На основе полученных данных можно. На основании полученных данных

1.Большинство учеников относятся к самостоятельной работе негативно или безразлично.

2.В качестве мотива выполнения самостоятельной работы в основном выступает возможность проверить свои знания, а не возможность их пополнить и углубить, проявить самостоятельность.

3.При выполнении самостоятельной работы учащимся требуется более подробный инструктаж.

4.Наиболее действенными стимулами самостоятельной учебной деятельности являются интересное задание, посильное задание, требовательность преподавателя.

В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся - решения второй из поставленных нами задач, проводилось тестирование по основным вопросам географии и беседа с преподавателем. Были получены следующие результаты: приблизительно 35% (7 человек) имеют высокий уровень знаний, умений, навыков, 35% (7 человек) – средний и 29% (5 человек) – низкий. Для старшеклассников второй группы результаты распределились следующим образом: 41% (8 человек) – высокий уровень, 35% (7 человек) – средний, 24% (4 человека) – низкий.

Характерные черты и особенности учебной деятельности старшеклассников, возникающие затруднения при выполнении самостоятельной работы мы выявляли, используя такие методы, как тестирование, наблюдение.

Так, результаты теста показали, что 29% (5 учеников) действуют импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания преподавателя на начальном этапе работы, 29% (5 учеников) - действуют спокойно и уверенно, 42% (9 учеников) - учащиеся, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность и робость. Что касается эмоционального состояния, то 53% (10 человек) чувствуют себя спокойно и 47% (9 человек) - тревожно. Среди трудностей, которые чаще всего возникают у учащихся, особенное значение приобретают следующие: «Чаще всего я не знаю, как надо выполнять работу» и «Не умею контролировать ход своей работы». Ученики второй группы испытывают аналогичные трудности при выполнении заданий, что и в первой.

В ходе наблюдения было установлено, что многие школьники испытывают затруднения при работе с картой, при сравнении имеющихся данных, при анализе результатов. На наш взгляд, это связано с недостаточной подготовкой школьников к работе, с непониманием цели работы.

Четвертая задача решалась нами при помощи использования методики «Диагностика параметров самостоятельной деятельности школьников». Выяснялись и оценивались такие качества личности: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность, самостоятельность. Была проведена оценка преподавателем параметров самостоятельной деятельности учащихся и самооценка учениками параметров своей деятельности. Сравнивая полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: наибольшую выраженность получили такие качества самостоятельной деятельности, как ответственность, организованность, наименьшую выраженность – активность, мотивация.

Результаты диагностики были соотнесены нами с выделенными критериями и уровнями развития самостоятельности. В итоге мы выявили, что 20% (4 человека) первой группы имеют высокий уровень развития самостоятельности (интенсивно-творческий), 33% (7 человек) - средний уровень (активно-поисковый) и 47% (8 человек) - низкий (подражательно-пассивный). Что касается второй группы, то здесь 22% (5 человек) имеют высокий уровень развития самостоятельности, 33% (6 человек) – средний и 45% (8 человек) - низкий.

Первая группа Вторая группа

Таким образом, было выявлено, что у большинства школьников самостоятельность как качество личности развита недостаточно, что связано с отсутствием положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы, со слабой реализацией подхода, согласно которому самостоятельность может эффективно развиваться на практических занятиях. Установлено, что проблеме развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии уделяется недостаточное внимание, отсутствует учет организационных и содержательных аспектов развития самостоятельности. Согласно структуре самостоятельности (мотив – умения – воля), можно отметить недостаточное развитие у учащихся одного или нескольких ее компонентов.

На основе полученных данных первую группу мы назвали экспериментальной, а вторую – контрольной.

3.2. Апробирование методики проведения практических работ на уроке географии с целью развития самостоятельности учащихся

На данном этапе опытно-экспериментальной работы в качестве цели выступало развитие самостоятельности школьников в процессе проведения практических занятий по географии на основе реализации предложенной нами модели развития самостоятельности. В связи с этим задачи формирующего этапа мы определили следующим образом:

1.Сформировать положительную мотивацию учащихся к самостоятельной работе.

2.Совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в процессе проведения практических занятий по географии.

3.Стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на преодоление возникающих затруднений.

4.Совершенствовать качества самостоятельной деятельности на практических занятиях по географии.

В рамках этого этапа работы проводились практические занятия по географии в экспериментальной группе, организованные согласно разработанной модели.

1)осуществляется предварительная подготовка учащихся к практическим занятиям, способствующая формированию необходимых знаний, умений, навыков для выполнения данной работы;

3)в процессе подготовки к практическим занятиям и непосредственно на них учащиеся преодолевают некоторые затруднения в плане выполнения посильных заданий как самостоятельно, так и при дозированной помощи преподавателя.

В контрольной группе занятия проводились обычным образом. Кроме того, занятие, полностью разработанное нами, в ней вообще не проводилось, практически отсутствовал этап предварительной подготовки к занятиям.

Опишем методику одного из проведенных в экспериментальной группе занятий на примере работы «Плотность населения, расселение и урбанизация».

Как правило, выполняя практическую работу, учащиеся действуют в парах постоянного состава. На организованных нами занятиях некоторые учащиеся работали в парах, а некоторые выполняли работу индивидуально. Это было связано с тем, что учащиеся имеют различный уровень подготовки, различный уровень сформированности познавательных умений и навыков, различный темп работы, психологические особенности. То есть, мы осуществляли в некоторой степени индивидуализацию и дифференциацию обучения. Цель подобной дифференциации – обеспечить наиболее благоприятные условия для развития у учащихся такого качества личности, как самостоятельность.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что баланс предприятия не является ликвидным. В 2010 и 2009 годах выполняется лишь третье неравенство, тогда как в 2008 году первое и третье. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Фактически предприятие неплатёжеспособно в ближайшей перспективе.

Краткосрочные обязательства не могут быть погашены. Как видим, организация не в состоянии будет рассчитываться по своим наиболее срочным обязательствам с помощью наиболее ликвидных активов и в случае такой необходимости придется задействовать другие виды активов или заемные средства. Недостаток средств по первой и второй группам активов компенсируется избытком их по третьей и четвертой категориям. Но в фактической платёжной ситуации менее ликвидные активы не могут заменять более ликвидные.

В отчётном году баланс предприятия также неликвиден. Необходимо принимать ряд мер по укреплению финансового состояния предприятия и улучшения его платёжеспособности.

Но такая ситуация характерна для большинства предприятий и еще фактически ничего не значит. Для уточнения ситуации с платежеспособностью рассчитываются специальные коэффициенты, которые затем сопоставляются с установленными нормативными значениями и рассматриваются в динамике для установления закономерности развития. Расчет и анализ указанных показателей представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Относительные показатели платежеспособности МУ БГПАТП за 2008-2010 гг.

Показатели

отклонение 2010 к 2008гг

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент срочной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Динамика коэффициентов платежеспособности предприятия выявляет тенденцию по снижению ликвидности в течение всего периода исследования.

Нормативному значению соответствует лишь величина коэффициента абсолютной ликвидности в 2008 году - 0,56. Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее строгим показателем платежеспособности. Его значение в отчетном году крайне мало - 0,01, что на 0,55 меньше чем в 2008 году.

Коэффициент срочной или быстрой ликвидности не соответствует рекомендуемому значению на протяжении всего периода исследования, при этом постоянно снижается. Значение этого показателя в 2010 году - 0,04, что на 0,54 меньше аналогичного значения 2008 года.

Коэффициент текущей ликвидности представляет собой обобщающий показатель платежеспособности компании, он наиболее интересен потенциальным инвесторам и кредиторам. Значение коэффициента текущей ликвидности не соответствует рекомендуемому и демонстрирует тенденцию к снижению в сравнении с 2008 годом, однако, в 2010 значение показателя чуть больше чем в 2008 году - на 0,02.

Оценим финансовую устойчивость компании, рассчитав достаточность оборотного капитала для финансирования запасов и затрат компании.

На основании данных таблицы 12 видно, что предприятие МУ БГПАТП находится в тяжёлом финансовом положении. На протяжении всего периода исследования, на предприятии прослеживается нехватка Собственных оборотных средств (СОС). Предприятие практически не использует долгосрочное кредитование для формирования оборотного капитала. Как видно из таблицы для привлечения средств в больших объёмах используются краткосрочные кредиты и займы.

На основе полученных данных можно сделать выводы. Показатель фондоотдачи составил 4,15 руб. Это значит, что каждый рубль активов предприятия создает 4,15 руб. от произведенной продукции. В свою очередь фондоемкость, равная 393,8, говорит о том, что чтобы произвести один продукт необходимо использовать 393,8 единицы наших активов. Показатель фондовооруженности (361 680,11) показывает, сколько из среднегодовой стоимости приходиться на каждого работающего. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает то, сколько раз в год должны обернуться оборотные средства, для производства запланированного объема продукции. В нашем случае, коэффициент оборачиваемости равен 5. Т.е. за год оборотные фонды должны оберутся на предприятии 5 раз. Длительность одного оборота составляет 288 дней, т.е. 12 месяца. Производительность в стоимостном выражении равна 1502129,03 руб. и она показывает, сколько от выручки реализованной продукции приходится на одного работающего. Производительность в натуральном выражении равна 581 шт. показывает то, сколько приходиться выпущенной продукции на каждого работающего.

Еще статьи по экономике

Стратегия развития Республики Дагестан
Актуальность темы исследования. Современные российские экономические преобразования проходят сложные трансформационные изменения, целью которых является построение конкурен...

Управление формированием и использованием активов предприятия
актив ликвидность движение оборотный Определение и детальное рассмотрение категории активы в экономической науке является одной из ключевых проблем. Острота ее изучения подчерки...

Иностранные инвестиции
Актуальность исследуемого вопроса, следует из того, что современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мира активно инвестируют свои сре...

Итак, на основе полученных данных, можно проанализировать имущественное состояние предприятия, темп роста оборотных активов равен 68,62. это свидетельствует о снижении оборотных активов за 2011 год на 32,30%, что свидетельствует о негативной динамике. Коэффициент пригодности необоротных активов составил 91,66 в 2011 году, что на 4,9% больше чем в 2010 году, это означает, что предприятие направляет свои денежные средства на формирование производственной базы. Данные показатели: коэффициент годности и износа основных средств, свидетельствуют о том что основные средства на предприятии находятся в хорошем состоянии. Коэффициент износа уменьшился на 0,1, а это свидетельствует об обновлении основных средств для поддержания и улучшения производственных мощностей.

Для оценки ликвидности предприятия используем показатели, которые рассчитываются по формулам :

СОК=СК-НА (2.11)

где СОК - размер собственных оборотных средств;

СК - собственный капитал;

НА - необоротные активы.

Мсок=ДС/СОК (2.12)

где Мсок - маневренность собственных оборотных средств;

ДС - денежные средства и их эквиваленты;

СОК - размер собственных оборотных средств.

Кпок=(ОА+Зб.п.)/(ТЗ+Дб.п.) (2.13)

где Кпок - коэффициент покрытия;

ОА - оборотные активы;

ТЗ - текущие задолженности;

Кб.лик.=(ОА+ Зб.п. +З.Т.)/(ТЗ+Дб.п.) (2.14)

где Кб.лик. - коэффициент быстрой ликвидности;

ОА - оборотные активы;

Зб.п. - затраты будущих периодов;

З.Т. - запасы и товары;

ТЗ -текущие задолженности;

Дб.п. - доходы будущих периодов.

Кабс.лик.= ДС(нац. и инос.)/(ТО+Дб.п.) (2.15)

где Кабс.лик. - коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС(нац. и инос.) - денежные средства и их эквиваленты в нац. и ностранном валюте;

ТО - текущие обязательства;

Дб.п. - доходы будущих периодов.

Добор.ср.в акт = (ОА+ Зб.п.)/Б (2.16)

где Добор.ср.в акт. - доля оборотных средств в активе;

ОА - оборотные активы;

Б - баланс;

Дпроиз.зап. в тек.акт = ПЗ/(ОА+Зб.п.) (2.17)

где Дпроиз.зап. в тек.акт - доля производственных запасов в текущих активах;

ПЗ - производственные запасы;

ОА - оборотные активы;

Зб.п. - затраты будущих периодов.

Результаты расчета представлены в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Оценка ликвидности предприятия

Показатели

Отклонения

относит, %

1.Размер собственных оборотных средств, тыс.грн.

2.Маневренность собственных оборотных средств

3.Коэффициент покрытия

4.Коэффициент быстрой ликвидности

5.Коэффициент абсолютной ликвидности

6.Доля оборотных средств в активе

7.Доля производственных запасов в текущих активах

Больше по теме...

Экономический анализ предприятия
В условиях рыночной экономики тема анализа деятельности предприятия является актуальной. Особую актуальность приобретает анализ информации при принятии стратегически важных решений в настоящее время, когда российские предприятия поставлены в центр чрезвычайных обстоятельств, вызванных действием множества противоречивых, трудно прогнозируемых кризисных процессов в экономике, политике, ...

Основные модели рыночной экономики преимущества, недостатки, перспективы развития
Мировое общество имеет богатый исторический опыт организации социальной и прежде всего экономической жизни как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Уже при первом и самом поверхностном анализе этого опыта обнаруживается, что формы организации экономической жизни общества и на том, и на другом уровне сложны и многообразны. При этом экономическая наука ещё не выработала ед...

Рассмотрим пример того, как можно на основе полученных эмпирических данных оценить параметры распределения случайной величины. Пусть у нас есть результаты оценки 20 мужчин и 20 женщин по шкале феминность – маскулинность опросника ММРI (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Результаты оценки феминности – маскулинности (в порядке возрастания)

Оценка математического ожидания но данным эксперимента

Выполним оценку математического ожидания по данным эксперимента. Для начала посмотрим, как можно "вручную" оценить величины математического ожидания для выборки мужчин и женщин. Вспомним, что в этом случае у нас есть три варианта действий.

  • 1. Оценка среднего арифметического . Для того чтобы использовать эту возможность оценки математического ожидания, необходимо прежде всего подсчитать суммы всех тестовых баллов отдельно для выборки мужчин и женщин. Результат оказывается следующим: общая сумма баллов для мужчин составила 724, для женщин – 586. Теперь полученные суммы необходимо разделить на объем выборки. В нашем случае и мужская, и женская выборки содержат по 20 человек. Таким образом, воспользовавшись формулой (1.2), получаем, что оценка математического ожидания для выборки мужчин составляет 36,2 балла, для выборки женщин – 29,3 балла.
  • 2. Оценка моды распределения . Вспомним, что модой называют наиболее часто встречающееся значение. Для того чтобы оценить ее, построим для начала частотное распределение тестовых баллов для двух выборок. Результаты таких подсчетов представлены в табл. 1.2, где указаны все набранные испытуемыми баллы, а также число испытуемых – мужчин и женщин – набравших соответствующее число баллов. Те же данные можно представить более наглядно в виде гистограммы (рис. 1.3). Гистограмма отражает связь между наблюдаемыми значениями случайной величины и частотой их проявления. Непосредственно наблюдаемые значения, как правило, откладывают по горизонтальной оси (оси абсцисс), частоты их проявления – по вертикальной (оси ординат).

Таблица 1.2

Распределение набранных баллов феминности – маскулинности в группах мужчин и женщин

Набранный балл

Число испытуемых

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что в группе мужчин три значения встречаются наиболее часто, по три раза: 30, 31 и 41 балл. Таким образом, в этой группе мы не обнаруживаем моды распределения. В группе женщин одно значение встречается чаще других – 33 балла. Это и есть мода распределения. Как видим, это значение несколько отличается от того, что было получено при расчете среднего арифметического, которое оказалось 29,3.

Рис. 13.

3. Оценка медианы . Для того чтобы оценить медиану распределения в двух выборках, необходимо прежде всего упорядочить полученные нами данные по возрастанию. В табл. 1.1 данные представлены именно таким образом. Поскольку у нас по 20 испытуемых в каждой группе, то середина вариационного ряда, упорядоченного по возрастанию или убыванию, придется на 10–11 испытуемых: ведь до 10-го испытуемого оказывается ровно 9 испытуемых с меньшими или равными баллами и после 11-го испытуемого остается ровно 9 испытуемых с большими или равными баллами. Отсчитаем девять строк снизу и девять строк сверху, обнаружим, что и в мужской, и в женской выборках испытуемые, оказавшиеся на 10–11-м местах, показывают одинаковые результаты: у мужчин это 36 баллов, у женщин – 31 балл.

Таким образом, медианное значение феминности – маскулинности в мужской выборке практически соответствует значению среднего арифметического, тогда как для женской выборки мы обнаруживаем значение, которое оказывается чуть больше найденного ранее среднего арифметического, но чуть меньше найденной ранее моды распределения, фактически располагаясь между этими значениями.

Те же действия можно осуществить и с помощью компьютера. В простейшем случае для расчетов может быть использована любая программа электронных таблиц, как, например, MS Excel из офисного пакета корпорации Microsoft или ее аналоги в других офисных пакетах. Для оценки среднего арифметического необходимо будет воспользоваться функцией СРЗНАЧ . Она возвращает среднее значение (среднее арифметическое) аргументов. Например, если диапазон А1:А20 содержит числа, формула = СРЗНАЧ(А1:А20) возвращает среднее значение этих чисел . Для расчета моды и медианы необходимо соответственно воспользоваться функциями МОДА и МЕДИАНА. Электронные таблицы также, как правило, предоставляют довольно развитые возможности для построения сводных таблиц и гистограмм.

Более эффективно позволяют провести необходимые вычисления специальные статистические программы. Так, известная программа статистического анализа SPSS Statistics, в последнее время разрабатываемая и поддерживаемая компанией IBM для ОС Windows, MacOS и Linux, содержит модуль описательной статистики. Его можно найти в разделе меню "Анализ". Аналогичные возможности представляют и другие статистические пакеты, наиболее мощным из которых представляется пакет статистического анализа STATISTIC А компании StatSoft Inc.

Рассмотрим, как можно оценить математическое ожидание полученных данных и построить их частотное распределение с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics (предполагается, что в нашем распоряжении имеется русская редакция этой программы для среды Windows ).

Сначала необходимо правильно подготовить файл данных. Для этого запускаем программу, переходим на вкладку "Переменные" и вводим в первом столбце имена всех исследуемых переменных. В нашем случае это могут быть переменные "мужчины" и "женщины" (рис. 1.4), хотя в общем случае лучше создать две переменные: "пол" и "феминность" и далее использовать фильтры для отбора подходящих для анализа данных.

Рис. 1.4. Создание переменных для анализа данных по феминности – маскулинности в IBM SPSS Statistics

Затем переходим на вкладку "Данные" и вводим имеющиеся у нас результаты измерения (рис. 1.5).

Для расчета среднего арифметического, моды и медианы необходимо выбрать в модуле описательной статистики пункт меню "Частоты", в появившемся окне – переменные для анализа, затем нажать кнопку "Статистики". Во вновь появившемся окне выбираем "Среднее", "Медиана" и "Мода" (рис. 1.6).

Для построения гистограмм в окне "Частоты" выбираем пункт "Диаграммы" (рис. 1.7), в появившимся окне выбираем пункт "Гистограммы". Также при необходимости можно отметить чекбокс "Показать на гистограмме нормальную кривую". В этом случае можно будет сравнить имеющееся частотное распределение с теоретически возможным нормальным распределением.

Предполагается, что используется русская версия MS Office 2013.

  • Диапазоном называют две или более ячеек листа. Ячейки диапазона могут быть как смежными, так и несмежными.
  • В MS Excel, начиная с версии 2010, для вычисления моды рекомендуется использовать функции МОДА.ОДН и МОДА.НСК соответственно для вычисления одной и нескольких мод распределения.