Без шансов на выплату. Пятерка стран с самым высоким госдолгом

Подсчитаны новые данные государственного долга стран мира в 2017 году. Учитывая уникальность экономики каждой страны, для более объективного сравнения государственный госдолг сравнивается с валовым внутренним продуктом (ВВП).



Государственный долг различают двух типов:

Текущий – тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2017. Общий государственный – накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы.

Чтобы оценить величину госдолга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Так, в 2016 году государственный долг Японии составлял около 248,1 % от ВВП. Это означает, что для полного погашения государственного долга, всё население страны должно работать в течение 2,5 лет, полностью отказавшись от использования ВВП в других целях, например как собственное потребление. В действительности в течение этого периода возникнет новая задолженность, так как полный отказ от собственного потребления невозможен. С другой стороны, Япония является, наряду с Китаем, самым крупным кредитором США. И при взаиморасчёте, положение Японии может оказаться лучше, чем США.

Стоит отметить, что экономика США при наличии крупнейшего госдолга в мире и самого крупного ВВП в соотношении находится лишь на 9 месте.

Эксперты утверждают, что госдолг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности.

Далее приведены значения государственного долга (брутто, без встречных требований других государств) по отношению к ВВП. При этом не учитываются обязательства государств по пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, здравоохранения и другие виды финансирования. В том числе и скрытая задолженность.

Государственный долг стран мира 2017 в процентах от ВВП:

1 Япония – 250,91
2 Ливан – 147.62
3 Италия – 131.71
4 Эритрея – 127.5
5 Португалия – 127,33
6 Кабо-Верде – 122.25
7 Бутан – 122.12
8 Ямайка – 116.07
9 США – 107.48
10 Барбадос – 106.58
11 Бельгия – 106,52
12 Гамбия – 99.24
13 Ливия – 98.94
14 Франция – 98.84
15 Испания – 98,47
16 Сингапур – 99,93
17 Мальдивы – 95.84
18 Кипр – 95.32
19 Ирак – 95.22
20 Мавритания – 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи – 93.77
22 Украина – 92.31
23 Белиз – 92.04
24 Бахрейн – 92.01
25 Канада – 90.56
26 Хорватия – 88.99
27 Египет – 88.82
28 Антигуа и Барбуда – 88.08
29 Великобритания – 87.92
30 Сент-Люсия – 87.87
31 Иордания – 87.45
32 Ирландия – 84.6
33 Австрия – 83.85
34 Мозамбик – 82.02
35 Словения – 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины – 81.73
37 Доминика – 81.28
38 Бразилия – 80.49
39 Гренада – 78.26
40 Сербия – 77.94
41 Черногория – 76.99
42 Шри-Ланка – 74.83
43 Венгрия – 74.46
44 Киргизия – 73.52
45 Гана – 72.21
46 Тринидад и Тобаго – 69.4
47 Республика Конго – 68.99
48 Беларусь – 68.89
49 Ангола – 68.65
50 Албания – 67.77
51 Израиль – 67.69
52 Багамские Острова – 67.56
53 Малави – 67.45
54 Финляндия – 66.25
55 Лаос – 66.11
56 Германия – 65.88
57 Индия – 65.56
58 Нидерланды – 64.89
59 Вьетнам – 64.82
60 Уругвай – 64.01
61 Марокко – 63.97
62 Пакистан – 63.66
63 Того – 63.13
64 Сальвадор – 61.79
65 Джибути – 61.33
66 Аргентина – 60.87
67 Мальта – 60.78
68 Тунис – 59.27
69 Эфиопия – 59.03
70 Замбия – 58.61
71 Лесото – 58.5
72 Сейшельские Острова – 58.49
73 Йемен – 58.15
74 Пуэрто-Рико – 57.7
75 Маврикий – 57.56
76 Самоа – 57.01
77 Катар – 56.38
78 Сенегал – 56.22
79 Сент-Китс и Невис – 55.98
80 Малайзия – 54.96
81 Кения – 54.96
82 Мексика – 54.89
83 Зимбабве – 54.89
84 Таджикистан – 54.43
85 Гайана – 54.1
86 Польша – 52.85
87 Исландия – 52.63
88 Судан – 52.43
89 Сьерра-Леоне – 52.14
90 Центральноафриканская республика – 52.11
91 Южно-Африканская Республика – 52.11
92 Словакия – 51.89
93 Гондурас – 49.76
94 Габон – 49.52
95 Китай – 49.32
96 Армения – 48.93
97 Боливия – 48.28
98 Колумбия – 47.99
99 Нигер – 47.85
100 Дания – 47.73

175 Россия – 19.43

Внешний долг России перед другими странами на 2017-2018 год

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2017 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2018 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Беларусь до 2025 года должна выплатить 23,5 млрд долларов госдолга

Беларусь в 2019-2025 годах планирует направить на обслуживание и погашение внешнего и внутреннего государственного долга 23,46 млрд долларов. Такие данные Минфина приводятся в проспекте эмиссии евробондов, которые белорусские власти размещали в первом квартале.

Выплаты по внешнему государственному долгу должны составить 19,1 млрд долларов, по внутреннему - 4,36 млрд.

При этом в 2019-2023 годах платежи по госдолгу составят 18,5 млрд долларов: в 2019 году - 3,6 млрд, в 2020-м - 3,78, в 2021-м - 3,54, в 2022-м - 3,6, в 2023-м - почти 4 млрд долларов.

В 2024-2025 годах, как ожидается, платежи по внутреннему и внешнему госдолгу снизятся до 2,59 и 2,36 млрд долларов соответственно.

«Исходя из всех параметров, можно сказать, что госдолг является устойчивым, но при этом он выступает весьма значительным бременем для страны с точки зрения ежегодной нагрузки по обслуживанию и погашению госдолга. Мы оцениваем в среднесрочной перспективе ежегодные платежи по госдолгу на уровне 3,5 млрд долларов - это большая сумма для экономики страны», - подчеркивал ранее первый заместитель министра финансов Максим Ермолович, отвечая на вопросы журналистов.

В свою очередь Александр Лукашенко поставил задачу перед экономическими властями решить долговую проблему. «Главный вызов, с которым надо справиться правительству и Нацбанку в ближайшие годы, - „перерасти“ долговую нагрузку и выйти в зону безопасности. Будущим поколениям мы должны оставить Беларусь без долгов», - заявил официальный лидер, выступая в апреле с ежегодным посланием к народу и парламенту.

По данным Минфина, в 2018 году на погашение и обслуживание госдолга будет направлено 3,6 млрд долларов, в том числе 2,4 млрд долларов из недолговых источников.

Отношение долга к ВВП сравнивает суверенный долг страны с ее общей экономической продукцией за год. Его выпуск измеряется валовым внутренним продуктом.

Это соотношение является полезным инструментом для инвесторов, лидеров и экономистов. Это позволяет им оценивать способность страны погасить свой долг. Высокий коэффициент означает, что страна не производит достаточных средств для погашения своей задолженности. Низкое соотношение означает, что для совершения платежей имеется много экономической продукции.

Если страна была домохозяйством, ВВП подобен ее доходу. Банки дадут вам больший кредит, если вы сделаете больше денег. Точно так же инвесторы будут рады взять на себя долг страны, если она вырастет больше. После того, как инвесторы начнут беспокоиться о погашении, они будут требовать более высокую процентную ставку для более высокого риска дефолта. Это увеличивает стоимость долга страны. Это может быстро стать долговым кризисом.

Tipping Point

Что такое переломный момент? В исследовании Всемирного банка было установлено, что если отношение долга к ВВП превышает 77 процентов в течение длительного периода времени, это замедляет экономический рост. Каждый процентный пункт долга выше этого уровня стоит стране 1,7 процента в экономическом росте.

Это еще хуже для развивающихся рынков. Там каждый дополнительный процентный пункт долга выше 64 процентов будет медленно расти на 2 процента каждый год.

Как использовать соотношение долга к ВВП

Отношение долга к ВВП позволяет инвесторам в государственных облигациях сравнивать уровни задолженности между странами.

Например, долг Германии составляет 2 доллара. 7 трлн., Что в два раза меньше, чем в Греции, что составляет 514 млрд долларов. Но ВВП Германии составляет 3 доллара. 8 триллионов, что намного больше, чем 281 миллиард Греции. Вот почему Германия (самая большая страна в ЕС) должна была выручить Грецию, а не наоборот. Отношение долга к ВВП для Германии составляет 72%, а для Греции - 182%.

Итак, является ли отношение долга к ВВП хорошим предиктором, из которого страна будет дефолт? Не всегда. Отношение долга Японии к ВВП составляет 228 процентов. Японии не грозит дефолт, поскольку большая часть ее долга принадлежит ее собственным гражданам. Многие греческие долги проводились иностранными правительствами и банками. Поскольку кредитные ноты Греции стали обязательными, его долг был понижен рейтинговыми агентствами, такими как Standard & Poor"s, что привело к росту процентных ставок. Греция должна была найти способ увеличить доход, а также сократить расходы и увеличить налоги. Это еще больше замедляло экономику, что еще больше сократило доход и способствовало погашению долга.

Отношение долга к ВВП США составляет 104% . Но это не критично для страны, которая может выпускать долг в своей собственной валюте. Соединенные Штаты могут просто распечатать больше долларов, чтобы погасить долг.По этой причине риск дефолта очень низкий. С другой стороны, владельцы долговых обязательств заканчивают деньгами, которые стоят меньше. Это в конечном итоге заставит их избежать долгов США.

По мере того как отношение долга к ВВП страны возрастает, он часто сигнализирует о том, что рецессия продолжается. Это потому, что ВВП страны сокращается в результате рецессии. Это приводит к тому, что налоги и федеральные доходы снижаются в то же самое время, когда правительство тратит больше средств на стимулирование своей экономики.

Если расходы на стимулирование будут успешными, рецессия будет снижаться, налоги (и федеральные доходы) возрастут, а отношение долга к ВВП должно выровняться.

Лучшим детерминантом доверия инвесторов к платежеспособности правительства является доходность его долга. Когда урожайность низкая, это означает, что существует большой спрос на ее долг. Он не должен платить с высокой отдачей. Соединенным Штатам повезло в этом отношении. Во время Великой рецессии инвесторы бежали к долгу США. Он считается ультрабезопасным.

По мере того как мировая экономика продолжает улучшаться, инвесторам будет комфортно относиться к более высокому риску, потому что они хотят более высокой прибыли. Доходность по долгу США возрастет по мере падения спроса. Когда урожайность высока, обратите внимание. Это означает, что инвесторы не хотят долга. Страна должна больше платить, чтобы заставить их покупать свои облигации.

Это создает нисходящую спираль. Высокие процентные ставки делают его более дорогостоящим для страны. Это увеличивает бюджетные расходы, что создает больший дефицит бюджета, что создает больше долгов. Хорошим примером является долговой кризис Греции.

Именно поэтому отношение долга к ВВП по всем его видам все еще широко используется. Это хорошее эмпирическое правило, указывающее на то, насколько сильной является экономика страны, и насколько вероятно использовать добросовестность для погашения долга.

Как рассчитать отношение долга к ВВП

Чтобы определить соотношение долга к ВВП, вы должны знать две вещи: уровень задолженности страны и экономический результат страны. Это кажется довольно простым, пока вы не узнаете, что долг измеряется двумя способами. Большинство аналитиков смотрит на общий долг. Некоторые, как CIA World Factbook, смотрят только на государственный долг.

Это немного вводит в заблуждение. В Соединенных Штатах вся задолженность по существу принадлежит общественности. Вот почему. Казначейство США имеет две категории. Долг, открытый общественностью, состоит из казначейских облигаций США или облигаций Сбербанка США, принадлежащих отдельным инвесторам, компаниям и иностранным правительствам. Государственный долг также принадлежит пенсионным фондам, взаимным фондам и местным органам власти.

Другая категория - внутриправительственные холдинги. Это категория, о которой не сообщается CIA World Factbook, потому что это долг, который федеральное правительство обязано себе самому, а не внешним кредиторам. ЦРУ показывает, что правительство не погасит себя, и что? Это всего лишь метод учета между двумя агентствами.

Но это имеет большое значение. Деньги, которые федеральное правительство «обязано себе», в значительной степени обязаны главным образом Целевому фонду социального страхования и пенсионным фондам федерального департамента. Благодаря поколению Baby Boomer эти агентства получают больше доходов от налогов на заработную плату, чем сейчас, они должны выплачивать пособия.Это означает, что у них избыточные деньги, которые они используют для покупки Treasuries. Правительство просто тратит лишние деньги на все правительственные программы. Когда Бумеры уйдут на пенсию, Социальное обеспечение будет выплачивать денежные средства в своих казначейских владениях для выплаты пособий.

Поэтому вы всегда должны смотреть на общую задолженность, а не только на долг перед обществом. Это потому, что весь федеральный долг в конечном итоге должен общественности. Вот почему внутриправительственные холдинги должны учитываться в U. S. отношение долга к ВВП.

Часто задаваемые вопросы по долгу в ВВП

  • В чем разница между реальным и номинальным ВВП?
  • Каковы компоненты ВВП?
  • Какой лучший способ сравнить ВВП между странами?
  • В чем разница между ВВП и темпом роста ВВП?
  • Каков идеальный темп роста?
  • Каков нынешний темп роста ВВП?
  • Что такое депрессия?

Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.

Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.

Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.

Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:

  1. органов федеративной власти;
  2. федеративных субъектов.

ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.

Кредиторами обычно бывают:

  • другие государства;
  • частные фонды;

Исторические данные

Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.

Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. ).

В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.

Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.

К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.

В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.

Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.

В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.

Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

График внешнего долга России

Объем общего долга страны снижается

Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.

График платежей на этот год

Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:

  • В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
  • В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.

Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.

году: причины, контрсанкции, значение для экономики

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.

ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.

Структура внешнего долга России на 2018

Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

В структуру внешнего долга Советского Союза включены:

  • Договора с рассрочкой;
  • Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
  • Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
  • Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
  • Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
  • Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.

Кому должна Россия? Внешний долг в 2018 году

перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.

Совокупная задолженность в мире в первом квартале 2018 года выросла на $8 трлн - максимальный прирост за два года. Показатель обновил рекорд и достиг $247 трлн, или 318% глобального ВВП, сообщил Институт международных финансов

Фото: Stefan Wermuth / Reuters

Размер глобального долга в первом квартале 2018 года обновил исторический максимум и составил $247,2 трлн, следует из обзора Global Debt Monitor (есть у РБК), подготовленного Институтом международных финансов (Institute of International Finance, IIF). Данные IIF охватывают около 70 стран и территорий. Основная часть мирового долга ($178,3 трлн) приходится на развитые экономики, оставшиеся $68,9 трлн — на развивающиеся рынки.

Совокупный показатель увеличился на $8 трлн с конца 2017 года, что является самым быстрым приростом за два года, отмечает IIF. Долг $247 трлн эквивалентен 318% мирового ВВП — это соотношение увеличилось впервые за год. За период с четвертого квартала 2016 года мировой долг вырос на $30 трлн, отмечают аналитики.

Совокупный долг, который рассчитывается и ежеквартально обновляется экономистами IIF, включает долги правительств, банков, нефинансовых корпораций и домохозяйств.

Номинированный в иностранной валюте долг развивающихся стран (исключая обязательства банков) тоже достиг рекорда в первом квартале ($5,5 трлн). Большая часть (78%) в его структуре приходится на корпорации. Самые уязвимые страны в силу их зависимости от валютных долгов — Аргентина, Венгрия, Турция, Польша и Чили, утверждает IIF. Валютный долг банковского сектора развивающихся стран удвоился с 2010 года, достигнув $3 трлн. Наибольший прирост показал Китай, где банковский долг вырос с $110 млрд в первом квартале 2010 года до $785 млрд в первом квартале 2018 года. Данный тренд указывает на растущую уязвимость финансового сектора КНР перед колебаниями юаня, полагают аналитики.

Российские долги

Совокупный долг России IIF оценивает в 89,4% ВВП на конец первого квартала 2018 года (годом ранее было 92,6% ВВП). В том числе долг домохозяйств составляет 15,6% ВВП (увеличился с 15,2% годом ранее), долг корпораций — 47,5% ВВП (уменьшился с 49,8% годом ранее), финансового сектора — 10,5% ВВП и госдолг — 15,8% ВВП.

Российские власти и Росстат не рассчитывают совокупные долговые показатели, аналогичные данным IIF. По данным Sberbank CIB, общая долговая нагрузка экономики составляла около 100% ВВП на конец 2016 года, и , что ее можно безопасно нарастить до 150% ВВП в процессе стимулирования экономики. Расчет такого показателя может сильно зависеть от методологии: так, Международный валютный фонд в своей базе данных по глобальным долгам оценил (*.xlsx) совокупный «долг частного сектора» в России в 197% ВВП на конец 2015 года «по всем инструментам» (включая долг нефинансовых корпораций в 181% ВВП). Представитель IIF Дилан Риддл сказал РБК, что расхождение данных института с данными МВФ может быть обусловлено разницей в наборе долговых инструментов, которые учитываются.