Конструкции набережных. Набережные Как строят набережные рек технология

Рассмотрение каменных работ, выполненных в России до революции. На сей раз изучаем набережные Санкт Петербурга. В этом большим подспорьем слада книга Кочедамова "Набережные Невы", сведения из которой я дополняю сведениями из других източников.

"Ни один из городов мира в XVIII и XIX веках не знал столь значительных градостроительных мероприятий по укреплению берегов рек и каналов, как Петербург.

Наряду с набережными Невы возводятся гранитные берега Екатерининского (теперь Грибоедова) и Крюкова каналов, рек Фонтанки и Мойки, осуществляется облицовка гранитом стен Петропавловской крепости и т. д. Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных . Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше бутовой плиты. Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.

Если учесть, что все грандиозное строительство производилось вручную, представляется картина поистине титанической работы, в которой созидателем выступает народ. Тысячи крепостных, отпущенных помещиками «на оброк», в неимоверно тяжелых условиях нещадной эксплуатации подрядчиками возводили сложнейшие по тому времени сооружения. Много изобретательности и умения проявили инженеры и мастера-умельцы, в особенности при устройстве свайных оснований набережных."

СКОРОДУМОВ Г.И. ГРАФИЧЕСКИЙ ЛИСТ "СТРОИТЕЛЬСТВО НАБЕРЕЖНОЙ НЕВЫ". 1780

При строительстве Петербурга пригодился опыт Нидерландов, где из-за болотистой почвы сваи стали необходимой составляющей строительства. П. П. Гнедич пишет, что «благодаря сваям нидерландцы защитились от моря и отвоевали у него значительную площадь суши. Амстердам со своим населением в четверть миллиона человек весь стоит на сваях».

О том, что Петр I изпользовал голландский опыт из-за схожести грунтов, свидетельствует его письмо к И. Коробову. Он указывает изучить «манер голландской архитектуры, а особливо фундаменты». Сентябрьский приказ, изданный Петром в 1715 году, гласил «...каждый против своего дома паженные сваи для обивки берегов, мерою трехсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти». Через два месяца – новый приказ «Об окончании Санкт-Петербургскими жителями к будущей весне бития свай против домов своих, по берегам большой и малой Невы и протокам, под опасением отобрания тех дворов». Так первые набережные были деревянными: вбивались наклонно деревянные сваи, за которыми укладывались фашины и сверху насыпалась земля. Эти набережные были размыты наводнениями 1720-21 годов. Потому укреплять берега приходилось снова и снова. Постепенно берега выдвигались в русло реки.

Дворец Меньшикова, деревянная набережная и пристань, разрисованные под кирпич. 1917 г. Гравюра Зубова.

Это же место на аксонометрическом плане 1764-1773 года. Приращение берега наглядно.

Наше время.

Берег в том месте, где позже был построен Зимний дворец, имел под боком отмель, а потому укреплять его так, чтобы можно было подъехать к берегу на лодке, как предписывалось указами, было затруднительно. Потому началось «отбирание, территории у реки, а именно, забивались сваи, на которых строились дома. Сначала берег подсыпался, затем, с 1716 года начали строить стенку набережной забивая паженные сваи. Так береговая линия сдвинулась в сторону реки на 80 м. Частая перестройка набережной постепенно отвоёвывала у реки территорию, а в 1754 году была вынесена вперёд ещё на 9 метров. При реконструкции набережной в наше время выяснилось, что практически вся её проезжая часть покоится на сплошных сваях.

В 1720-1721 годах произошло разрушение набережных наводнениями. После этого ни одного года не обходилось без обустройства новых и ремонта старых набережных. Так было до середины XVIII века, когда разработка олонецкого гранита, начатая при Екатерине II, дала широкие строительные возможности.

"Забота о создании каменного невского берега проявляется особенно настойчиво с началом сооружения в 1754 году по проекту архитектора В. В. Растрелли нового зимнего дворца. В январе 1756 года в контору строительства поступает распоряжение: «...зимний каменный дом строится в немалом пространстве, а берег против оного от Невы реки так узок, что едва разъезд иметь можно, чего для сколько его и каким укреплением приумножить обер-архитектором де Растрелием учинены... план и профиль и велено оный берег уширить...»25. В этом же году начались работы. Для основания набережной на дно реки были опущены ящики из бревен, заполненные диким камнем. Однако весь берег был загроможден складами строительных материалов для дворца, и сооружение каменного берега затормозилось; оно возобновилось только в 1761 году.

Известны четыре чертежа, относящиеся к проектированию каменной береговой стенки этого времени. Два чертежа 1758 года разно решают проблему устройства основания набережной (рис. 14 и 15). По первому из них ящики, наполненные камнем и опущенные на дно реки, укрепляются сваями, забитыми с обеих сторон, а по верху связываются ригелями, служащими одновременно и ростверком для каменной кладки стенки. Второй чертеж этого же года предусматривает замену ящиков сложной системой свайного основания с заполнением пространства между сваями булыжным камнем. Такая же конструкция указана и на третьем чертеже 1760 года (рис. 16).

Датированный 1761 годом четвертый чертеж изображает план набережной и расположения ящиков с камнем (рис. 17)26.

В эти годы решается частная задача укрепления берега только против Зимнего дворца. По проектам гранитная стенка состояла из пяти рядов крупных блоков, скреплявшихся между собой железными анкерами. Ограждение набережной предполагалось из каменных балясин между каменными тумбами - в камне повторялись формы деревянной набережной. Но при постройке балясины были заменены сплошным гранитным парапетом.

Обычно принято считать, что грандиозное строительство гранитной стенки набережной левого берега Невы в 1763 году началось с участка перед Зимним дворцом. Между тем набережная здесь была построена в 1762 году. Единственное изображение ее с двумя прямыми лестницами к воде мы находим на рисунке М. Махаева, относящемся именно к 1762 году (рис. 18)27. Это подтверждает и один из первых историков города А. Богданов28.

Гранитная набережная у зимнего дворца рис. Махаева 1762

Одновременно возникает необходимость построить каменную стенку набережной еще на одном участке Невы...

Первым архитектором, привлеченным к разработке проекта, был опытный строитель С. А. Волков...По предложению Волкова общая длина всех набережных должна была быть свыше 6 км (2 862 сажен) и охватывать не только участок по Неве от Адмиралтейства до Литейного дома, но и часть берегов Фонтанки, Мойки и Зимнедворцового канала. Однако принимается решение ограничиться сооружением только Невской набережной «от Галерного двора до Литейного дома». Волков составляет новый проект, по которому длина набережной сокращается до 3,5 км (1 600 сажен). Примерно в этом объеме и было осуществлено строительство32 .

Намеченная береговая линия разбивается (исключая участок против Зимнего дворца) на четыре строительные дистанции: первая - от старого Зимнего дворца до канала, «где был променад», то есть до уничтоженного позднее Красного канала у Мраморного дворца; вторая - «от оного канала против луга и 1-го сада до Фонтанки; третья - от Фонтанной реки до Литейного дома», до нынешнего Литейного проспекта; четвертая - «от адмиралтейского глазиса до Галерного двора» охватывала нынешние площадь Декабристов и набережную Красного флота.

Вначале строительство поручается конторе «строения Александро-Невского монастыря», которая назначает производителем работ «садового инспектора» И. Росси. Затем создается специальная «Контора строения в Санкт-Петербурге по Неве-реке каменного берега». Представленные И. Росси конструктивные чертежи и сметы делались по образцу уже построенного в 1762 году участка у Зимнего дворца.

У спуска к воде напротив дома 30 по Дворцовой набережной сохранилась начертанная на граните дата «1764». На нескольких каменных спусках выше по течению реки на граните также выбиты даты сооружения соответствующих участков.

Вскоре в судьбе проекта произошли значительные перемены, определившие архитектуру набережной... Об изменениях в проекте мы узнаем из ведомости 1767 года, где дается описание работ, произведенных в первые три года строительства: «пять пристаней, или лестниц, прежде полагались прямыми уступами с берега, но по высочайшему же повелению сделаны овальною фигурою в Неву-реку и по чистой работе обошлись дороже»33.

Столь же серьезные изменения произошли в архитектуре мостов: «через Фонтанную реку хотя прежде назначено мосту быть каменному только с берегов, а в средине деревянному подъемному, но для прочности имеет быть весь каменный со сводами».

И наконец, к архитектуре самой набережной относится пояснение: «по берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был с железными решетками, но по вышеписанному же для прочности сделаны из морского тесанного камня панели», и далее: «каменный берег хотя сначала тескою камня полагался против того, как перед новым зимним домом, но... сделан тескою с лицевой стороны и в швах весьма чище».

Значительные изменения претерпела и планировка набережной. Так, «против 1-го сада на 130 саженях хотя сначала каменный берег полагался, уступя в Неву-реку к концу Фонтанки на 5 сажен, но по усмотрению в практике для прямой линии 3-й дистанции и чтобы в Фонтанку вода быстрее течение имела, уступлено до 25 сажен и в глубине Невы реки с великим укреплением фундамент, а также берег в отделку почти приходит».

Существенные нововведения, значительно меняющие архитектуру, несомненно, были вызваны разработанным к этому времени архитектурным проектом всей набережной. Автор его неизвестен. В документах первых шести лет строительства имя автора проекта не называется, но если упоминается архитектор, то это всегда С. А. Волков 34.

Подписных чертежей также не сохранилось. Имеется ряд чертежей с изображениями съездов и сходов к воде и моста через Зимнедворцовый канал, но это, видимо, поздние исполнительные.

Фасад моста через Зимнюю канавку (набережные Невы на участке от Прачешного моста до Адмиралтейства, построены 10. М. Фельтеном в 1764-1788 г.)

"... в Петербурге нужно было создать обрамление могучей и полноводной реке. Большие масштабы Невы определяли отношение к ее каменным берегам, и любой, достаточно тонкий художник, поставленный на место Фельтена, должен был искать наиболее монументальный архитектурный язык. Именно поэтому все мастера, сооружавшие набережные Невы, вплоть до Тома де Томона и Росси (Строительство петербургских набережных велось более 70 лет), стремились к тяжеловесным каменным массам. Толстостенные полукруглые выступы, вдающиеся в Неву, массивы ростральных колонн, могучие львы у причалов, тяжелые чугунные кольца над самой водой и, наконец, широчайшие гранитные парапеты - все это было подсказано глубоким пониманием петербургского ландшафта. Вот почему Фельтен в строительстве набережных превратился в художника монументальных форм, а самые гранитные рамы Невы стали неповторимым и самобытным произведением русского зодчества. http://townevolution.ru/books/...

Петербург. Фасад, план и разрез полуциркульного спуска к Неве у Сенатской площади

Подготовка к строительству велась энергично. Наем «работных людей» для строительства набережной производился не только в Петербурге, но и в Москве, Ревеле, Новгороде и Выборге. Забивка свай для первой дистанции набережной началась в феврале 1766 года, и за полмесяца было забито более 1500 свай.

Кроме сооружения самой набережной нужно было построить ещё несколько каменных мостов, опыта строительства которых до сей поры не было .

"Работы производились по специально составленным инструкциям. От прежних деревянных набережных следовало выступать в реку до 4 м и больше. Основание каменной стенки должно было покоиться на семи рядах свай. В первом ряду сваи забивались через 70 см одна от другой, за ними следовал в сторону берега второй сплошной ряд, и затем еще пять рядов. На первый ряд укладывался брус «ниже ординарной летней воды», по следующим трем рядам к сваям железными болтами прикреплялся растверк и возводилась стена набережной, еще три ряда служили «ради контрфорсов». Пустоты между сваями заполнялись диким камнем и щебнем, затем укладывались «из дикого борового моху матрацы», на которые опускались с оборудованных «шпилями» и блоками судов камни первого ряда кладки. По первому ряду на более тонкий слой мха укладывался второй ряд камней. В кладке первого и второго рядов для спуска воды и «впредь для какой-либо домам надобности» оставлялись отверстия. Выше возводилась стена из плит с облицовкой гранитными блоками .

Каменная стена делалась с наклоном в 14,5º. Она завершалась «кардонным камнем» - карнизом, отделяющим ее от парапета. Гранитные блоки были высотой 30, 5, 25, 5 и 20 с м и длиной от 1 м до 2,7 м.

(при удельном весе гранита в 2800 кг/м3 и при ширине блоков приблизительно 0.5м имеем максимальный вес блока 2.7х0.305х0.5=1152,9кг

Смотрим на обнажившиеся при разрушении блоки набережной канала Грибоедова, и видим, что ширина их не превышает высоту. Следовательно, вес блоков самой большой длины составляет около 692 кг - Взор )

Уже в 1764 году часть набережной, начиная от Зимней канавки вверх по течению Невы, была готова. На парапете первого полукруглого спуска за Зимней канавкой и высечена дата «1764», а дальше идут спуски с пометками «1766» и «1767» (рис. 22).

К 1767 году работы на первых трех дистанциях в основном были завершены. Оставалось доделать мосты. Летом 1768 года спешили закончить всю набережную, но для мостов не хватило «сводного камня» и его тесали из камней, оставшихся от кладки стенки.

Мосты через Фонтанку, Лебяжий и Красный каналы сооружаются летом 1763 года по ранее приготовленным свайным основаниям. Строил их мастер Тимофей Иванов36. В том же году вызываются подрядчики для производства свайной бойки на участке четвертой дистанции - «от глазиса Адмиралтейства до Галерного двора».

Ввиду сокращения объема работ в марте 1770 года «Контора строения берега» была ликвидирована, а ее дела поручены «Конторе строения домов и садов». С этого времени за сооружением набережной наблюдал архитектор Ю. М. Фельтен... В качестве архитектора он начинает принимать участие в работах по возведению набережной только с 1769 года, когда ему поручается надзор за сооружением памятника Петру I. В связи с этим он разрабатывает проект оформления места для памятника, включая и набережную.

Сохранилась копия чертежа, изображающего значительный отрезок набережной у теперешней площади Декабристов, с двумя лестницами и центральным съездом к реке (рис. 25 и 26). По оси съезда силуэтом намечен памятник Петру I. «Гром-камень», служащий постаментом для вздыбленной конной статуи, тогда еще не имел обработанной формы и даже еще не был доставлен на место. Это отражено и в проекте. Изображение на чертеже необработанного камня лишний раз подтверждает, что проект действительно составлен в конце 1769 года и, видимо, принадлежит Фельтену, потому что в январе 1770 года именно «за архитектурный прожект месту для статуи конной Петра Великого г. архитектор Фельтен удостоен назначенным»38.

(так кто там сомневался, что гром-камень был привезён?)

Зимой 1770 года предполагалось бить сваи, но строительство набережной задержалось. В первую очередь потребовалось устроить пристань для выгрузки огромного «гром-камня»41. Когда обсуждался вопрос о постройке пристани, камень находился в пути к Петербургу, а 22 сентября 1771 года баржа с ним причалила к месту выгрузки. Воспользовавшись задержкой строительства, Фельтен приступил к переделке набережной у Зимнего дворца, сооруженной еще в 1762 году. Ее строители допустили ряд технических ошибок. Тяжелая каменная стена возводилась на недостаточно прочном основании, это привело к быстрому ее разрушению, и уже в 1765 году встает вопрос о перестройке.

Нашли наиболее рациональным «отступить несколько сажен от старого берега и делать совсем новый». Но перестройка была осуществлена только в 1772–1773 годах. Следуя указаниям комиссии, забили новые сваи и возвели новую

стену, отодвинутую в русло реки. Этим и объясняется большая ширина набережной на этом участке, по сравнению с участком за Зимней канавкой. Различие в ширине сгладило удачное расположение съездов около моста через Зимнюю канавку и у Адмиралтейства (рис. 27 и 28). Строительными работами руководили архитектор Ю. Фельтен и «квадраторного дела мастер» Я. Насонов.

Дворцовая набережная Эрмитажный мост

При перестройке набережной у дворца спуски к воде (взамен разобранных прямых, врезанных в берег) сделаны были такими же, как и на других участках. Но стенка получила отличную от старых частей обработку камней. Лицевую сторону гранитных блоков обогатили насечкой в виде небольших рельефных кружков, дающих интересную светотень. Такая же фактура позднее применена Фельтеном на участке набережной у памятника Петру I (рис. 29). По-другому прорисованы и каменные филенки полукруглой стенки спуска, ставшие накладными вместо врезанных.

Строительство четвертого, наиболее длинного, участка набережной - от Адмиралтейства к Галерному двору - шло медленнее, чем первых трех. В 1770 году начали бить сваи, а только к 1776 году устроено основание и положены первые ряды камней. Объясняется это тем, что из-за войны с Турцией ограничивался отпуск средств.

Главный директор «Комиссии о каменном строении городов Петербурга и Москвы» И. И. Бецкой, настаивая на продолжении строительства, указывал, что отсутствие средств вынудило распустить рабочих и нет возможности заготовить материалы, что «и начатые уже класть в берегу откосного камня ряды, в надлежащую и желаемую высоту, за означенным недостатком в нынешнее удобное время подняты не будут, и через то, что доныне сделано, то от прибылых осеннею порою вод все помоет и причинит такой вред, что будущею весною не токмо надо будет с большим убытком поправлять, но и сделанное

нынешним летом сызнова переделывать»43. Так оно и случилось. Катастрофическое наводнение 1777 года основательно повредило недостроенную набережную. Работы на последнем участке были закончены только к 1788 году44. В годы завершения строительства набережной были также возведены гранитные берега Зимней канавки"

"Первоначальный проект Росси предполагал создание каменой стенки набережной и металлической балюстрады. Спуски к воде представляли собой прямые лестницы с такими же металлическими ограждениями. Пристани предлагалось делать в виде расширенных в два раза спусков. Мост через Фонтанку проектировался каменным, подъёмным на цепях. Поэтому его центральная часть должна была стать деревянной.

Стоит отметить, что тогда возводилась не только Дворцовая набережная. Проект предусматривал облицовку камнем всего берега Невы от Литейного двора до Галерной верфи. 14 февраля 1763 года в берег стали забивать первые сваи. Уже в процессе этих работ их объём значительно увеличился, так как было решено забивать не один ряд свай, а 13. При этом использовались круглые сосновые брёвна длиною от восьми до десяти метров и толщиной от 20 до 30 сантиметров.

В процессе строительства в проект вносились коррективы. Уже с 1764 года спуски к воде создавались не прямыми, а овальными. Ограждения "для прочности" стали делать полностью каменными. Автор этих изменений неизвестен. Возможно, что их предложил Екатерине II Ж. Б. Валлен-Деламот, который тогда занимался переустройством помещений в Зимнем дворце. В музее города Ангулем во Франции хранится чертёж Деламота с изображением овального спуска к Неве.

В 1763-1766 годах через Зимнюю канавку вместо деревянного был построен каменный Эрмитажный мост. Для улучшения транспортной связи с Московской стороной набережную продлили за Фонтанку. При этом в 1766-1769 годах навели Прачечный мост через Фонтанку, а в 1767-1768 годах Верхне-Лебяжий мост через Лебяжью канавку. Профиль этих переправ органично введён в силуэт гранитной набережной. Мосты составляют с ней единый архитектурный ансамбль.

Лучшие архитекторы думали о том, как всё-таки связать Дворцовую набережную с Сенатской площадью и Английской набережной. Так, Карл Иванович Росси предлагал построить эстакаду, чтобы устроить проезд над нынешней Адмиралтейской набережной, чтобы проезжающие не мешали спуску на воду кораблей, которые строились на Адмиралтейской верфи. Проект, конечно, был грандиозен. Росси писал: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии?» Но, как пишет тот же Маковский: «Позднее из-за выгоды позволили отцы города застроить доходными домами всю набережную…, загородив невский фасад Адмиралтейства, исключительный по красоте, испортив и обессмыслив это творение Захарова, кусок подлинного старого Санкт-Питербурха». Впрочем, путеводитель Г.Г. Москвича за 1915 год уверяет, что именно здесь и чувствуется старый Петербург. Бульвар на набережной – это: “… одно из лучших мест прогулки для любителя петроградских красот. Отсюда – дивный вид на Петропавловскую крепость, на колонны возле Биржи…» Автор подробно перечисляет все действительно изумительные виды, которые открываются отсюда, и заключает: «В этом районе – вы в обаянии эпохи Петра и Екатерины, во влиянии пушкинских строф…»

А. К. Беггров. Вид на Неву от Зимнего дворца. Начало 1880-х годов

Коснусь в нескольких словах того, как замысловато пытались решить вопрос о доставке гранита для постройки этой набережной. В 1869 году появился проект засыпки Екатерининского канала и устройства на этом месте проспекта Александра II. О судьбе этого проекта я довольно подробно рассказал в своей книге о Екатерининском канале. 1 мая 1870 года на заседании Высочайше учрежденной комиссии по засыпке Екатерининского канала Губернатор сообщил о желании Министра Внутренних Дел, чтобы часть гранита от разборки набережных Екатерининского канала была употреблена на постройку новой набережной против Адмиралтейства (то есть названия у этой набережной ещё не было). Учредители проекта на это согласились, но, как известно, в конце концов Городская Дума отклонила сам проект. Так что гранит для набережной пришлось брать в другом месте. И набережная обошлась дорого. Михневич в своем путеводителе за 1874 год перечисляет её среди «громадных капитальных сооружений», предпринятых городской властью в 1873 году. Он приводит сумму, в которую она обошлась городу, и отдельно сумму, которую город уплатил Морскому министерству за землю, отошедшую под набережную.

Летом 1875 года архитектор П.Ю. Сюзор и некий купец I гильдии Клейбер обратились в Городскую Думу с предложением, которое они основывали как раз на том, что расходы по устройству этой набережной могут быть покрыты только за счет продажи участков вдоль неё – а покупателей, дескать, как раз нет. Они предлагали городу построить за свой счет на двух участках набережной новое здание Городской Думы, а взамен получить в собственность старое здание на углу Невского и Думской улицы. Так что, если бы Городская Дума тогда согласилась, сейчас мы видели бы роскошное здание между Азовским, Керченским и Черноморским переулками. В упомянутом предложении эти топонимы ещё не значатся – переулки получили названия только в 1887 году. Сюзор и Клейбер обещали построить новое здание уже к осени 1876 года. Городская Управа обсуждала этот вопрос 12 июля 1875 года. Она всесторонне рассмотрела бывшее тогда здание Думы (впрочем, его мы можем видеть и сейчас – оно не перестроено), и перечислила все его недостатки. Первый недостаток заключался в том, что здание располагалось на узкой Думской улице – значит, трудно было разместить экипажи. Затем, часть нижнего этажа была занята лавками, а в башне размещались 10 пожарных служителей. Впрочем, всё это я подробно изложил в своей книге о канале Грибоедова. Сейчас только напомню вкратце: «При обсуждении доклада Управы по сему предмету в Городской Думе одни из гласных поддерживали заключение Управы о постройке нового здания, другие же находили возможным ограничиться только приспособлением настоящего здания…» Поскольку мнения разделились, предложено было образовать комиссию из гласных для рассмотрения этого вопроса. 10 октября 1875 года комиссия была избрана. Среди её членов я хочу назвать архитектора Р.Б. Бернгарда и гласного И.И. Глазунова (доклад которого сыграл, похоже, главную роль, когда Дума обсуждала вопрос о превращении Екатерининского канала в проспект Императора Александра II). Комиссия, изучив вопрос, предложила строить здание Думы на Адмиралтейской набережной. Видимо, Городская Дума всё же это не приняла, так что здания Думы здесь мы не видим. Мы покидаем Адмиралтейскую набережную, чтобы рядом увидеть еще одно место, предложенное для здания Городской Думы...

Английская набережная была 4-й дистанцией в плане С.А. Волкова, она строилась с 1770 по 1788 год. Как гармонировали когда-то эти два названия набережных - Английская и Французская. Между тем название «Английская» появилось гораздо раньше - оно бытовало неофициально ещё с конца ХYIII века. Франсиско де Миранда часто упоминает в своём дневнике «Английскую линию». В 1814 году название стало официальным. А почему Галерная набережная как-то сама собой стала называться Английской, видно из путеводителя Георги: «Галерная набережная есть связь домов по левому берегу Невы от Петровской площади до Галерной верфи. Большая часть сих каменных домов выстроена в три яруса и некоторые из них весьма великолепны, также у всех сих домов есть задние домы на Старой Исаакиевской улице. Большая часть жителей суть Англинские купцы».

И. Г. Майер. Вид на Английскую набережную с Васильевского острова. 1803 г

Как отмечает в своей книге об этой набережной Т.А. Соловьёва: «Первая парадная набережная Адмиралтейского острова – Английская – всегда выделялась гармонией и строгой красотой. Долгое время она играла для Санкт-Петербурга ту же роль, что и парадная гостиная богатого особняка…» Вообще, без книги Т.А. Соловьёвой «Английская набережная» (СПб, 2004) рассматривать эту набережную невозможно. Хотелось бы постоянно к этой книге обращаться, но ведь пересказывать её нет смысла.

Тем не менее та же Т.А. Соловьёва противопоставляет Английскую набережную Дворцовой. В книге «Дворцовая набережная» она говорит: «… глядя на изысканную, гармоничную и вместе с тем строгую в своей холодной красоте Английскую набережную, понимаешь: жизнь в её домах кипела так бурно именно оттого, что она находилась в стороне от чопорной Дворцовой – главной набережной столицы Российской империи, где естественные чувства подчинялись строгому этикету, ощущалось присутствие власти, царил дух монархии…»

1 - книга В. И. Кочедамова "Набережные Невы"

Как можно было понять из приведённых мною текстов, сооружение набережных потребовало не только обработки гранита, но и многочисленных дополнительных работ, что, вполне естественно, сказалось на сложности всего строительства. Кроме того, каменные блоки набережных обрабатывались не только вручную, но и почти четверть их - по особому шаблону, чем достигалась такая плавная, словно лепная линия набережных и их рисунок. Сюда же можно приплюсовать переделки. Так что, по объёмам работ, сооружение набережных можно приблизительно сравнивать со строительством пирамид.

Силуэт гор, у подножия которых разместились городские кварталы и микрорайоны, широкая озелененная пойма реки, пересекающая город, вносят своеобразный природный акцент в ландшафтную организацию территории. Крупные водные и озелененные пространства (водно-зеленый диаметр) являются не только эстетическим местом отдыха населения, но и выполняют важнейшую оздоровительную функцию, будучи источником свежего воздуха.

Набережные-бульвары создают благоприятные условия для пешеходов, и их зеленые коридоры, соседствуя с водой, стимулируют проветривание городской застройки. Облик городов, размещенных на берегах крупных рек, водохранилищ, морей, во многом зависит от привлекательности набережных.

К наиболее распространенным естественным водоемам в городах относятся реки. Для защиты прибрежных территорий от разрушений, вызываемых волнами, течениями, от оползневых явлений проводят берегоукрепительные работы и строят регулирующие гидросооружения, влияющие на состояние русла реки. Строительство набережных ведется с учетом будущего градостроительного использования окружающей территории, а планировка набережной увязывается с архитектурно-планировочным решением всего городского района.

Объективным фактором, влияющим на построение городского ландшафта, является величина и конфигурация акватории.

Использование пластических свойств природных достоинств местности, сохранение Ценных ландшафтных территорий, умелая дополнительная посадка зеленых насаждений позволяют создать взаимосвязанную систему озелененных и водных пространств, способствующую образованию цельных архитектурно-выразительных городских ансамблей.

В современном градостроительстве главная роль отводится ансамблю, а не отдельному сооружению. Поэтому, разбивая протяженные набережные на отдельные участки для придания им разнообразия, подчеркивая наиболее интересные природные достоинства, преобразуя неблагоприятные участки, необходимо учитывать общее архитектурно-пространственное решение всей набережной.

Для замыкания перспектив набережных на их концах целесообразно создавать акценты, придающие набережной законченность и архитектурную выразительность. Большие возможности перед проектировщиками открываются при оформлении участков набережных на излучинах. Следует учитывать панорамное восприятие города через протяженную водную поверхность как с противоположного берега, так и с воды. На берегах нешироких рек целесообразно использовать пространственную застройку, создавая зеленые отступы, разрывы, организуя разнообразные поперечные перспективы, обогащая архитектурные композиции набережных.

В зависимости от величины водного пространства и его очертания, расположения, протяженности набережной и ее функциональной необходимости, последняя может иметь вид бульвара с ландшафтным озеленением или вид парадной регулярной экспланады.

Мировую известность приобрели набережные Ленинграда. С начала заложения города и до наших дней водные просторы Невы остаются главной природной доминантой архитектурно-планировочного построения города, а тихие набережные каналов изящны и привлекательны.

Городская территория вдоль берега крупных водоемов может выполнять функции:

набережных, используемых для подъезда к жилым и общественным зданиям, размещенным вдоль водоема;

прогулочных набережных городских парков или спортивных комплексов;

набережных, используемых для хозяйственных или транспортных нужд.

Берега набережных в пределах городской территории укрепляют. Выбор типа конструкции зависит от архитектурно-планировочного решения и функционального назначения прилегающей территории.

Форма и конструкция набережной во многом определяется линией регулирования водоема - линией пересечения плоскости зеркала водоема при отметке меженного горизонта или при отметке постоянного подпора с плоскостью берегового склона или подпорной стенкой набережной. Расстояние между линией регулирования реки и красной линией городской застройки - береговая полоса. Расстояние между верхней бровкой откоса и красной линией городской застройки - набережная. Иногда зона берегового склона исчезает, слившись в одну линию с подпорной стенкой набережной. Очертания набережной в плане могут быть самыми разнообразными: прямолинейными, криволинейными, а поперечный профиль подпорных стенок вертикальным или наклонным. По верху стенок устанавливают ограждения, как правило, чугунные решетки с тумбами или сплошной каменный парапет.

В зависимости от горизонта меженных и высоких вод и высоты берега набережные могут быть одно-, двух- и многоярусные. Одноярусные набережные устраивают при высоте стенки до 5-5,5 м. Сооружения более высоких стенок с архитектурной точки зрения нецелесообразно (они очень громоздки). В этом случае исходя из инженерных и экономических соображений набережным следует придать ярусные очертания с вертикальными стенками или сочетанием стенки с откосом, имеющим уклон 1:1 - 1:1,5 и укрепленным камнем или озелененным.

Планировка берегового откоса в несколько ярусов нередко используется при устройстве парковых набережных.

Одноярусные набережные имеют верхнюю отметку минимум на 0,5 м выше горизонта высоких вод, т. е. они незатопляемы.

Двухъярусные и многоярусные набережные проектируют таким образом, что прогулочные аллеи, проходящие по ярусам, могут затапливаться во время половодья при горизонтах воды менее расчетного уровня, а отметка верхнего яруса обеспечивает незатопляемость самой территории.

Зеленые насаждения на набережной размещают с учетом общего архитектурно-планировочного решения территории, которое зависит от функционального назначения набережной, ее формы и размеров, конструкции береговых откосов и подпорных стенок. Их размещают симметрично, по сторонам проезжей части, или асимметрично, как правило, с преобладанием посадок, устройством бульвара непосредственно у воды (Фрунзенская набережная в Москве).

Если набережные превращены в транспортные артерии, они должны иметь плотное защитное озеленение со стороны жилой застройки. В этих условиях необходимо предпринимать все возможные меры к тому, чтобы это вынужденное решение минимально влияло на прибрежный ландшафт, а в перспективе использовать набережные в основном для отдыха городских жителей.

Благоустройство набережных включает создание пешеходных аллей и транспортных дорог, озеленение и освещение, прокладку подземных коммуникаций, устройство защитных дренажных сооружений и т. д. Удаление талой и дождевой воды с набережной осуществляется за счет уклона - создания в лотках проезжей части пилообразного профиля с расстоянием между водораздельными гребнями 40-50 м.

Главная роль в оформлении набережных отводится зеленым насаждениям. Озеленение набережных проводится с сохранением существующих взрослых деревьев и кустарников рядами, отдельными деревьями или группами свободных очертаний с тем, чтобы насаждения не мешали обзору водоема, а обрамляли и подчеркивали открывающиеся перспективы на водную гладь.

На набережной следует создавать условия для кратковременного отдыха и прогулок среди зелени у воды, на площадках отдыха, с которых открываются наиболее выразительные живописные панорамы городского ландшафта. При подборе зеленых насаждений следует обращать внимание на высоту деревьев и кустарников, их форму, на окраску листвы и изменения ее цвета, на время цветения. Ассортимент деревьев, кустарников, цветов и их композиции в сочетании с газонами, малыми архитектурными формами могут быть самыми разнообразными. Газоны и цветники широко применяют при оформлении откосных набережных, создавая плотный зеленый ковер с яркими пятнами цветов.



Поперечные профили набережных: а - с бульваром вдоль застройки; б - с бульваром у реки; в - с проездами в разных уровнях; г - без бульвара с местным транспортным проездом; д - с проездами и аллеями на трех террасах высокого берега

При озеленении набережной необходимо учитывать ее ориентацию. На набережных, обращенных на юг, необходимо создавать затененные участки. На прогулочных аллеях зеленые насаждения размещают с внутренней стороны аллеи.

Прогулочные набережные в парках являются наиболее привлекательным местом отдыха в городе. Большой популярностью пользуется набережная в ЦПКиО им. Горького в Москве. Она хорошо озеленена, ее украшают декоративные гроты с каскадами, беседки, павильоны, скульптура. Система пандусов и лестниц связывает нижнюю аллею с верхней. Созданы смотровые площадки, в подпорных стенах откосов на набережной у Нескучного сада встроены скамьи.

Гармонично вписанные и художественно выполненные причалы, сходы к воде, парапеты, ограды, ротонды, скамьи, декоративные вазы дополняют архитектуру набережных, придавая им живописное своеобразие. Лестницы со смотровыми площадками не только соединяют прогулочные аллеи, проложенные на разных уровнях склона, или связывают набережную с водой, но и являются украшением набережных.

Набережные на судоходных реках должны иметь пристани. Когда водоемы создаются на ручьях, речках, в оврагах, во избежание затопления берега талыми и ливневыми водами бровка берега должна возвышаться над нормальным уровнем на 1 м. Такие водоемы создаются при помощи плотин, как правило, земляных. По верху плотины устраивается проезд для связи берегов. Земляные плотины сооружаются из местных достаточно водонепроницаемых грунтов или с водонепроницаемым экраном и ядром. Откосы плотин - от 1:1,5 до 1:3,5.

Водоемы с водосливными сооружениями обеспечивают сохранение отметки зеркала воды на заданном уровне, а также возможность пропуска паводковых вод.

В создании неповторимого своеобразия приморских городов существенное место отводится живописности набережных. Им уделяется много внимания еще и потому, что они являются любимым местом прогулок городских жителей, а в курортных городах - отдыхающих, превращаясь по существу в хорошо благоустроенную городскую рекреационно-парковую зону.

При формировании морского силуэта города следует учитывать, что протяженность берега, его очертания существенно влияют на его восприятие с моря. Морской фасад должен представлять собой пространственно завершенную цельную композицию из отдельных взаимосвязанных элементов застройки.

Вогнутая конфигурация рельефа позволяет воспринимать доминанты в развернутом виде как с воды, так и с суши, выпуклая - снижает видимость. Крутые холмистые берега вносят разнообразие в панораму города, естественно расчленяя ее на пространственные составляющие. Магистрали, подходящие к набережным, организуют выход жилых районов к воде и архитектурно-планировочную связь с жилой застройкой.

В приморских городах действия волн, приливы и отливы, морские течения разрушают берега. Целесообразность проведения берегоукрепительных работ может быть обоснована только после детального изучения динамики берега. Море в течение даже одного шторма может разрушить все, что создавалось годами. Примером могут служить события, произошедшие на черноморском побережье Кавказа. Мыс Пицунда образован наносами гальки из горной речки, которая подводным течением постоянно перемещается на юг в направлении мыса. Линия берега находилась в состоянии динамического равновесия, так как избыточная галька исчезла в глубоком подводном каньоне, находящемся недалеко от берега.

При строительстве гостиничного комплекса за счет сокращения естественной ширины пляжа была создана благоустроенная набережная. Из-за нарушения равновесия море стало поглощать берег, в результате чего приходится постоянно проводить дорогостоящие мероприятия по предотвращению этого процесса.

Типы тонких подпорных стен на набережных: а - безанкерная; б - заанкерованная тягами за плиты, работающие на выпор; в - то же, на сдвиг; г - заанкерованная тягами за свайные козловые опоры; д - то же, за вертикальные сваи; е - заанкерованная наклонными сваями; ж - двуханкерная неразрезная; з - двуханкерная разрезная; и - парусная

Профили озелененных набережных: Ленинград: а, б - набережная Обводного канала; в - Адмиралтейская набережная; г - бульвар Коммунаров; Москва: д - Кремлевская набережная; е - Фрунзенская набережная




Профиль вертикальной стенки набережной (Семипалатинск): 1 - сланцы; 2 - дренаж; 3 - дренажная труба; 4 - щебеночное основание; 5 - русло; 6 - бетонные блоки; 7 - тротуар; 8 - бортовой камень

Берегоукрепления из тетраподов: 1 - кладка из тетраподов массой 7,5 т; 2 - наброска из тетраподов массой 1,5 т; 3 - камень крупностью 30...35 см; 4 - однослойный обратный фильтр; 5 - мелкозернистый песок; б - намыв откоса за стенкой; 7 - крепление сборным железобетоном

Строительство набережных вызвано потребностью в создании рекреационного пространства в непосредственной близости от воды для организации прогулочных и развлекательных зон.

Процесс строительства набережных состоит из нескольких этапов, одним из которых является геологическое обследование будущего места строительства. Дело в том, что грунт в непосредственной близости от водоёмов, как правило, отличается своей разнородностью и требует тщательного обследования всей прилегающей территории для того, чтобы впоследствии правильно спроектировать строительство стенок будущих набережных.

Также строительство набережных всегда начинается с анализа истории паводков за последние несколько десятилетий. Это необходимо, чтобы определиться с необходимой высотой берегоукрепляющей стенки, которая предотвратила бы её разрушение в первую же весну после возведения.

Только после этого делается выбор в пользу той или иной конструкции, после чего наступает этап проектирования.

Проектирование набережных

Проектирование набережных - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, учитывающий не только объективные факторы внешней среды, но также требования лиц и организаций, выступающих заказчиками. В ходе проектирования набережных необходимо учесть общую длину будущего сооружения, частоту и расположение сходов к воде, а также предусмотреть место для расположения инфраструктурных объектов, включая кафе, игровые площадки, скамейки, приборы освещения, а кроме этого, ширину и количество дорожек.

Сложность проектирования набережных напрямую зависит от масштабов сооружения, количества вариантов его использования, а также от индивидуальных требований заказчика. Результатом проектирования набережных является подробная документация, включающая в свой состав детальные чертежи будущего строительства. Как правило, следующим этапом после проектирования и получения разрешений на строительство является монтаж или возведение набережных.

Монтаж набережных производится на основе берегоукрепления из шпунтовых свай, бетонных или даже железобетонных конструкций. Реже в качестве материала для строительства набережных используется дерево, поскольку далеко не всегда такие древесные набережные отвечают требованиям по прочности и долговечности.

Не очень хорошо, если в области монтажа набережных есть твёрдый скальный грунт, который препятствует забивке свай. Но если грунт под предполагаемой стенкой не обладает достаточной плотностью и устойчивостью, то в ходе монтажа набережных производятся работы по укреплению берега. После завершения монтажных работ, сдача набережной ещё далека от завершения, ведь необходимо также благоустроить новую территорию, то есть сделать её пригодной для использования по назначению.

Благоустройство набережных - завершающий и очень важный этап строительства, который в конечном счёте определяет «лицо» будущего объекта.

В общем случае благоустройство набережных предполагает осуществление следующих видов работ:

Обеспечение доступа к коммуникациям (электричество, водоснабжение, водоотведение) для тех объектов, которые будут работать на набережной;
зонирование участков набережной для транспортных, спортивных, развлекательных и спортивных целей;
прокладка и строительство дорожек;
благоустройство набережных немыслимо без сооружения пандусов и специальных конструкций для маломобильных групп населения;
установка перильных конструкций и предупреждающих табличек;
работы по озеленению;
оборудование спортивных площадок, зон отдыха, концертных площадок заведений общественного питания и прокатов;
финальная отделка, уборка мусора.

Строительство стенок набережных в прибрежной зоне, помимо основ-ного назначения - защиты территории от размыва, связано также с созданием причальных сооружений для организации погрузки и выгрузки сырья и готовой продукции.

В пределах населенных мест стенки набережных, помимо ука-занных выше целей, могут устраиваться и в целях благоустрой-ства прибрежной территории (для обслуживания нужд водного спорта и др.).

Набережные стенки должны также обеспечить защиту при-брежной территории от затопления паводковыми водами, в связи с чем отметка карниза стенок принимается на 0,5м выше рас-четного уровня высоких вод. За расчетный уровень обычно прини-мается горизонт максимального паводка повторяемостью в 30-40 лет. В особых случаях, в зависимости от возможного ущерба в результате затопления прибрежной территории паводковыми водами, за расчетный уровень могут быть приняты паводки более редкой повторяемости.

В условиях населенных мест стенки набережных располага-ются по линиям регулирования рек и водоемов. Под линией регулирования подразумевается линия пересечения меженного горизонта воды с поверхностью стенки набережных. Линии регули-рования определяют проектную ширину реки и должны быть согла-сованы с красными линиями застройки прибрежной территории.

Набережные стенки возводят из камня, бетона и железобетона. В районах богатых лесом, в частности на севере России, широко применяются деревянные набережные стенки.

Бетонные и железобетонные набережные стенки могут бить возведены из монолитного бетона, а также из сборных элементов заранее изготовленных на предприятиях строительной индустрии.

По конструктивному решению различают следующие основные типы стенок набережных: гравитационные, устойчивость которых обеспечивается собственным весом стенки, и свайные, устойчи-вость которых обеспечивается заделкой свай в грунтовом мас-сиве.

Выбор конструкции стенок набережных производится на ос-нове тщательного изучения геологических условий строительства, для чего по результатам бурения составляются продольные гео-логические профили по линии регулирования набережной и не-сколько поперечных геологических разрезов в наиболее характер-ных сечениях.

Следует иметь в виду, что геологические напластования гор-ных пород редко бывают постоянными даже на сравнительно ко-ротких участках. Пестрота геологических напластований и значи-тельные изменения мощности слоев, и их положения зачастую за-ставляют менять конструкции набережных стенок через каждые 50-100 м.

При близком залегании от дна реки скальных грунтов стенки набережных возводят на естественном основании. При этом глу-бина заложения подошвы стенки определяется глубиной залега-ния достаточно прочных неразмываемых пород и в большинстве случаев не превышает 40-50 см ниже дна реки.

Во всех остальных случаях стенки набережных возводятся на предварительно устраиваемой постели из каменной наброски или на свайном основании. Устройством каменной наброски обеспечи-вается выравнивание дна реки и распределение давления от на-бережной стенки на большую площадь основания.

Деревянные набережные устраиваются в виде ряжей сплош-ной или сквозной рубки, заполненных камнем, или в виде свай-ных эстакад. Учитывая ограниченное применение деревянных на-бережных из-за небольших сроков службы, конструктивные ре-шения их в настоящей работе не рассматриваются.

Обычно является состав-ной частью более широкого комплекса мероприятий по благоуст-ройству прибрежной территории и в случае применения типовых и повторных конструктивных решений производится в две стадии.

В проектном задании, в соответствии с проектом планировки прибрежной территории, устанавливаются границы береговой по-лосы, подлежащей укреплению сооружением подпорных стен, а также (в увязке с красными линиями застройки) линии регули-рования водоема. В зависимости от высоты берега, гидрологиче-ской, геологической и гидрогеологической характеристик берего-вой полосы, характера ее использования и других факторов, на основе сравнения вариантов устанавливаются поперечный про-филь и тип конструктивного решения подпорных стен, а также обосновывается их высотное положение; устанавливаются места размещения и основные размеры сходов-лестниц, пристаней, при-чалов и других элементов, обеспечивающих доступ населения к воде и использование водоема для хозяйственных, транспорт-ных, спортивных и других целей; разрабатываются соображения по организации работ.

Рабочие чертежи должны содержать детально проработан-ные конструктивные решения всех элементов, входящих в состав проектируемой набережной , обеспечивающие возможность их осу-ществления; составляются спецификации элементов, а деталей, подлежащих изготовлению за пределами строительной площадки, а также разбивочные чертежи, необходимые для переноса проекта в натуру.

Друзья, мне безумно интересно, с помощью каких технологий в 18/19 веке обрабатывали гранит. Конечно на первом месте по шедеврам гранитного зодчества в России это Санкт-Петербург. Колонны и первые этажи домов оставим до лучшего случая, а сейчас читаем о набережных. Основной вопрос по ним, возникающий у сторонников альтернативной истории, это как при Екатерине было зашито в гранит столько километров берега.

На видео человек без сверла, использую только молоток и зубило, лихо делит на две части камень.


"...С ростом города были изданы первые правительственные распоряжения об устройстве набережных. Владельцы домов на набережных, согласно специальному указу 1715 г., должны были приготовить к сентябрю "каждый против своего дома паженые сваи (шпунтовые, т. е. одна свая входит продольным гребнем в паз другой. - Прим. ред.) для обивки берегов, мерою трёхсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти". Одновременно с укреплением берегов на Адмиралтейской стороне и Васи-льевском острове сооружали небольшие гавани для причала судов и лодок.

После наводнений 1720 и 1721 гг., когда набережные были основательно разрушены, вновь последовали указы об их ремонте и строительстве, повторявшиеся вплоть до сооружения "каменного берега" во второй половине ХУШ столетия С начала 60-х гг. строились уже гранитные набережные "от Галерного двора до Литейного дома". В 1764-1790 гг. созданы набережные Екатерининского канала, затем Крюкова канала, реки Фонтанки, в 1798-1811 гг. - реки Мойки и т. д. На набережных, декорированных гранитом, сооружали парапеты и чугунные решётки. В XIX в. были облицованы камнем берега Васильевского острова. Всего до 1917 г. на Неве построили почти 10 км гранитных набережных.

Строительство набережных возобновилось после наводнения 1924 г. Появились новые типы набережных: терраса на стрелке Елагина острова на естественном основании; одно- и двухъярусные набережные откосного типа, мощённые булыжником, диким камнем, брусчаткой; монолитные и сборные железобетонные; с навесной гранитной облицовкой и др. Сейчас в городе около 150 км укреплённых набережных..."

То есть речь о том, что основная масса гранитных набережных была сделана в советское время. Безусловно, 10 км гранитного берега это тоже очень не мало. Но согласитесь, 10 и 150 это всё-таки разные вещи.

И как наглядное свидетельство технологий 20 века фотографии с места обрушения гранитных плит у литейного моста.




Ссылочка на ЧП http://karpovka.net/2011/09/09/26849/
И инфа о самом мосте http://opeterburge.ru/bridges/litejnyj-most.html он безусловно прекрасен, как и многое в Петербурге.

И я не знаю "литой" это гранит или тесаный, НО для создания тротуаров и проезжей части бюджет особенно не раскошеливался. (далее снова цитата)



"...Кроме наказа местным жителям Петр распорядился брать каменную дань с корабелов: судно должно было сдать в порту 30 диких камней, лодка - 10. Путешествующие по суше платили 3 камня с телеги. Несмотря на такое количество материала, первые мостовые из булыжников в городе клали кое-как, и улицы находились в состоянии перманентных ремонтных работ. Сначала мостовые появились на Березовом (ныне Петроградском) острове в 1710 году. До того местные жители пользовались исключительно грунтовыми дорогами.

Со временем самодеятельность заменили профессионалами, и в городе появились улицы, вымощенные гранитными брусками. Импульсивного Петра сменила вдумчивая Екатерина II, собравшая специальную комиссию по благоустройству города, которая взялась за систематизацию наследия основателя имперской столицы. В 1824 году, например, появилась рекомендация производить мощение улиц «рядовой стилкой одномерных булыжных камней». В 1826 году на Невском были установлены деревянные колеи для колес карет. В этот период дерево потеснило камень: спустя 6 лет изобретатель Гурьев предложил для борьбы с надоедливым шумом мостить улицы деревянными торцами. Затея понравилась императрице - опыт на Невском проспекте прошел успешно. Идею переняли в Европе, однако в самой Северной столице от нее в итоге пришлось отказаться: дерево не слишком хорошо реагировало на капризную петербургскую погоду. Существуют официальные данные, что находилось в ведении городского управления к 1882 году: в проезжей части - 674 000 квадратных метров булыжных мостовых, 9605 торцовых, 138 000 шоссе, 1015 асфальтового покрытия; тротуаров - 40 290 плитных, 76 385 гранитных, 7040 деревянных, 7002 грунтовых.
(Прим ред. Что весьма не мало)

В 1909 году дума установила типы покрытий для улиц. Проезжая часть должна была быть булыжной, асфальтовой или белым шоссе, пешеходная - асфальтовой или замощенной лещадной плитой.

Тотальным асфальтированием Петербург обязан, разумеется, экономным большевикам, несмотря на то, что журналист Николай Иванович Греч еще в середине XIX века отмечал: «Асфальт оказался неудобным по нашему климату: он трескается зимою от замерзания просачивающейся в него воды». Попытка, о которой упоминает Греч, случилась в 1839 году и, между прочим, это был один из первых опытов асфальтирования в Европе. В 1871 году, несмотря на первый блин комом, было решено повторить попытку. И первый асфальтированный участок дороги появился на набережной Фонтанки, между Симеоновским и Пантелеймоновским мостами. Строители осмелели и продолжили эксперименты, которые имели место быть вплоть до революции.

После свержения царского режима город погряз в бездорожье. Оказалось, что 90% дорог держали в приличном состоянии домовладельцы, однако война 1914 года помешала многим из них в этом нелегком деле. Когда в семнадцатом году большевики пересчитали площади, они выяснили, что им досталось почти 700 000 квадратных метров, требующих немедленного ремонта дорог.
Следующие пять лет новые управленцы тщетно пытались справиться с этими объемами. Тем временем деревянные мостовые разбирали на топливо местные жители, а в 1924 году наводнение смыло свыше 350 000 квадратных метров торцов - почти три четверти от общего количества. (А торец это деревянная колодка для мостовой. Прим. Ред.)Коммунисты спешно стали закрывать прорехи диабазовой брусчаткой, что было красиво, прочно, но слишком дорого. Наконец, в 1932 году было принято решение убрать под асфальт все улицы города. И только под занавес прошлого века, уже после развала СССР, плитка вернулась на улицы города.