________________ (приводится перечень документов) и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, _____________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (приводится заключение, взятое из акта обследования (в случае проведения обследования), или указывается, что на основании решения межведомственной комиссии обследование не проводилось) приняла заключение о __________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (приводится обоснование принятого межведомственной комиссией заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) Приложение к заключению: а) перечень рассмотренных документов; б) акт обследования помещения (в случае проведения обследования); в) перечень других материалов, запрошенных межведомственной комиссией; г) особое мнение членов межведомственной комиссии: ______________________________________________________________________. Председатель межведомственной комиссии __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.) Члены межведомственной комиссии __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.) __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.)

Приложение N 2
к Положению о признании помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для проживания,
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, садового дома жилым домом
и жилого дома садовым домом,
утвержденному постановлением Правительства РФ
от 28 января 2006 г. N 47

(форма)

АКТ обследования помещения N ________________________________ __________________________________ (дата) _______________________________________________________________________ (месторасположение помещения, в том числе наименования населенного пункта и улицы, номера дома и квартиры) Межведомственная комиссия, назначенная ___________________________ ______________________________________________________________________, (кем назначена, наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, дата, номер решения о созыве комиссии) в составе председателя ________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) и членов комиссии _____________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) при участии приглашенных экспертов ____________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) и приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (ф.и.о., занимаемая должность и место работы) произвела обследование помещения по заявлению _________________________ _______________________________________________________________________ (реквизиты заявителя: ф.и.о. и адрес - для физического лица, наименование организации и занимаемая должность - для юридического лица) и составила настоящий акт обследования помещения ______________________ ______________________________________________________________________. (адрес, принадлежность помещения, кадастровый номер, год ввода в эксплуатацию) Краткое описание состояния жилого помещения, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________. Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия ________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований _________________________________________ ______________________________________________________________________. (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены) Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания ____________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________. Приложение к акту: а) результаты инструментального контроля; б) результаты лабораторных испытаний; в) результаты исследований; г) заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; д) другие материалы по решению межведомственной комиссии. Председатель межведомственной комиссии __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.) Члены межведомственной комиссии __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.) __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.) __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.) __________________________________ __________________________________ (подпись) (ф.и.о.)

Информация об изменениях:

Положение дополнено приложением 3 с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства России от 24 декабря 2018 г. N 1653

Приложение N 3
к Положению о признании помещения
жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания, многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, садового дома жилым
домом и жилого дома садовым домом,
утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации
от 28 января 2006 г. N 47
(с изменениями от 24 декабря 2018 г.)

(форма)

(Бланк уполномоченного

органа местного самоуправления)

Решение
о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом

Дата, номер

В связи с обращением ____________________________________________________ (Ф.И.О. физического лица, наименование юридического лица - заявителя) о намерении признать садовый дом жилым домом/жилой дом садовым домом, _________________________________________________ (ненужное зачеркнуть) расположенный по адресу: ________________________________________________ ________________________________________________________________________, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен дом: ________________________________________________________________________, на основании ____________________________________________________________ (наименование и реквизиты правоустанавливающего документа) ________________________________________________________________________, по результатам рассмотрения представленных документов принято решение: Признать ________________________________________________________________ (садовый дом жилым домом/жилой дом садовым домом - нужное указать) ________________________________________________________________________. ________________________ (должность) ________________________________ _________________________________ (Ф.И.О. должностного лица органа (подпись должностного лица органа местного самоуправления местного самоуправления муниципального образования, в муниципального образования, в границах которого расположен границах которого расположен садовый дом или жилой дом) садовый дом или жилой дом) М.П. Получил: "__" __________ 20__ г. ___________________ (заполняется в (подпись заявителя) случае получения решения лично) Решение направлено в адрес заявителя "__" _____________ 20__ г. (заполняется в случае направления решения по почте) ___________________________________ (Ф.И.О., подпись должностного лица, направившего решение в адрес заявителя)

В аварийных домах проживает большое количество людей. Но большинство таких зданий является непригодными для жизни, поэтому собственники имеют право на смену жилья. Как признать дом аварийным и получить квартиру?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для этого следует пройти определенную процедуру, действуя согласно правилам, прописанным в законодательстве РФ.

Признаки непригодного дома для проживания

Рассмотрим случаи, когда здание считается непригодным для проживания, является аварийным и требующим проведения капитального ремонта или сноса.

Комиссия может признать непригодным жилье частного и муниципального характера, если есть такие характеристики (согласно положению от 28 января 2006 года):

  • повреждено или деформировано несущую и ограждающую конструкцию;
  • отсутствуют отдельные элементы коммуникаций инженерного плана (не работает водопровод, отсутствует электроснабжение);
  • вентиляцией интегрируются потоки воздуха кухни, санитарных и жилых комнат;
  • показатели температуры не превышают 18 градусов длительное время;
  • показатели влажности более 60%;
  • нет инсоляции в определенном нормами количестве помещений;
  • объект располагается в подвальном или цокольном помещении;
  • отсутствуют окна в комнатах;
  • в квартире обнаружены токсичные вещества.

Признание жилья аварийным

Рассмотрим, какие права имеют владельцы ветхих помещений, какие основания признания аварийности дома могут возникнуть и как проводится снос объекта.

Подлежащим сносу

В том случае, если дом будет признан непригодным, собственники должны будут его снести в установленные властями сроки.

Если снос не осуществлен, земля, на которой располагается объект, будет изъята для муниципальных потребностей.

Соответственно, будут изъяты и квартиры, кроме тех, что принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям.

Основания

Основаниями для признания объекта аварийным (непригодным) являются факторы ():

  1. Расположение дома на территории, где есть высокий риск оползней, селевого потока, снежной лавины, паводков.
  2. Дом находится на территории с высокой вероятностью разрушения при техногенной аварии.
  3. Объект находится в зоне, где близко располагается линия электропередачи переменного тока.
  4. Жилье повреждено в результате геологического явления (пожара, взрыва и т. д.), если восстановить здание невозможно.
  5. Дом расположен рядом с магистралью, где показатели шума превышают допустимые нормативы (лимит – 55 децибел).
  6. Здание находится рядом с территорией, где осуществляется промывка и очистка мусоропроводов.
  7. Не выполнены нормы санитарно-эпидемиологической службы и гигиенические требования.
  8. Произошла серьезная деформация фундамента или других конструктивных элементов.

Права проживающих

Права собственников аварийных жилых помещений отражены в . О правах нанимателей говорится в , .

Владельцы и наниматели таких объектов могут рассчитывать на выкуп помещения или требовать предоставить другое жилье с зачетом цены в выкупную стоимость.

Наниматель (по договору соцнайма) может надеяться на предоставление квартиры, но не меньше и не хуже той, что имеется.

При определении выкупной стоимости будут учтены:

  • рыночные цены;
  • убытки, что понесет владелец квартиры при изъятии.

Сроки сноса

Территориальными округами самостоятельно планируются сроки сноса аварийных помещений. Для этого разрабатываются специальные программы, выделяются средства из бюджета, инициируется строительство новых объектов.

К примеру, московскими властями принято решение о сносе зданий 1959 – 1966 годов в срок до 2018 года. Узнать сроки можно на официальных сайтах.

Если житель аварийного помещения самостоятельно подал обращение о сносе, то будет влиять другой фактор – обеспечение жильцов другим жильем.

Порядок действий

При процедуре признания аварийности стоит выполнить такие действия:

  1. Подайте заявление в комиссию, которая в итоге даст заключение. Оно будет рассмотрено представителем уполномоченного органа в течение 30 дней. В особых случаях сроки проведения процедуры сократятся до 1 дня.
  2. Соберите документы.
  3. Закажите экспертизу, после проведения которой будет вынесено решение в течение 5 дней.

Куда обратиться?

Признать дом непригодным может межведомственная комиссия, которая состоит из:

  • собственников;
  • нанимателей квартир;
  • инженеров-проектировщиков;
  • работников пожарных, эпидемиологических и других служб.

С заявлением стоит отправиться в департамент жилищной политики, который есть в каждом регионе.

Если вы получили отказ в признании непригодности объекта, то можете направить иск об обжаловании такого решения в судебную инстанцию. Допускается обращение в суд и при наличии проблемной ситуации.

Если дом будет признан непригодным, то происходит автоматическое расторжение договора найма, прекращаются арендные отношения.

Документы

Вам стоит собрать такие справки:

  • ксерокопии документов на квартиру, заверенные нотариусом;
  • план жилого объекта;
  • техпаспорт на дом;
  • заявления от владельцев (жалобы от соседей) о несоответствии здания нормативам;
  • акт о проведенном осмотре (за последние три года) жилого здания, где отражены виды и объемы ремонта, что осуществлялся за указанный период;
  • документ, в котором указано техническое состояние жилья, что был выдан предприятием с лицензией на проведение проектно-изыскательных работ;
  • акты жилищной инспекции региона РФ с результатом реализованных мероприятий государственного контроля по нормам законодательства о пользовании и сохранности объекта;
  • иные документы, которые назовет представитель территориального отделения.

Образец заявления

После рассмотрения заявления и проведения осмотра объекта, комиссия вынесет одно из таких решений:

  • помещение соответствует требованиям, что предъявляются для жилых зданий, и является пригодным;
  • необходимо провести капитальный ремонт, реконструировать или перепланировать объект;
  • помещение не соответствует требованиям, что предъявляются для жилых конструкций;
  • выносится решение о признании жилья аварийным и подлежащим сносу;
  • многоквартирный объект является аварийным и должен быть реконструирован.

После вынесения решения аварийности помещения вас должны на время отселить в другой дом для проведения восстановительных работ.

В том же случае, если квартира будет признана непригодной для проживания, жильцов должны переселить и снести дом.

Получение квартиры

Если помещение признано аварийным и непригодным для проживания, вас должны и предоставить другое жилье, которое является равноценным взимаемому.