Закон о тунеядцах беларусь. Новый декрет о тунеядстве: кто попадет в списки, известно, а за что они будут платить – нет

Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» — новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», — пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

Контекст

Полицейское государство без прикрас

Белорусские новости 27.03.2017

Тунеядцы выступили против Лукашенко

Latvijas Avize 13.04.2017

Закон против тунеядцев в Белоруссии

Open Democracy 01.07.2015

Белоруссия - не государство для народа

Товарищ online 25.11.2014 И хотя председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская уточнила, что к оплате по полной стоимости будут выставлены услуги ЖКХ, это не внесло полной ясности. Дело в том, что с 1 января нынешнего года все плательщики будут обязаны оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ, кроме тепловой энергии. Ограничится ли Совмин взиманием с «тунеядцев» полной стоимости отопления и горячей воды, или введет оплату за другие госуслуги, бесплатность которых сегодня гарантируется конституцией? К примеру, в статье 45 конституции гражданам Белоруссии гарантируется право на бесплатное лечение в госучреждениях, без оговорок о трудоустройстве. «Интересно, а звонок в милицию, пожарным, в скорую помощь тоже станет платным?» — задался вопросом видеоблогер Марат Минский.

В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», — заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане — как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи — меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов — сумму в масштабах государства более чем скромную.

Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

Правительство определило, кто будет подпадать под действие обновленного документа по тунеядству — — и какие услуги они будут оплачивать по полному тарифу. Соответствующее решение закреплено постановлением правительства от 31 марта 2018 года № 239 .

Так, не занятые в экономике по полному тарифу платить за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в регионах создадут комиссии, которые будут принимать решения по тем, кто попал под действие декрета о содействии занятости.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кого будут считать занятыми в экономике?

К тем, кто занят в экономике, будут относить:

  • работающих по трудовому договору (контракту);
  • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • тех, кто уплачивает единый налог;
  • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
  • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
  • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
  • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
  • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

Кого исключили из списка незанятых?

При этом из числа трудоспособных граждан, не занятых в экономике, исключаются граждане, занятость которых по объективным причинам затруднительна или невозможна. Так, к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, не будут относить:

  • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения , — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения .
  • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации , имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
  • выпускников дневной формы получения образования , а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
  • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
  • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными ; находящихся на принудительном лечении .
  • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
  • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы ;
  • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов ;
  • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • супруг (и супругов) военнослужащего , проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста , приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
  • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.

Кроме того, не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

Те, кто получает пенсии , в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности , тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому "применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности".

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. "Иммунитет" у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

Под декрет не подпадают, но в комиссию по тунеядцам обратиться придется

Интересно, что уволенные или уволившиеся, которые по постановлению Совмина в течение квартала, следующего за кварталом, в котором остались без работы, не подпадают под действие декрета. При этом чтобы не платить за ЖКУ по экономически обоснованным тарифам, им нужно обратиться в комиссию, которая работает с тунеядцами, и предоставить соответствующие документы. То есть они не автоматически освобождаются от оплаты по полным тарифам «коммуналки», а по заявлению.

Такое же правило касается и уволенных из-за сокращения численности или штата работников, а также жен и мужей военных и молодых специалистов, работающих за границей. Более того, обратиться в комиссию по тунеядцам, чтобы не платить по экономически обоснованным тарифам за ЖКУ, должны и находившиеся под меднаблюдением в период беременности и родов.

Какое из ведомств и за что будет отвечать?

Министерству по налогам и сборам поручено обеспечить передачу Министерству труда и социальной защиты имущественных прав на программное обеспечение, связанное со сбором и передачей информации от государственных органов и иных организаций об участии граждан в финансировании государственных расходов.

Владельцем базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, определено Министерство труда и социальной защиты, а оператором базы данных, обеспечивающим создание и сопровождение базы данных при ее формировании и ведении, — ГУ «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

Формирование и ведение данных осуществляется Министерством труда и социальной защиты в целях формирования сведений о трудоспособных гражданах, не занятых в экономике, а также ведения учета трудоспособных граждан, не занятых в экономике.

В базу данных включается следующая обязательная информация о гражданине: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) на русском языке; дата рождения; пол; гражданство; данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания); вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

Министерству связи и информатизации поручено обеспечить финансирование мероприятий по созданию и автоматизации процесса формирования базы данных в рамках реализации мероприятия 12 подпрограммы 2 Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 — 2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235.

Государственным органам, иным организациям, представляющим списки идентификационных номеров граждан для формирования базы данных, поручено совместно с РУП «Национальный центр электронных услуг» обеспечить: проведение до 1 июня 2018 г. организационно-технических мероприятий по интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему государственных информационных систем и ресурсов, учитывающих отдельные категории граждан, в целях автоматизации процесса формирования базы данных в электронной форме; передачу не позднее 1 сентября 2018 года и далее в установленные сроки сведений для формирования базы данных.

Минтруда совместно с НЦЭУ до 30 ноября 2018 года необходимо обеспечить доступ местным исполнительным и распорядительным органам к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Местным исполнительным и распорядительным органам до 30 ноября 2018 года поручено провести необходимые организационно-технические мероприятия для получения доступа к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Основные пункты принятого постановления вступают в силу после официального опубликования документа.

Напомним, 25 января Александр Лукашенко декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако в документе не было прописано, на кого из белорусов будет распространяться действие документа, а также список услуг, за потребление которых попавшие под действие декрета будут платить по экономически обоснованному тарифу. Это поручили определить правительству к 1 апреля.

Прогнозировалось, что белорусы, которые под действие декрета № 1, будут оплачивать по экономически обоснованному тарифу жилищно-коммунальные услуги. При этом о возмещении затрат на медицинскую помощь речь не идет, оказался Новополоцк, а из районов — Лоевский.

В Минтруда, рассказывая про декрет № 1, что правительство ежегодно будет определять территории с напряженной ситуацией на рынке труда. На программу по занятости населения в таких регионах будут направлять дополнительные средства из госбюджета.

По прогнозам Минтруда, под действие декрета № 1 около 250 тысяч белорусов.

Фактический уровень безработицы в Беларуси за последние 4 года на 0,5 процентного пункта: с 5,1% в 2014-м до 5,6% . В Беларуси в прошлом году было 293,4 тысячи безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда. Это на 8,4 тысячи человек меньше, чем в 2016-м.

При этом заметно выросло число белорусов, которые выезжают на заработки за границу. Если в 2014 году за пределами страны трудились 62,2 тысячи человек, то в прошлом — 83 тысячи (из них 83,9% трудились в России). Для сравнения: в 2015 году работающих за рубежом было 39,4 тысячи, а в 2016-м — 59,5 тысячи.

Которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.

В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

В выходные в Белоруссии прошли крупнейшие за последние годы акции протеста, которые власти не стали разгонять. Поводом послужил «декрет о тунеядцах», экономическая польза которого неочевидна, говорят экономисты

(Фото: Сергей Гудилин для РБК)

В понедельник, 20 февраля, в Белоруссии истекает срок уплаты сбора на финансирование госрасходов за 2015 год. Этот сбор в белорусских СМИ именуется «налогом на тунеядство». Он был установлен декретом № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», подписанным президентом Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Основной целью декрета является стимулирование трудоспособного населения к труду и предупреждение социального иждивенчества, напоминает агентство БелТА .

Митинги против декрета

Извещения о необходимости уплатить сбор налоговая инспекция начала рассылать в январе 2017 года. Сделать это должен тот, кто в 2015 году проработал менее 183 календарных дней. Всего было отправлено 470 тыс. извещений, говорится в сообщении БелТА. Недовольство декретом вывело на улицу сотни граждан республики, сообщают белорусские оппозиционные СМИ .

Первый митинг против «декрета о тунеядстве» прошел в Минске 17 февраля, в нем приняли участие до 3 тыс. человек. Это был первый массовый митинг с декабря 2010 года, когда в белорусской столице прошла акция против итогов президентских выборов, победу на которых одержал Александр Лукашенко. Та акция была жестко разогнана властями. Спустя шесть лет шествие и митинг в Минске прошли без задержаний, хотя акции и не были согласованы с городскими властями. Шествие и митинг получили название «марш возмущенных белорусов». В них приняли участие два экс-кандидата в президенты — Владимир Некляев и Николай Статкевич, а также Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии, которая проводит сбор подписей за отмену декрета. Белорусский политолог Александр Класковский отмечает, что оппозиция грамотно использовала недовольство населения и сумела провести хорошую кампанию за отмену декрета.

В воскресенье, 19 февраля, митинги против декрета прошли в пяти областных центрах: Гомеле, Гродно, Витебске, Бресте и Могилеве. Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Василий Поляков рассказал РБК, что в Гомеле в акции приняли участие от 2 тыс. до 4 тыс. человек. Он пояснил, что организаторы пытались получить официальное согласие на проведение акции, но им было отказано. Однако митинг все равно было решено провести, так как организаторы сочли отказ ограничением их права на свободу выражения мнения.

В Гомеле, как и в других городах, в марше приняли участие люди разного возраста и социального статуса, семьи с маленькими детьми, пенсионеры, молодежь, сообщил портал «Белорусский партизан». Оппозиционной атрибутики, традиционной для несанкционированных акций, почти не было видно. Люди держали плакаты «Я не тунеядец» и время от времени скандировали: «Нет тунеядскому декрету!» Проезжающие мимо машины поддерживали участников акции сигналами.

Как рассказали участники митингов «Радио Свобода», многие из них являются вынужденными тунеядцами, потому что не могут найти работу. Некоторым извещения пришли по ошибке.

Дилемма властей

Власти пока никак не прокомментировали выступления граждан. С тех пор как Белоруссия начала нормализацию отношений с Европой, здесь перешли от практики разгона митингов и задержаний к выписыванию штрафов за участие в несанкционированных митингах, отмечает Класковский. Однако политолог отметил, что на проходивших в минувшие выходные митингах штрафы не выписывались. Непривычную мягкость властей он объясняет как желанием Минска продолжать сближение с Евросоюзом, для чего необходимо улучшить имидж страны, так и тем, что на митинги вышли те, кого привыкли считать электоратом Лукашенко, — не привычные оппозиционные активисты, а средний класс и простые рабочие. Акции, по мнению Класковского, стали большой головной болью для высшего белорусского руководства.

«Власть сейчас выбирает между плохим и очень плохим. Если начнут разгонять митинги, то неизвестно, к каким последствиям это приведет», — полагает Поляков. По его мнению, белорусские власти хорошо помнят действия президента Виктора Януковича на Украине, когда разгон митингов спровоцировал более масштабные массовые выступления.

Как будет вести себя власть дальше, предсказать трудно, говорит Класковский: Александр Лукашенко был автором декрета, не однажды выступал в его защиту, отказаться от него он не может, иначе потеряет лицо. «Человек, могущий работать, не инвалид, он должен работать, зарабатывать на себя, на свою семью, на своих детей и приносить пользу своей стране, уплачивая налоги», — объяснял ранее необходимость ввести сбор президент Белоруссии.

Поляков из Объединенной гражданской партии предполагает, что декрет «не отменят, а похоронят». По его мнению, люди точно не получат извещения за 2016 год.

Однако активисты намерены продолжать акции протеста. Если декрет не будет отменен, новый митинг пройдет 25 марта.


Участники несанкционированной акции протеста в Минске (Фото: Sputnik / РИА Новости)

Сколько стоит «тунеядство»

Сбор за «тунеядство» (официально — сбор на финансирование государственных расходов) был введен декретом Александра Лукашенко в апреле 2015 года. Власти мотивировали этот шаг тем, что у трудоспособных граждан страны есть конституционная обязанность участвовать в финансировании госрасходов на здравоохранение, образование, ЖКХ, общественный транспорт и т.д. путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Белорусы, не участвующие в финансировании, впервые уплачивают сбор за 2015 год и должны сделать это до 20 февраля 2017 года .

Сумма платежа — 360 белорусских руб. (около $190 по текущему курсу); за 2016 год сбор составит уже 420 руб. За неуплату или неполную уплату предусмотрено наложение штрафа в размере от двух до четырех «базовых величин» (в 2017 году соответствует 46-92 белорусских руб. ) или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

Экономисты критикуют

Министерство по налогам и сборам Белоруссии направило в общей сложности около 470 тыс. извещений гражданам на оплату сбора. Получается, что максимально местные бюджеты (сбор зачисляется именно туда) могли бы собрать с «тунеядцев» 169 млн белорусских руб. ($90 млн). Это позволило бы профинансировать лишь около 1% расходов местных бюджетов Белоруссии в 2016 году, следует из данных Минфина республики. Но в реальности сборы с «тунеядцев» будут гораздо меньше: за неделю до крайнего срока лишь 10% плательщиков внесли сбор, сообщало 13 февраля Министерство по налогам и сборам. Кроме того, часть «тунеядцев» будут освобождены от уплаты: не обязаны платить сбор граждане, которые в 2015 году фактически находились на территории Белоруссии менее 183 дней. Многие белорусы проживают большую часть времени на территории России, но, поскольку пограничный контроль отсутствует, местные налоговики не могут отследить пересечение границы. Таким гражданам достаточно подтвердить свое отсутствие на территории Белоруссии сроком более полугода, чтобы не платить сбор, уверяют местные власти.

Белорусские экономисты сомневаются, что сбор вообще окупит затраты государства по его взиманию, пишет портал «Белорусские новости».

Экономической логики в сборе за «тунеядство» нет, уверен научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. По его словам, сбор вводился, для того чтобы решить проблему неуплаты налогов в приграничных областях, в частности Брестской и Гродненской. В этих регионах «достаточно большое» количество людей занимались приграничной торговлей, оставаясь в теневом секторе, говорит он. На деле сбор затронул другие категории граждан, а большинство из тех, на кого он был рассчитан, нашли способ не платить его, указывает экономист. При этом непонятно, из каких ресурсов должны платить сбор по-настоящему безработные. $190 — немалая сумма в стране, где средняя номинальная зарплата составляет 800 руб. ($427) в столице или 683 руб. ($364) за пределами Минска и Минской области (данные Белстата за декабрь 2016 года).

Власти оценили количество «тунеядцев» в 470 тыс. человек. Это в десять с лишним раз больше, чем количество официально зарегистрированных безработных (43,3 тыс. на конец 2015 года, по последним доступным данным). При этом зарегистрированные безработные как раз не обязаны уплачивать сбор. Но в Белоруссии на учет в органах занятости встает мало народу: пособие по безработице «чисто символическое», однако на его получателя возлагаются довольно серьезные обязанности, объясняет Крук. Например, рано или поздно такой гражданин обязан согласиться на имеющуюся вакансию; кроме того, его могут отправить на общественные работы.