Государственная экспертиза проектов. Когда не нужна экспертиза проектной документации На что делается государственная экспертиза в строительстве

Поверка проектной документации это необходимый этап, который проходит любой проект еще до начала строительных работ. Сегодня получить экспертное заключение можно как в государственных, так и в коммерческих организациях. Экспертное заключение является гарантией безопасности и качества проекта. Без такого заключения дальнейшая реализация проектных работ просто не возможна.

Экспертиза проектной документации подразумевает оценку ее соответствия техническим, санитарно-эпидемиологичес ким, экологическим нормам и правилам, а также требованиям пожарной, промышленной, радиационной или ядерной безопасности, и соответствовать правилам государственной охраны культурных объектов.

Для упрощения выдачи экспертных заключений существует ряд случаев, когда проведение экспертизы проектной документации не является обязательным или не требуется вообще. Такие случаи регулируются федеральным законодательством Российской Федерации.

Результатом проведения экспертизы является выдача соответствующего заключения. Такое заключение может быть как положительным, так и отрицательным. Срок проведения экспертизы зависит от сложности проекта, но обычно он не превышает трех месяцев.

Проведение экспертизы проектной документации не является обязательной в следующих случаях:

  1. При проведении ремонтных, реконструкционных или работ по модернизации производственных зданий и сооружений, зданий общественного или жилого назначения, при котором основные инженерные решения проектной документации не будут затрагивать основные несущие способности зданий, сооружений или конструкций.
  2. При проведении работ по реконструкции или ремонту тепловых, водопроводных или канализационных сетей на уже существующих трассах с применением более современных материалов.
  3. При выполнении текущих ремонтных работ автомобильных трасс, которые в установленном порядке относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
  4. Сметная документация, изготавливаемая в установленном порядке для проведения любых текущих ремонтных работ.
  5. Сметная документация с дополнениями и изменениями, которые были внесены в соответствии с установленными требованиями или ограниченными затратами на производство работ.
  6. Проектная документация на строительство объектов, которые относятся к третьему уровню ответственности согласно техническим нормативам и актам (одноэтажные, двухэтажные жилые дома; временные, вспомогательные и сезонные постройки, такие как парковки, павильоны, склады, опоры для линий освещения или связи, ограждение и др.; отдельно стоящие объекты агропромышленного комплекса, имеющие подсобное или вспомогательное назначение).
  7. Проектная документация для содержания различных гидротехнических и судовых сооружений и конструкций, которая необходима для обеспечения их надежной работы, выполнения путевых работ и безопасности судоходства.
  8. Техническая документация для замены или проведения ремонтных работ промышленного, технического и иного оборудования, машин, механизмов или агрегатов, которая разработана и утверждена специально уполномоченными для этого органами в определенной области в соответствии со всеми необходимыми нормативно-правовыми актами, и которая не требует проведения каких-либо строительных работ.
  9. Проектно-сметная документация, в которую внесены изменения каких либо строительных материалов, оборудования или изделий на аналогичные и замена которых не повлияет на основные несущие конструкции.
  10. Проектная документация по привязке типовых проектов или проектов, которые повторно применяются для строительства индивидуальных жилых домов или объектов социального назначения.

Согласно федеральному законодательству проектная документация следующих объектов капитального строительства не нуждается в проведении государственной экспертизы:

  • отдельные жилые дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания не более чем одной семьи;
  • многоквартирные жилые дома, не выше трех этажей, которые могут состоять не более чем из четырех секций с квартирами, помещениями для общего пользования и отдельными подъездами;
  • отдельно стоящие жилые дома, не выше чем в три этажа, которые могут состоять не более чем из десяти блоков, каждый из которых предназначен для проживания только одной семьи и имеют одну или несколько общих стен без проемов;
  • отдельно стоящие непроизводственные объекты, которые не предназначаются для проживания граждан, не более двух этажей и общей площадью не более 1500 квадратных метров (исключением являются технически сложные или опасные объекты);
  • отдельно стоящие производственные объекты, высотой не более двух этажей и общей площадью до 1500 квадратных метров, для которых нет необходимости устраивать санитарно-защитные зоны (исключением являются технически сложные или опасные объекты).

Не смотря на то, что все вышеперечисленные случаи не требуют строгого проведения экспертизы проектной документации и выдачи экспертного заключения, тем не менее, разработка технической, проектной и сметной документации необходимо.

5.2. При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, при проведении экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которые были внесены указанные изменения, или при подтверждении соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, предусмотренным частями 3.8 и 3.9 настоящей статьи, проводится оценка соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и примененным в соответствии с настоящей частью при первоначальном проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, по результатам которых было получено положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Можно сказать, что государственная экспертиза проекта строительства нужна для того, чтобы гарантировать безопасность зданий и их использования людьми. Учитывая, что государственные комиссии не проверяют все этапы строительства, а лишь принимают готовый возведённый объект, то они могут оценить безопасность будущего строения по документации, которая предоставляется проверяющим органам перед тем, как начать работы.

Сооружения в первую очередь должны быть безопасными, не должны наносить ущерба здоровью и имуществу граждан, и не должны идти вразрез с экологическими нормативами. Кроме того, оно должно быть согласовано с природоохранной и социальной деятельностью местных властей.

Помимо вышеперечисленного, здание должно:

  • Отвечать всем установленным государством нормативам, которые регламентируют строительную отрасль и категории зданий.
  • Соответствовать требованиям, которые выдвигаются отдельными нормами и регламентами строительной индустрии (касается сертификации продукции).
  • Соответствовать нормативным актам и законам, которые действуют на региональном уровне и устанавливаются муниципальной властью.
Когда организовывается госэкспертиза, нужно следовать всем нормативам и всем законам, которые устанавливаются в государстве. Также есть определённая инструкция, которая разработана для работников органов контроля. И еще, что немаловажно, нельзя обходить вниманием и те государственные документы, которые регулируют любой аспект инвестиционной деятельности, строительства и возведения объектов.

Какие проекты проверяются органами контроля?

Государственные экспертизы должны проводиться в отношении всех объектов (без исключений), причём независимо от того, откуда идёт их финансирование. Чаще всего бывают такие источники финансов:

  • Физические лица и частные фирмы.
  • Иностранные инвесторы.
  • Госучереждения.
В каждом отдельно взятом случае, если объект относится к капитальному строительству, и для него по закону положены экспертизы проектов, то он обязательно должен предоставить всю документацию в государственные контролирующие органы.

Кроме того, не имеет значения, в чьей собственности пребывает объект, и даже количество этих собственников. По форме собственности, объекты могут быть как частными, так и коммунальными или государственными.

Нет освобождений от проверок и тогда, когда в роли подрядчиков выступает доверенная государственная компания или фирма, выигравшая тендер. Не учитываются также и прочие заинтересованные стороны.

Проекты, которые освобождаются от экспертизы проекта

В реальности, не каждый из объектов подвергается обязательной экспертизе. Несмотря на имеющийся перечень обязательных объектов, есть также и перечень, в котором учтены те здания, которые освобождены от экспертиз в обязательном порядке, и для них проверка может быть только по их желанию.

К таким объектам относятся следующие:

  • Отдельные частные жилые дома, у которых в наличии 3 и менее этажей, и которые используются исключительно с целью проживания в них одной семьи. Такие объекты отнесены в категорию индивидуального строительства, и они не обязаны проходить государственные экспертизы по проектам.
  • Жилые дома, у которых не более трёх этажей, и в общем числе не более десяти квартир, которые предназначены для проживания людей. В каждой квартире разрешается проживание одной семьи, и каждая квартира должна быть снабжена хотя бы одной стеной, которая будет общей с другими квартирными блоками. В этих стенах запрещается делать дверные проёмы и прочие переходы, помещения должны быть строго отделены. Расположение такого дома допускается лишь на отдельном территориальном участке, у которого должна быть территория общего пользования и выход на улицу.
  • Многоквартирные жилые здания до трёх этажей, имеющие до четырёх подъездов, являющихся жилыми блоками. У каждого такого блока должен быть свой выход на улицу и на общую территорию, занимаемую зданием.
  • Капитальные отдельные здания, для которых не предусмотрено более двух этажей. Обязательные условия ― размер всех этажей не более 1500 квадратов. Эти помещения запрещается использовать для проживания людей, а также для какой-либо производственной деятельности.
  • Капитальные отдельные здания, которые имеют до двух этажей, при этом их размер составляет не более 1500 квадратов, и которые используются для производственных целей. При этом для предприятий, которые их используют, не должно быть нормативов по установлению санитарно-защитных зон. Либо же такие зоны должны проходить по границе тех участков, на которых находится здание. В этом случае допускается не производить проектную экспертизу в государственных органах.
Государственная экспертиза объектов строительства, помимо перечисленных выше случаев, не проводится в обязательном порядке на тех объектах, которые подвергаются ремонтно-восстановительным, строительным и реконструкционным работам, для которых не требуется получения разрешения от государственных комиссий. Также существует ещё одна категория ― это проекты, которые уже в прошлом проходили государственные экспертизы и по которым было вынесено положительное решение, и объекты по которым успешно построены и функционируют без происшествий.

Это так называемые типовые документы, по которым возводится не один, а два и более объектов в разных местах. Для новых объектов будут применяться те же нормы и те же документы, что и для старых, уже построенных. Такие новые объекты не должны будут проходить проверку проектов, так как она завершается для них автоматически, и не требует повторных экспертных процедур.

Кроме того, можно не производить экспертизы в тех случаях, когда имеются типовые документы, ранее получившие положительную резолюцию, но в которых есть небольшие изменения и дополнения, не затрагивающие основные характеристики и не влияющие на безопасность, строение, прочность, экологичность и надёжность будущей конструкции.

Объект и предмет проведения экспертиз

Объектом проведения экспертизы является объектная документация, которая составляется ещё на этапе разработки и инвестирования. Документы подготавливаются ещё до того, как начнутся строительные работы. Они обычно содержат перечень всех норм по технике, технологии, а также все правила и регламентацию работ, которые будут применяться строителями уже в процессе работы над объектом.

Проектные документы обычно охватывают все сферы строительства:

  • Местоположение и план.
  • Стройматериалы, которые будут применяться.
  • Сметные материалы.
  • Перечень и количество работ, которые подрядчик будет осуществлять.
  • Чертежи и схематические изображения всех сооружаемых конструкций и коммуникаций.
  • Схемы, указывающие на расположение оборудования.
  • Регламенты строительных работ.
  • Другие факторы, которые нужно учесть при строительстве.
Предмет проведения госэкспертиз являет собой определённые аспекты, которые должны быть подвергнуты проверке государственными органами в отношении объекта (проектных документов):
  • Проверка того, насколько документы соответствуют установленным государством нормативам и требованиям для конкретного типа строительства.
  • Насколько документы отвечают всем предусмотренным техническим и технологическим регламентам, которые контролируют данный тип строительства.
  • Проверка соответствия всем нормам, установленным санитарно-эпидемиологической службой в отношении данного типа капитальных строительных объектов.
  • Оценка соответствия природоохранным нормам и правилам, которые устанавливаются в отношении окружающей среды.
  • Проверка соответствия нормативам по защите и охране культурного наследия и объектов, представляющих культурную, историческую или архитектурную ценность в данном регионе.
  • Проверка радиологического контроля, которая заключается в оценке используемых материалов и в оценке того, насколько радиационно опасное здание защищено от возможных утечек радиации и загрязнений окружающей среды.
  • Проверка соответствия объекта правилам, которые установлены службой пожарной охраны в данном регионе. Все материалы, которые относятся к категории легко воспламеняеющихся, обязательно должны быть защищены, а в здании должны быть предусмотрены пути эвакуации, средства пожарной сигнализации, пожаротушения, и т.д.
  • Проверка проектных документов на их соответствие изысканиям инженерной комиссии, которая проводилась для строительства.
Сроки проведения экспертиз

Сам по себе проектный контроль госорганов, проводится до того, как начнутся любые работы по застройке. Это занимает значительное время, и все участники проекта могут приступать к своей работе только после окончания экспертизы.

Это делается с целью пресечения возникновения на объекте любых нарушений, которые могут повлечь за собой дефекты конструкции, и которые невозможно будет исправить при их выявлении. Такие дефекты могут быть крайне опасными, и носить не косметический, а функциональный или технический характер.

Именно поэтому вся документация, по которой будут проходить работы, проверяется экспертами до того, как подрядчики приступят к работам. Только после получения всех подписей и согласований, а также резолюции, можно начинать строительство объекта.

Учитывая, что у строительных проектов обычно есть строго ограниченные сроки реализации, и любое промедление вызывает излишние траты и снижение прибыльности проекта, государственные инструкции определяют максимально возможный срок для проведения оценки документов ― три месяца.

Но этот срок не обязательно именно таков. Он может быть и меньше из-за таких факторов:

  • Сложность объекта, который строится.
  • Специфика объекта и его применения.
  • Объёмы документации, которая подаётся на проверку экспертами.
  • Необходимость привлечения дополнительных специалистов по узким специализациям, чтобы оценить документы.
  • Занятость экспертов на текущий момент, количество проверяемых проектов.
  • Обнаруженные серьёзные нарушения, из-за которых дальнейшая проверка невозможна.
  • И другие факторы.
Очень часто, срок куда меньше, чем максимальный, так как очень много объектов не требуют каких-либо специфических решений, на них нет опасного производства, они не перегружены сложными коммуникациями, и т.д. Поэтому работа экспертов продвигается значительно быстрее в их отношении.

Результаты проведения экспертизы

Строительный контроль, как и любая экспертиза, независимо от того, кем она проводится (государственными или независимыми экспертами), имеет определённый результат, который выдаётся заказчику работ. Такой результат называется экспертным заключением.

Заключения у государственных комиссий, которые касаются проверенной экспертами документации по проекту, делятся на два типа:

  • Положительные.
  • Отрицательные.
Независимо от результата проверки, заключение выдаётся обязательно, так как именно оно служит основанием для начала строительства или для корректировки документов.

Если результат экспертизы был положительным, в заключении указывается, что проверенный объект полностью отвечает всем предъявленным к нему требованиям, а также нормативно-правовым актам и регламентам, которые были использованы экспертами во время проверки. Помимо этого, есть ещё и другие пункты, которые указываются в положительной резолюции.

К примеру, дополнительно указывается, насколько проектные документы, предоставленные экспертам, соответствуют требованиям инженеров, которые были определены перед экспертизой. Так называемые инженерные изыскания ― это обязательная часть экспертиз, подтверждающая, что здание гарантированно будет надёжным и не сможет причинить вред людям и их имуществу.

Также, документация в обязательном порядке проверяется на предмет её соответствия технологическим регламентам и техническим требованиям, которые установлены нормами законов и стандартов. В положительном случае, в заключении указывается, что документы им соответствуют.

А вот если выдаётся отрицательное заключение, в нём указывается, что документы, предоставленные заказчиком государственной комиссии для проведения экспертизы, не соответствуют ожидаемым результатам. Если это имеет место, документы не допускаются до реализации проекта и должны скорректироваться.

Если заказчик по какой-либо причине не согласен с решением экспертов города Москва, он может обратиться в суд, чтобы оспорить выданное ему резюме. Законодательно определены сроки такого обращения. Суд может назначить проведение дополнительной экспертизы, которая подтвердит или опровергнет заявление заказчика о том, что государственные эксперты выдали ложное заключение.

Если выдаётся заключение с отрицательным результатом, в нём помимо прочего указаны:

  • Все нарушения, которые были обнаружены в порядке оформления документов. Указываются также ссылки на законодательные акты и их статьи, в которых определено правильное оформление, с целью показать, какие именно аспекты были нарушены.
  • Нарушения, которые относятся к содержимому документации. Например, если каких-либо аспектов нет, или они указаны не в полном объёме.
  • Нарушения инженерных изысканий, проводимых для документов.
  • Прочие нарушения, являющиеся серьёзными, и имеющие возможность повлиять на результативность проведения экспертной деятельности.
Заключение со всеми вышеперечисленными пунктами, называется отрицательным, и оформляется так же, как и положительное, заверяясь всеми подписями и печатями организаций, участвовавших в проведении проверки.

Такое заключение выдаётся заказчику, который должен оценить степень несоответствия его документации нормативам, обозначенным в заключении, и внести соответствующие корректировки. Для корректировок лучше приглашать независимых экспертов, которые проверят, насколько новая версия документации соответствует тем пунктам, которые были указаны в заключении.

Независимая экспертиза строительной документации регламентируется законодательством РФ. В соответствии с нормами права, регулирующими данную процедуру, подобные задачи могут решать как государственные, так и частные структуры. В чем заключается специфика работы и тех и других структур? Чем отличаются подходы государственных и частных организаций при проверке качества строительных документов от заказчиков?

Какой бывает экспертиза проектной документации?

Экспертиза по законодательству РФ может быть:

Государственной;

Частной.

При этом традиционно независимой все же считается второй ее вариант. Правда, и при обращении в государственные ведомства оценка качества проектно-сметной документации в целом базируется на независимых критериях, поскольку основывается на положениях закона, которые должны трактоваться одинаково всеми субъектами правоотношений.

Юридическая сила результатов государственной и частной экспертизы

Также можно отметить, что частная независимая экспертиза проектно-сметной документации проводится только уполномоченными организациями и с применением официальных норм права. Еще один нюанс — оба варианта экспертизы предполагают выдачу заказчику документов, подтверждающих законное право реализовывать строительный или инженерный проект. С юридической точки зрения соответствующие источники имеют равную силу.

Поэтому оба отмеченных механизма проверки качества строительных документов осуществляются в целом по схожим принципам и отличаются главным образом по организационным критериям. Рассмотрим особенности каждой разновидности соответствующей экспертизы — государственной и частной.

Государственная независимая экспертиза строительной документации: предварительная проверка

Первый этап проверки качества строительных документов, осуществляемой компетентными госструктурами, — предварительное изучение комплекта документов от заявителей. Данная процедура должна быть проведена в течение 3 дней.

После того как предварительная проверка предоставленных строительных документов проведена компетентным государственным органом, заявителю направляется соглашение на реализацию экспертизы — если с документами все в порядке. Если это не так, то заявителю направляется мотивированный отказ.

Процедура, о которой идет речь, предполагает предоставление заявителем в компетентный государственный орган:

Основных строительных и инженерных документов;

Заявления по установленной форме;

Копий документов, подтверждающих право собственности на участок, градостроительного плана, задания на разработку проекта, а также на осуществление инженерных работ.

В ряде случаев документы, поданные в государственное ведомство, в компетенции которого — проведение экспертизы проектно-сметной документации, возвращаются заявителю. Это возможно, если:

Экспертиза должна проводиться другой государственной организацией;

Документы не могут быть проверены на предмет качества по тем критериям, что установлены для строительной и инженерной документации.

В свою очередь, основаниями для отказа государственным органом для принятия документов в целях проверки качества может быть отсутствие в документации обязательных разделов или несоответствие источников, что предоставлены на экспертизу, установленным критериям.

Рассмотрим теперь, каким образом проводится экспертиза проектно-сметной документации после успешной предварительной проверки источников, предоставленных в компетентное государственное ведомство заявителем.

Независимая государственная экспертиза: проверка качества документов

Условием для реализации процедуры, о которой идет речь, является прежде всего заключение договора между заявителем и госструктурой, которая проводит экспертизу. Кроме того, государственная экспертиза проектно-сметной документации должна быть заблаговременно оплачена строительной фирмой. Поэтому при оформлении соглашения она должна предъявить экспертной организации документы, подтверждающие уплату пошлины за оказываемые госуслуги.

Рассматриваемая процедура должна быть проведена государственным органом в течение 3 месяцев. В случае если осуществляется проверка качества документов по проектам зданий, не являющихся уникальными, то экспертиза реализуется в срок, не превышающий 45 дней.

Корректность документов: обратная связь от экспертных структур

В период, пока проверяются документы, между экспертами и заказчиком может осуществляться взаимодействие на предмет оперативной корректировки ошибок, обнаруживаемых в строительной и инженерной документации в ходе экспертизы. Кроме того, если проверяющая организация обнаруживает отсутствие какого-либо значимого документа, без которого экспертиза проектно-сметной документации не может быть завершена, то заявитель также получает уведомление об этом. И одновременно — предписание по устранению ошибок в предоставленных источниках, а также по подготовке и предоставлению в проверяющую организацию недостающих строительных или инженерных документов.

Корректность документов: сроки дополнения документации

Срок, в течение которых должна быть откорректирована, определяется в договорах между заявителями и экспертными структурами. Как правило, он не превышает 10 дней с момента направления заказчику уведомления о наличии ошибок и недостающих документов в предоставленном комплекте.

Согласование и экспертиза проектно-сметной документации в рамках процедуры, о которой идет речь, может предполагать предоставление экспертной организации различных расчетов по конструктивным, а также технологическим решениям, которые используются в предоставленных документах. Могут потребоваться материалы, связанные с проведением инженерных работ. Как правило, подобные источники предоставляются в экспертные структуры в течение 5 дней с момента получения запроса из компетентной государственной организации.

Оформление результата экспертизы

После того как государственная экспертиза проектно-сметной документации осуществлена в рамках тех процедур, что установлены законодательством РФ, оформляется ее результат. Он может быть представлен положительным или отрицательным заключением по предоставленным строительным и инженерным документам. Если с ними все в порядке, если они соответствуют установленным техническим регламентам, то вполне вероятно, что компетентная государственная организация вынесет положительное заключение.

Негосударственная экспертиза: нюансы

Рассмотрим теперь, каким образом организуется, в свою очередь, негосударственная независимая экспертиза проектно-сметной документации. Чаще всего к частным структурам, осуществляющим проверку качества строительных и инженерных документов, обращаются инвестиционные компании, крупнейшие подрядчики.

Негосударственная независимая экспертиза проектно-сметной документации в целом схожа с государственной с точки зрения исследования базовых характеристик строительных и инженерных источников, однако по содержанию может дополняться большим количеством процедур, которые по законодательству в рамках экспертизы госструктурами типа не проводятся. Таких как, например, анализ качества документации на предмет оптимальной структуры, дополнения соответствующих документов иными полезными формулировками.

Рассмотрим основные задачи, которые в большинстве случаев решаются частными структурами, осуществляющими проверку строительных и инженерных источников.

Задачи частной экспертизы строительной документации

Речь идет главным образом о таких задачах, как:

Оценка соответствия документации техническим регламентам;

Анализ качества строительных и инженерных документов с точки зрения наличия в них формулировок, удовлетворяющих критериям санитарно-эпидемиологического законодательства, нормативным актам в сфере экологии, охраны культурных объектов, требованиям пожарного законодательства.

По договору между заказчиком и экспертной организацией могут формулироваться и иные задачи. Их перечень, в принципе, не ограничен какими-либо нормами закона.

Рассмотрим теперь, в каких разновидностях может быть представлена частная экспертиза проектно-сметной документации.

Виды частной экспертизы строительных документов

При взаимодействии заказчиков с негосударственными структурами может проводиться проверка качества:

Собственно проекта - на предмет соответствия установленным в законе требованиям, стандартам;

Строительных смет — на предмет качества проработки показателей стоимости различных материалов и работ в соотнесении с рыночными ценами;

Инженерных разработок — на предмет соответствия основным параметрам проекта.

Изучим теперь, в рамках каких этапов проводится процедура, о которой идет речь.

Этапы негосударственной экспертизы строительных документов

Как и в случае с обращением в государственные структуры, документы, подготовленные заказчиком, должны быть предоставлены в частные структуры на предварительное согласование. Экспертиза и утверждение проектно-сметной документации предполагают прежде всего комплектность источников.

Партнер строительной компании может быть заинтересован в этом, чтобы получить оптимальный результат работы. В случае если в комплекте документов будут отсутствовать те источники, без которых экспертизу будет провести сложно, либо при обнаружении ошибок, заказчик уведомляется об этом. Во многих случаях, как в соответствии с договором, так и по инициативе исполнителя, эксперты содействуют заказчику в устранении недоработок по комплектации документов.

Следующий этап — непосредственно экспертиза строительной и инженерной документации. По итогам проверки предоставленных источников выносится, как и в случае с государственной экспертизой, положительное или отрицательное решение. Частная экспертиза проектно-сметной документации строительства предполагает, как мы отметили в начале статьи, выдачу заказчику документа, дающего законное право на реализацию строительного проекта. Разумеется — только если с предоставленными источниками все в порядке.

Есть точка зрения, по которой экспертиза и утверждение проектно-сметной документации, проводимые в ходе взаимодействия заказчика и частных структур, имеют ряд значимых преимуществ. Рассмотрим, в чем они могут заключаться.

Преимущества частной экспертизы: оперативность и выгода

Главное преимущество обращения заказчика в частную экспертную организацию — возможность прежде всего получить результат более оперативно, чем в случае с проведением экспертизы в компетентной государственной структуре. Конечно, при большом потоке клиентов оперативность решения задач соответствующей организацией может быть снижена, но с учетом довольно высокой конкуренции фирмы, конечно, стараются выдерживать привлекательные условия для заказчика в данном аспекте.

Следующее возможное преимущество обращения в частные экспертные организации — стоимость. Дело в том, что государственные организации обязаны выставлять цены на оказываемые услуги по проведению экспертизы проектной документации исходя из требований, установленных в законодательстве. В общем случае они не зависят от объемов предоставляемых источников, ее сложности. В свою очередь данные критерии, как правило, учитываются частными экспертными организациями. Они не обязаны формировать цены в соответствии с требованиями закона и потому могут вести политику в данном направлении так, как считают оптимальным с точки зрения рыночной ситуации, стратегии развития бизнеса. Во многих случаях прохождение экспертизы проектно-сметной документации в частной структуре характеризуется меньшим объемом издержек, чем при обращении заказчика в компетентную государственную организацию.

Частная экспертиза: технологичность и качество

Еще одно преимущество обращения в негосударственную фирму — возможность задействования во многих случаях более широкого спектра каналов коммуникации между экспертами и заказчиками. В частности, связь может осуществляться по Skype, электронной почте. Данные инструменты коммуникации не всегда поддерживаются государственными организациями.

Еще один нюанс, характеризующий порядок экспертизы проектно-сметной документации в частной фирме, — применение внутрикорпоративных норм контроля качества, дополняющих те, которые установлены законом. Это позволяет экспертам предоставить заказчику результат работы, соответствующий не только базовым критериям, но и тем, что могут быть обусловлены спецификой реализации конкретного строительного проекта. Данная особенность организации бизнеса многими строителями рассматривается как значимое конкурентное преимущество обращения в частные структуры в целях проведения экспертизы проектной документации.

Частная экспертиза: актуальные консультации

Еще один нюанс, на который можно обратить внимание при изучении особенностей работы негосударственных экспертных организаций — наличие в большинстве случаев качественной консультативной поддержки клиентов, которая, опять же, опирается не только на требования законов, но также и на различные внутрикорпоративные нормы, нацеленные на улучшение уровня обслуживания заказчиков, а также на достижение высоких результатов работы.

Перед началом проведения работ по модернизации, строительству, консервации, расширению, ликвидации, перевооружения (технического) или реконструкции объекта недвижимости, проводится экспертиза проектной документации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое?

Государственная проектная экспертиза представляет собой один из самых главных инструментов управления территориальной и строительной деятельности. Благодаря этим мероприятиям удается обеспечивать максимальный уровень безопасности всем возводимым, реконструируемым и ликвидируемым объектам.

Государственная экспертиза позволяет предотвращать появление объектов недвижимости, возведение и последующая эксплуатация которых противоречит нормам конструктивной надежности.

Заключение экспертной комиссии дает максимально точную оценку качеству разработанного проекта, которое учитывается потенциальными инвесторами, желающими вложить средства как в реконструируемые, так и во вновь создаваемые объекты.

Многие застройщики и собственники недвижимости задают вопрос: что является предметом государственной экспертизы? Точное определение дается действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Предмет экспертизы – оценка соответствия проектных документов требованиям, выдвигаемым регламентами.

  • экологические;
  • пожарные;
  • санитарно-эпидемиологические;
  • радиационной, ядерной и промышленной безопасности;
  • охраны (государственной) объектов культурного наследия и т. д.

Видео: основные изменения

Чем регулируется

Проектная экспертиза проводится в соответствии с регламентом

Также к данным мероприятиям могут привлекаться подведомственные им учреждения, расположенные в 22 субъектах Федерации.

Для проведения проверки объектов, определенных отдельным приказом Президента РФ, уполномочены другие Федеральные органы исполнительной власти.

Перечень документов

Каждый заказчик, который обратился в Управление государственных экспертиз, должен по месту расположения объекта подать заявление о проведении проверки.

Пакет прилагаемых документов комплектуется следующим образом:

  • свидетельства, подтверждающие право собственности на объект недвижимости;
  • план исследуемого участка (градостроительный);
  • проектная документация на объекты, подлежащие государственной экспертизе проектной документации, включающая все существующие разрешения на отклонения от нормативов и стандартов;
  • согласие собственников на проведение реконструкции или перестройки объекта и т. д.

Сроки

Государственная проектная экспертиза осуществляется за счет средств заказчика.

Для проведения данных мероприятий законодательством установлены конкретные сроки – не боле 3-х месяцев .

45 дней дается специалистам на проверку:

  • проектных документов, разработанных для капитальных и жилых объектов;
  • всех результатов проведенных инженерных изысканий;
  • проектных документов, реализация которых будет проводиться в особых экономических зонах.

Заключение

Результатом государственной экспертизы проектной документации является вывод, данный специалистами после проведения всех необходимых исследований.

Решение экспертов, которое составляется на бумажном носителе, вносится в реестр заключений, и ему присваивается порядковый номер. Положительное заключение, также как и отрицательное, передается на руки заказчику. В соответствии с выводом экспертов застройщик, инвестор или владелец объекта недвижимости предпринимает дальнейшие действия.

Когда не требуется

Не требуется государственная проектная экспертиза в следующих случаях:

  • при строительстве объектов недвижимости, которые относятся к 3 уровню ответственности;
  • при использовании типовых проектов при строительстве, реконструкции и модернизации объектов, которые имеют бытовое, социальное или культурное назначение;
  • при проведении строительно-монтажных работ, которые не влияют на несущие способности объекта.

Управление государственной экспертизы проектной документации

В тот момент, когда требуется проектная экспертиза, владельцам объектов недвижимости, застройщикам или инвесторам нужно обратиться в государственный орган, уполномоченный проводить такую проверку.

Управление государственной проектной экспертизы проводит соответствующие мероприятия в полном соответствии с утвержденным регламентом.