Структура муниципального хозяйства и модели управления. Основные группы элементов структуры муниципального хозяйства Модели муниципального хозяйства в современной экономике

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Орган, создаваемый на региональном уровне с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований – фонд …
компенсации
муниципального развития
финансовой поддержки поселений

2. Правовая база местного самоуправления в РФ – это …
система муниципальных правовых актов
система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует
федеральное и региональное законодательство

3. По глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий Стратегический план является …
краткосрочным (1-2 года)
долгосрочным (10-15 лет)
среднесрочным (3-4 года)

4. Решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, получило название …
Закон Субъекта РФ
устав муниципального образования
муниципальный правовой акт

5. Средства, выделяемые местным органам власти для осуществления отдельных государственных полномочий, называются …
дотации
субвенции
субсидии

6. Принцип организации местных финансов — неверный для России
единство законодательной базы
целевая направленность
зависимость от государства
открытость и прозрачность

7. Местный бюджет – это план …
доходов и расходов субъекта РФ
доходов и расходов муниципального образования на очередной период времени
расходов и доходов государства на финансовый год

8. Унитарными могут быть только … предприятия.
государственные и муниципальные
малые и средние
крупные муниципальные

9. Несуществующая модель муниципального хозяйства
муниципально-рентная
рентная
коммунальная

10. В структуру объекта муниципального управления входят:

население
представительный орган
территория
экономика
местная администрация

11. Метод корреляции …
устанавливает взаимосвязи между разными показателями, тенденциями, их взаимное влияние
предполагает, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней за последние месяцы (годы) величине, например средней за последние 3 месяца

12. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в состав муниципального имущества входит имущество, предназначенное для …
решения вопросов местного значения
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
обеспечения деятельности органов и должностных лиц государственной власти субъекта РФ
обеспечения деятельности немуниципальных хозяйствующих субъектов

13. Основные рабочие структуры, осуществляющие разработку Стратегического плана
Координационный совет (координационный центр)
комитеты представительного органа
рабочие группы

14. Вопросы владения, пользования, распоряжения и управления муниципальной собственностью; самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местного бюджета
действительны только для поселений
действительны только для муниципальных районов
общие для всех типов муниципальных образований

15. Важнейший закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления, в системе федерального законодательства
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.
Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (2004г.)

16. По типу исполняемых функций представительный орган местного самоуправления является … органом.
программным
проектным
программно-целевым
линейно-функциональным

17. Коммерческие торги проводятся при … муниципального имущества.
аренде
приватизации
мене

18. Объект планирования в муниципальном образовании
объекты государственной собственности
вся социально-экономическая сфера муниципального образования
муниципальное имущество

19. Если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, то местную администрацию возглавляет …
управляющий по контракту
один из депутатов представительного органа
руководитель муниципальной избирательной комиссии

20. Документ, выполняющий конститутивную функцию в муниципальном образовании
постановление губернатора

распоряжение мэра

21. Муниципальная должность, которая не является должностью муниципального служащего
выборный глава муниципального образования

специалист финансовой службы местной администрации

22. Разделение территории муниципального образования на различные зоны со своими целями использования называется … зонированием.
правовым
ценовым
функциональным

23. Способы приватизации муниципальной собственности
аукцион
запрос заявок
коммерческий конкурс
коммерческие торги

24. Постоянно действующий исполнительный орган местного самоуправления
администрация муниципального образования
ревизионная комиссия
штаб в структуре местной администрации по ликвидации чрезвычайной ситуации

25. Разница между величинами экономического и потребительского потенциалов выражает … эффективность жизни населения.
трудовую
финансовую
экономическую

26. Отдельными государственными полномочиями могут наделяться только органы местного самоуправления …


межселенных территорий

27. Город или поселок, а также территории, предназначенные для развития его инфраструктуры, называется …
городской округ
городское поселение
городской населенный пункт

28. Высший уровень двухуровневой системы местного самоуправления в РФ составляют …
муниципальные районы
городские поселения
городские округа
сельские поселения

29. Функциональное структурное подразделение местной администрации
Правовая служба
Департамент здравоохранения
Отдел образования

30. Выделяют критерии общей и специальной социальной эффективности муниципального управления.
нет
да

31. Индикативное планирование представляет собой:
процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие территориальных и отраслевых подсистем
общую направленность развития территории, сконцентрированную на ключевых, наиболее перспективных направлениях

32. Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, то он возглавляет …
местную администрацию
представительный орган
аппарат местной администрации
экономический совет

33. Муниципальный долг – это …
совокупность долговых обязательств муниципального образования
выпуск органами местного самоуправления муниципальных ценных бумаг для погашения долгов
долговые обязательства по бюджетным кредитам из бюджетов других уровней

34. Согласно №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. вопросы местного значения являются общими для всех типов муниципальных образований.
нет
да

35. Субъектами права оперативного управления на муниципальное имущество признаются …
государственные предприятия
муниципальные предприятия
муниципальные учреждения
частные предприятия

36. Ресурсы муниципального образования – это совокупность …


37. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает формирование … системы местного самоуправления.
одноуровневой
двухуровневой
трехуровневой
многоуровневой

38. Эффективность деятельности конкретного должностного лица определяется выполнением в полном объеме требований …
устава муниципального образования
должностной инструкции
Положения о структурном подразделении

39. Лицо, имеющее статус главы муниципального образования, может возглавлять одновременно представительный и исполнительный органы…
во всех типах муниципальных образований
в сельских поселениях
только в малых городах

40. Совокупность заключенных муниципальных контрактов составляет …
муниципальный заказ
муниципальный долг
муниципальный кредит

41. В бюджет капитальных расходов не входят …
расходы на инновационные мероприятия
расходы на управление
капитальное строительство

42. Местный референдум относится к формам … демократии.
непосредственной
представительной

43. Орган, создаваемый на региональном уровне с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований – фонд …
компенсации
муниципального развития
финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов

44. Муниципальной собственностью распоряжаются …

органы региональной власти
федеральные органы власти

45. Организационные структуры, которые создаются для решения конкретных задач
линейно-функциональные
программно-целевые
проектные
матричные

46. Должностная единица, не являющаяся источником публичной власти
председатель правительства
губернатор
мэр города
председатель комитета территориального органа самоуправления

47. Представительскими функциями в муниципальном образовании наделяется …
глава муниципального образования
местная администрация
муниципальная избирательная комиссия

48. Объектом оценивания прагматического критерия являются …


49. В структуру муниципальных финансов входят …
муниципальные внебюджетные фонды
муниципальные ценные бумаги
государственные ценные бумаги

50. Наиболее предпочтительный способ размещения муниципального заказа
закрытый конкурс
открытый конкурс
бесконкурсное размещение

51. Комитет по управлению муниципальным имуществом является … структурным подразделением местной администрации.
отраслевым
вспомогательным
функциональным
территориальным

52. Экономические методы в муниципальном управлении основаны на использовании законов психологии и социологии.
да
нет

53. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления в … году.
2000
1995
1998
1997

54. Местное самоуправление шире, чем муниципальное управление.
да
нет

55. Объекты муниципальной собственности, которые целесообразно подвергать первоочередной приватизации
высокодоходные
низкоприбыльные
безнадежно убыточные
задействованные в оказании общественных услуг

56. Градообслуживающая и социальная сферы в совокупности формируют …
городскую инфраструктуру
городскую среду
экономический базис муниципального образования

57. Самоорганизация граждан по месту их жительства получила название …
муниципально-частное партнерство
коллективное общество
территориальное общественное самоуправление

58. Муниципальное управление – это деятельность органов…
местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных потребностей
государственной власти, направленная на удовлетворение общественных интересов
местного самоуправления, направленная на удовлетворение местных интересов

59. Профессиональная подготовка представляет собой:
первоначальное обучение лиц, не имеющих профессии (специальности), желающих приобрести профессию (специальность) и трудиться по ней
обучение специалистов новым профессиям (специальностям), если имеющаяся у них профессия (специальность) не соответствует поручаемой им работе
оценку работников и их перемещение по службе

60. Экономические показатели эффективности управления социально-экономическим развитием территории:
уровень социальной поддержки малоимущего населения
индекс объемов производства
средний доход населения

61. Унитарное предприятие – это …
некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по поручению государственных органов власти
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество
казенное предприятие, находящееся в собственности государственных и муниципальных органов власти

62. Специфические методы муниципального управления
Организационные методы
Метод системного анализа
Экономические методы
Социально-психологические методы
Балансовый метод
Статистические методы

63. Несколько поселений, объединенных общей территорией – это …
внутригородская территория города федерального значения
городской округ
муниципальный район

64. Вопросы образования и здравоохранения вынесены только на уровень …
муниципальных районов и городских округов
городских и сельских поселений
межселенных территорий

65. Аттестация проводится один раз в …
2 года
5-7 лет
3-5 лет

66. Социальная сфера – это совокупность …


67. Принятие местного бюджета находится в исключительной компетенции … органа муниципального образования.
исполнительно-распорядительного
контрольного
представительного

68. В бюджет капитальных расходов не входят:
инновационные мероприятия
расходы на управление
капитальный ремонт
обслуживание муниципального долга

69. Согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в муниципальном образовании обязательным стало наличие …
местной администрации
контрольного органа
главы муниципального образования
муниципальной избирательной комиссии

70. Основной нормативный акт муниципального образования
постановление председателя представительного органа муниципального образования
устав муниципального образования
решение, принятое населением на местном референдуме

71. Обобщающий показатель социального развития муниципального образования
уровень жизни населения
финансовое состояние муниципальных предприятий и учреждений
доходная часть местного бюджета

72. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив:
правотворческая инициатива граждан
опросы
муниципальные выборы
сходы граждан в малых муниципальных образованиях
публичные слушания
местный референдум

73. Объект оценивания прагматического критерия
государственные или муниципальные программы, планы
непосредственные результаты изменения управляемых объектов
социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления

74. Муниципальные предприятия, учреждаемые в расчете на коммерческий успех, создаются в форме унитарных предприятий, основанных на праве …
доверительного управления
оперативного управления
хозяйственного ведения
коммерческого ведения

75. Средства, выделяемые местным органам власти для осуществления отдельных государственных полномочий
дотации
субвенции
субсидии

76. Субъект муниципального управления …
муниципальное образование
органы местного самоуправления
Субъект РФ

77. Не публичный уровень власти
федеральный
региональный
муниципальный
территориальный

78. Согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление – это … вопросов местного значения.
самостоятельное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления
деятельность населения по решению
право и реальная способность органов местного самоуправления по решению

79. Муниципальная должность, не являющаяся должностью муниципального служащего
депутат представительного органа
начальник отдела администрации
специалист правовой службы местной администрации

80. Сумма денежных, натуральных и косвенных доходов за минусом налогов называется … доходами.
номинальными
реальными
формальными

81. Конкурс представляет собой …
оценку работников и их должностное перемещение
выбор из числа претендентов на занятие должностей в структурах государственной и муниципальной службы наиболее достойных
профессиональную переподготовку работников

82. Несуществующая модель муниципального хозяйства
коммунально-рентная
коммунальная
муниципальная

83. Сумма денежных, натуральных и косвенных доходов называется … доходами.
реальными
номинальными
фактическими

84. Ресурсы муниципального образования – это совокупность …
финансовых возможностей территории
материальных и нематериальных возможностей субъекта РФ
материальных и нематериальных возможностей муниципального образования

85. Для муниципального хозяйствующего субъекта более ограничено право …
оперативного управления
хозяйственного ведения
по уровню предлагаемых полномочий данные права равны

86. Местные налоги
НДС
земельный налог

транспортный налог
налог на имущество юридических лиц

87. По глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий Стратегический план является …
краткосрочным (1 год)
долгосрочным (10-15 лет)
среднесрочным (3-4 года)

88. Объект муниципального управления
муниципальное образование

домохозяйства

89. Совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию составляет суть …
муниципальной экономики
муниципальной хозяйственной деятельности
муниципальной политики
муниципальной инвестиционной деятельности

90. Кадровый резерв — это группа …
работников, уволенных с должностей государственной и муниципальной службы
работников, замещающих определенные должности государственной и муниципальной службы
перспективных работников, предназначенных для замещения определенных должностей государственной и муниципальной службы

91. Стратегическое планирование представляет собой …
процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие территориальных и отраслевых подсистем
общую направленность развития территории, сконцентрированную на ключевых, наиболее перспективных направлениях
процесс развития территории, основанный на краткосрочном планировании и прогнозировании

92. Федеральный закон №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ» разделил муниципальные должности на … категории.
4
3
2
5

93. Миссия муниципального управления


94. Обобщающий показатель социального развития
уровень жизни населения
финансовое состояние государственных предприятий и учреждений
расходная часть местного бюджета

95. Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством …
межбюджетных трансфертов
муниципального хозяйства
муниципальных заемных средств

96. Главным органом Стратегического плана является … конференция.
общерегиональная
общемуниципальная
городская

97. К местным налогам относят …
НДС
земельный налог
налог на имущество физических лиц
транспортный налог

98. Средства, выделяемые местным органам власти для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований
дотации
субвенции
субсидии

99. Социальная сфера – это совокупность …
отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих здоровье, образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление
финансовых ресурсов муниципального образования
материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования

100. Муниципальная политика в экономической сфере направлена на …
поддержание объектов производственной сферы
развитие искусства и творчества подрастающего поколения
поддержку политических партий и общественных движений, функционирующих в муниципальном образовании

101. К муниципальным хозяйствующим субъектам относятся муниципальные …
унитарные и казенные предприятия
учреждения
унитарные предприятия и муниципальные учреждения

102. STEP – анализ – это анализ … среды территории.
внутренней
внешней
постоянной

103. В структуру муниципальных финансов полностью входят …
местный бюджет
государственные заемные средства
финансы муниципальных предприятий и учреждений
прибыль немуниципальных хозяйствующих субъектов

104. Местный бюджет – это …
план доходов и расходов субъекта РФ
план расходов и доходов государства на финансовый год
план финансовой деятельности органов местного самоуправления, представленный в форме описи доходов и расходов

105. Результаты деятельности муниципальных предприятий направляются на … нужды.
государственные
хозяйственные
общественные
корпоративные
коммерческие

106. Устав муниципального образования принимается …
представительным органом муниципального образования
главой муниципального образования
населением

107. Субъектом управления процессами здравоохранения выступает …
администрация городского поселения
администрация муниципального района
администрация сельского поселения

108. Муниципальная собственность предназначена для удовлетворения … потребностей.
индивидуальных
групповых
общественных

109. Группы критериев по объектам управления
ценностно-рациональный
прагматический
целеустремленный
ценностно-прагматический

110. Со спецификой субъекта и объекта муниципального управления связаны … функции управления.
универсальные
специальные
общие

111. Основная цель муниципального уровня управления качеством жизни населения является …



повышение качества жизни в городе

112. По объектам управления различают следующие группы критериев:
ценностно-рациональный
прагматический
целеустремленный
ценностно-прагматический

113. SWOT – анализ – это … среды территории.
анализ внутренней
анализ внешней
анализ постоянной

114. На основе трудового потенциала населения может быть рассчитан его … потенциал.
финансовый
культурный
экономический

115. Миссия муниципального управления
повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования
развитие инфраструктуры муниципального образования
формирование кадрового резерва

116. Экономический базис города формируют:
градообразующая база
население
социальная сфера
градообслуживающая сфера
городская среда
территория

117. Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
да
нет

118. В структуру субъекта муниципального управления не входит …
глава муниципального образования
градообслуживающая сфера
представительный орган

119. К территориальным структурным подразделениям местной администрации относится(ятся) …
аппарат администрации
правовая служба
районные администрации в крупном городе

120. Разделение территории муниципального образования на различные зоны со своими целями использования называется … зонированием.
правовым
ценовым
функциональным

121. Муниципальное управление характеризуется наличием органов управления.
нет
да

122. Разновидность унитарного предприятия
муниципальное учреждение
казенное предприятие
коммандитное товарищество

123. Средства, которые обычно не следует относить к категории расходов муниципального образования — расходы, связанные с …
решением вопросов местного значения
исполнением отдельных государственных полномочий
обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам
содержанием высших и среднеспециальных учебных заведений

124. Субъект и объект местного самоуправления в РФ
муниципальное образование
органы местного самоуправления
население

125. По способу образования местная администрация является …
выборным органом
органом на основе назначения
органом на основе кооптации по установленным нормам

126. Субъектом управления образовательными процессами выступает администрация …
городского поселения
муниципального района
сельского поселения

127. ФЗ-№25 «О муниципальной службе в РФ» был принят в … году.
2006
2008
2007

128. Субъект процесса планового развития муниципального образования — … властные структуры.
муниципальные
государственные
частные

129. Муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли называются …
монофункциональными
многофункциональными
однофункциональными

130. Социальные показатели эффективности управления социально-экономическим развитием территории
уровень социальной поддержки малоимущего населения
индекс объемов производства
средний доход населения
финансирование текущих расходов бюджета
создание новых рабочих мест

131. Вопросы местного значения поселений и муниципальных районов закреплены за …
межселенными территориями
городскими округами

132. Средства самообложения граждан
налог на доходы физических лиц
разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения
многократные платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения
разовые платежи граждан, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий

133. Метод морфологического анализа представляет собой …
упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития
исследование зависимостей определенной величины от других величин

134. Критерий эффективности работы фиксирует результаты, а не величину муниципальных расходов на определенные программы и услуги.
да
нет

135. В структуру объекта муниципального управления входят:
глава муниципального образования
население
представительный орган
территория
экономика
местная администрация

136. Основная цель муниципального уровня управления качеством жизни населения …
устойчивое развитие на основе постоянного совершенствования всех направлений деятельности
повышение качества жизни в обществе
повышение качества жизни в муниципальном образовании

137. Полномочия разграничены по типам муниципальных образований.
да
нет

138. Муниципальный заказ финансируется за счет средств:
частных предприятий и организаций
местного бюджета
привлекаемых администрацией муниципального образования

Рассмотрим вопрос о структуре муниципального хозяйства и проведем некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия “муниципальное хозяйство”, предлагает подход, исходящий из того, что:

  • 1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
  • 2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
  • 3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Федеральные органы власти Региональные органы власти МУНИЦИПАЛИТЕТ Структура муниципального хозяйства Домохозяйства Хозяйствующие субъекты Представительные органы Вопросы местного значения Непосредственное обеспечение жизнедеятельности муниципального образования Реализация экономических интересов Решение проблем межпоселенческого характера Рынки города Прочие рынки Рынок капитала Рынок труда Рынок жилья. Система муниципального хозяйства Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

  • *муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • *иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией образований;
  • *органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования. Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности. Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства. Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России общественных интересов населения муниципальных потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов. Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Рассмотрим теперь модели управления муниципального хозяйства. Выделяют следующие модели управления муниципального хозяйства: * Коммунальная модель муниципального хозяйства;

  • * Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • * Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.
  • 1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
  • 2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя образования. продукции и услуг на территории муниципального
  • 3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. От чего зависит существование той или иной модели? От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются:
  • 1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
  • 2. Наличие и характер основных ресурсов территории.
  • 3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
  • 4. Налогоспособность населения. В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства. Следует отметить, что существование той или иной модели муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Как показано выше муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

  • 1) органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;
  • 2) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона «Об общих принципах …». Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;
  • 3) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона «Об общих принципах …». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение. Различные субъекты федерации принимают свои законы, регулирующие этот вопрос. В Санкт-Петербурге, например, принят закон «О заказе Санкт-Петербурга», хотя формально Санкт-Петербург - это субъект Российской Федерации, так что, строго говоря, закон регулирует введение государственного заказа, но, фактически, речь идет о самом настоящем муниципальном заказе, если муниципальное образование - это крупный город. Целями данного закона являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг петербургскими организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга являются поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса) и создание благоприятных условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем предоставления льгот и квот).

Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • - муниципализация;
  • - муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • - муниципально-концессионная;
  • - концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при муниципализации, когда местное самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-таки устарели.

В настоящее время реализуются следующие виды муниципального хозяйства:

  • 1. Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).
  • 2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.
  • 3. Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

Различаются три модели муниципального хозяйства:

Коммунальная модель. Особенность ее состоит в максимальной величине затрат на удовлетворение общественных интересов, которые несут сами жители муниципального образования. Основной вид ресурса здесь – налоги с населения. Главный элемент модели – органы местного самоуправления, они накопляют ресурсы и расходуют их. Недостаточность ресурсов восполняется государством. 2) Коммунально-рентная модель. Отличие модели в том, что органам местного самоуправления предоставляются ограниченные права в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. Здесь налоги с населения дополняются налогами с производителей продукции и услуг на территории муниципального образования. 3) Муниципально-рентная модель. Основывается на том, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления. Здесь органам предоставлена роль важного хозяйствующего субъекта на своей территории. Теоретически модель муниципального хозяйства складывается в зависимости от таких основных факторов:- объема компетенции, органов местного самоуправления, определенных законодательством;- наличия основных ресурсов территории;- наличия квалифицированных муниципальных служащих и кадров предприятий;- налогоспособности населения.

12. Ресурсное обеспечение муниципального хозяйства.

Развитие муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.

Под ресурсами понимают совокупность возможностей той или иной территории в достижении целей их развития. По отношению к хозяйственной деятельности под ресурсами следует понимать материальные(природные ресурсы, финансовые, производственные) и нематериальные (объемы полномочий), которыми наделен хозяйствующий субъект по закону.

Материальные ресурсы позволяют достичь эффективности инвестиций, определяют структуру производственной деятельности. Для использования материальных ресурсов исключительную важность имеет трудовой ресурс – кадровый потенциал. Без наличия нематериальных ресурсов даже богатые природные ресурсы не обеспечивают рост благосостояния населения. К нематериальным ресурсам относится также организационный ресурс. Финансовые ресурсы, главным образом, представлены доходами и расходами местных бюджетов. Они балансируются между собой, однако, большинство муниципальных образований вынуждены иметь превышение расходов над доходами. Бюджетный кодекс РФ устанавливает пределы возможного дефицита местного бюджета и требует указания источников покрытия этого. Кроме того, к муниципальным финансам относятся финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, еще и финансовые ресурсы предприятий частного сектора, используемые для финансирования социально-культурных и жилищно- коммунальных объектов на территории города.

Важный принцип закрепления ресурсов за муниципальным уровнем власти является принцип максимальной эффективности использования ресурса на данной территории. Набор ресурсов определяется многосторонним характером основ местного самоуправления. В основах местного управления выделяются такие стороны:

Правовая – т.к. полномочия, предметы ведения, гарантии прав местного самоуправления закреплены законом;

Финансовая – т.к. комплекс финансовых ресурсов участвует в бюджетном процессе;

Экономическая - т.к. для хозяйственной деятельности муниципальное управление использует производственные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Управленческая – т.к. первичной базой управления лежит кадровый потенциал, а также информационные и структурно-организационные ресурсы.

МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Ключевые слова: модель муниципального хозяйства, муниципальное образование, муниципальное управление, коммунально-рентная модель, муниципально-рентная модель.

Аннотация:

Статья посвящена моделям муниципального хозяйства, их значимости в системе муниципального управления. В статье презентована различное толкование понятия «муниципальное хозяйство», характеристика различных моделей, принадлежность их муниципальному управлению в Российской Федерации. В статье перечислены условия регионализации реформ в муниципальном управлении и основы системы управления муниципальным имуществом.

Муниципальным хозяйством является, в сущности, жизнеобеспечивающий строй. Под ним имеется в виду классификация находящихся в местности городского создания фирм, ВУЗов и институтов, призванных исполнять различные потребности народонаселения, а вдобавок потребности промышленных компаний. Данное соединение включает в себя жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), компании домашнего обслуживания, строй промышленность, компании торговли и общественного питания, здравохранения, культуры и т.д.

Основная ветвь муниципального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает типическими отличительными чертами индустриальной и экономико-координационной работы, следующими из характера научно-технических процессов изготовления, реализации и потребления его продукции (услуг).

Жилищно-коммунальное хозяйство формируется из следующих разделов экономики:

а) жилищного хозяйства;

б) электроэнергетических компаний;

в) городского автотранспорта;

г) наружного благоустройства;

д) гостинничного хозяйства.

Существующая организация управления муниципальным хозяйством недостаточно эффективна в координационном, экономическом и индустриально-промышленном аспектах. Чем разнообразнее и сложнее в этом либо другом муниципальном образовании хозяйство, тем немалую важность приобретает общая координация абсолютно всех сфер индустриального и внепроизводственного характера. Особые проблемы связаны с формированием индустриальной инфраструктуры, где смешиваются отраслевые и областные интересы.

Очень медленное разрешение острых трудностей в значимой степени обуславливается безрезультативной концепцией управления территориальным развитием. С большим запозданием принят Закон "О единых принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 28 августа 1995 года, который по сущности только лишь выявляет единые принципы регионального самоуправления и с целью определенного воздействия требует изучения установленных нормативных бумаг, содержащих механизм учреждения самоуправления, финансово-экономное устройство муниципальных образований.

В наиболее тяжелом состоянии находятся регионы с высокой концентрацией неполноценных инвестиционных проектов, а также особенно зависимые от поставок продовольствия, материалов, продукции индустриально-технологического назначения, т. е. обладающие узкими возможностями самообеспечения и саморегуляции.

Неблагоприятная ситуация и в регионах с большим уделом секторов экономики производства, которые до данного времени строго контролировались страной по ценам и иным обстоятельствам реализации продукции, регионах с негативной природоохранной обстановкой, требующей закрытия большого колличества производств и специальных мер социальной защиты населения.

Объективные специфики Российской Федерации, отяжеленные явлениями реформации и разделения прежней финансовой и общественно-политической систем, требуют целесообразного совмещения 2-ух направлений в проведении российских реформ – регионализации и объединения.

Требование регионализации реформ значит:

Учет особенности регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политике;

Перенос ряда направлений реформы в основном в местный уровень – в особенности в малом бизнесе, общественной области, охране природы и применении естественных источников;

Коммунальная модель муниципального хозяйства.
Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.
Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и
права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. 3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.
Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. От чего зависит существование той или иной модели?
От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются:
Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
Наличие и характер основных ресурсов территории.
Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
Налогоспособность населения.
В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.