«Игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» Майкл Льюис

Уже неделю в российском прокате идёт «Игра на понижение» - фильм о причинах мирового финансового кризиса 2008 года и о людях, которые сумели предсказать катастрофу и заработать на ней. Сюжет основан на бестселлере Майкла Льюиса «Большая игра на понижение ». Герои - реальные инвесторы и банкиры с Уолл-стрит - действуют неординарно и получают шанс заработать на приближающемся кризисе. «Секрет» выбрал, чему у них стоит поучиться предпринимателям.

Изучайте детали, которые остальные считают неважными

Основатель хедж-фонда Scion Capital Майкл Бэрри предсказал мировой финансовый кризис, когда заперся в кабинете и изучил тысячи страниц документов, в которые до него никому не приходило в голову заглянуть. В начале фильма он заявляет новому сотруднику, что хочет получить информацию обо всех кредитах, которыми обеспечены низкокачественные ипотечные облигации, и тот удивляется заданию - их же миллионы, и никто никогда ими не интересовался. «Вот именно», - отвечает Бэрри и проводит следующие несколько дней, просматривая данные по каждому кредиту.

Кроме него такое внимание договорам по кредитам уделяли только юристы, которые их составляли. И поэтому Бэрри одним из первых увидел приближение мирового финансового кризиса - он выяснил, что число «токсичных» кредитов растёт. Кредиторы выдавали займы людям, которые были не в состоянии вернуть деньги, причём позволяли им платить только проценты. Обвал рынка недвижимости был неминуем.

Хотите оценить рынок, свои перспективы или конкурентов? Не ленитесь и проштудируйте всю доступную информацию, даже если её очень много. И обязательно читайте мелкий шрифт.

Презентуйте сложные вещи эффектно и метафорически

Переполненный бар, пьяные банкиры - в такой обстановке главный трейдер Deutsche Bank Джаред Веннетт (в книге и в жизни - Грег Липманн) слышит о безумце, который ходит по банкам и скупает дефолтные свопы (финансовые инструменты, страхующие от невыплаты по долгам) на низкокачественные ипотечные облигации. Липманн вслед за Майклом Бэрри решает сделать ставку на обвал рынка недвижимости, но для этого ему нужны партнёры из хедж-фонда. Он приходит к основателю Frontpoint Partners Марку Бауму (в книге и в жизни - Стив Айсман). Как убедить инвестора играть против рынка, который называют самым стабильным?

Веннетт достаёт игру «Дженга » - деревянные бруски, их надо выстроить в башню, а затем вынимать по одному. Цифры и факты, которыми сыплет Веннетт, сопровождаются вытаскиванием брусков из башни, символизирующей постройку из ипотечных облигаций класса BBB (кредитный рейтинг со средним уровнем надёжности, в облигации низшего класса инвестировать не рекомендуется). Конец презентации - и «Дженга» рушится. Аллегория яснее некуда - облигации превратятся в проблемные, как только 16% заёмщиков из ипотечного пула не выплатят долги. Вряд ли Веннетту удалось бы достичь такой степени драматизма, просто рисуя схемы на доске.

Режиссёр фильма «Игра на понижение» Адам МакКей берёт пример со своего героя. Суть проблем с CDO (обеспеченные долговые облигации) он показывает на игре в казино, в которой участвуют актриса Селена Гомес и экономист Ричард Талер. Гомес делает ставку, а люди, столпившиеся около стола, начинают ставить на её выигрыш или проигрыш. Другие зрители спорят уже о ставках этих людей, а на их спор ставят остальные. В итоге изначальная ставка в миллион долларов может превратиться в ничем не обеспеченные миллиарды. Вряд ли вы сможете привлечь Селену Гомес для своих презентаций партнёрам или инвесторам, но если будете действовать по аналогии, то выделитесь среди конкурентов.

Проверяйте гипотезы на практике

Эффектное выступление Веннетта сподвигло Марка Баума проверить его теорию. Он не стал обращаться к экспертам и крупным игрокам рынка, а отправился к тем, на ком этот рынок держится. Проехавшись с риелтором по одному из престижных районов, Баум слышит, что почти все дома здесь взяты в ипотеку и владельцы скоро будут перепродавать их, так как не могут выполнить долговые обязательства. Поговорив с теми, кто выдаёт займы, Баум узнаёт, что они не сильно заботятся о платёжеспособности клиентов и выдают кредиты пачками, чтобы потом перепродать их банкам. Наконец, навестив стрип-бар и уединившись с проституткой, Баум понимает, что рынок недвижимости обречён.

«У меня пять домов», - заявляет Баум девушка, исполняя эротический танец. Она не в курсе, что её льготная ставка скоро исчезнет и за все дома придётся платить. Впрочем, заплатить она не сможет. Никто из экспертов, называющих ипотечный рынок стабильным, не оказывался в этой кабинке и не говорил с реальным заёмщиками, кредиты которых входят в облигации со средним уровнем надёжности. Спуститься на землю и пообщаться с обычными потребителями может быть очень полезно. Особенно если до вас это никому не приходило в голову.

Чётко понимайте выгоду своих партнёров

«Как ты *** (проведёшь) нас?» - звонит один из сотрудников Баума Джареду Веннетту перед тем, как заключить с ним сделку. Тот отходит от тренажёра, смеётся и рассказывает, как заработает кучу денег и его партнёры в любом случае останутся в выигрыше. Как бы он ни повёл себя, у них всё равно останутся дефолтные свопы, а облигации рано или поздно окажутся мусором. Только после этого разговора Frontpoint Partners вступает в игру.

Этот эпизод занимает несколько минут, но урок очень важен - никогда не оценивайте сделки только по своей выгоде. Важно понимать, что получит ваш партнёр и как он может вас подставить, чтобы получить больше вас. Да, в бизнесе всё построено на взаимовыгодном сотрудничестве, но это не тот случай, когда стоит бросаться открывать подарок, только увидев его под ёлкой. Чем привлекательнее сделка - тем строже её нужно проверять.

Фотография: Jaap Buitendijk/Paramount Pictures

Не верьте в объективность

На каждом рынке есть независимые эксперты… на самом деле нет. Все всегда играют в своих интересах - в этом команда Марка Баума убеждается, когда приходит в рейтинговое агентство Standard & Poor’s. Кризис, которого ждали все поставившие на понижение, уже близко. Становится известно о невыплаченных кредитах, но рейтинги облигаций по-прежнему остаются высокими. Баум недоумевает - как так, ведь всё рушится, нужно присваивать этим бумагам высокую степень риска и прекращать ими оперировать. Топ-менеджер рейтингового агентства, женщина в перфорационных очках, в ответ на его претензии тихим голосом говорит, что если Standard & Poor’s оценит облигации ниже, то банки просто отнесут свои деньги через дорогу - в агентство Moody’s. И добавляет: «Только я вам этого не говорила». Помните, что любой бизнес - это прежде всего получение прибыли. Поэтому все данные от экспертов и игроков рынка стоит проверять самим (а это возвращает вас к первому уроку).

Не переоценивайте конкурентов

«Какие же они тупые», - повторяют герои фильма, оказавшись в Лас-Вегасе на ежегодной конференции по низкокачественным бумагам. Они поехали туда, чтобы пообщаться с участниками рынка ипотечных облигаций, но в разговорах обнаружили, что никто не подозревает о грядущем кризисе. Команда Марка Баума, а также молодые инвесторы Чарли Ледли и Джейми Май хотели понять, против кого они будут играть и как противники смогут их наколоть, но поняли, что соперники даже не думают о соревновании. Так что не тратьте слишком много времени на противодействие конкурентам - вполне возможно, они не стоят того.

Абсолютной уверенности не бывает

Когда Майкл Бэрри предлагал первым банкам выпустить дефолтные свопы на низкокачественные ипотечные облигации, их представители повторяли: «Вы уверены? Вы же понимаете, что этот рынок наиболее стабильный? Вы же знаете, что он никогда не падал?» За спиной Бэрри они разражались смехом, потому что были уверены: только что заключили самую выгодную сделку - Бэрри до конца жизни будет платить им по бумагам, ведь рынок недвижимости не обвалится. Но в 2008 году финансовая катастрофа надвинулась на эти банки. Бэрри заработал $100 млн для себя, $725 млн для своих инвесторов и закрыл свой фонд (как говорится в книге, он потерял интерес к финансовым рынкам и купил гитару).

Даже те, кто поставил на кризис, не могли быть абсолютно уверены в правильности своего предсказания. «Игра на понижение» кадр за кадром подчёркивает - никто не знал, когда произойдёт катастрофа. И поэтому в рискованные инвестиции надо вкладывать только те деньги, которые не понадобятся вам в ближайшее время. Даже если вы абсолютно уверены в выигрыше.

Фотография на обложке: Jaap Buitendijk / Paramount Pictures

Кинокомпания Plan B Entertainment
Regency Enterprises
Paramount Pictures
Длительность 130 мин. Бюджет 28 млн долл. Сборы &&&&&&0133440870.&&&&&0 133 440 870 долл. Страна США США Язык английский Год 2015 IMDb ID 1596363 Официальный сайт

Сюжет картины посвящён тому, как несколько финансовых аналитиков и сотрудников хедж-фондов на Уолл-Стрит смогли предсказать развитие событий кризиса и сыграли на понижение курса ипотечных облигаций, заработав состояние. Картина получила высокие оценки критики за глубину раскрытия темы и умелый баланс художественных достоинств с достаточно правдоподобным изложением рыночных и экономических механизмов, лежавших в основе экономического коллапса.

Сюжет

Действие картины начинается в 2005 году. Чудаковатый финансовый гений, управляющий хедж-фонда Scion Capital Майкл Бьюрри предчувствует, что американский рынок ипотечных кредитов может скоро лопнуть. В связи с этим он страхует около миллиарда долларов своих клиентов через кредитный дефолтный своп . Клиенты фонда Бьюри волнуются, ведь рынок кредитов представлялся весьма стабильным, но тот твёрдо стоит на своём. Уолл-стрит замечает эту странную активность и вскоре несколько финансистов догадываются, что опасения Бьюрри имеют под собой основания. Более того, сыграв на понижение, можно хорошо заработать.

Разрабатывать тему независимо начинают: агентство Front Point и молодые инвесторы Чарли Геллер и Джейми Шипли. Руководитель Front Point Марк Баум, по наводке трейдера Deutsche Bank Джареда Веннета, пытается понять природу проблемы. Веннет привлекает внимание к CDO . Эти транши облигаций уже давно не соответствуют тому рейтингу , который им присваивают без должной проверки. Обычная практика на рынке: смешивать бумаги с рейтингом «A» и «мусорные» «B» и всему портфелю облигаций присваивать высший рейтинг. Баум и его люди лично отправляются в пригороды Майами, дабы на местах проверить то, что рынок ипотечных кредитов действительно перегрет и дефолт возможен в ближайшем будущем. Поговорив с местными жителями и риэлторами, Баум понимает, что ситуация действительно угрожающая. Массовые невыплаты по кредитам только вопрос времени. Геллер и Шипли также приходят к идее свопов и контактируют с отошедшим от дел брокером Беном Рикертом. Через него они выходят на Deutsche Bank и заключают сделки со свопами. Тем временем Баум узнаёт о синтетических CDO (), представляющих собой финансовую пирамиду , на существование которой закрывают глаза контролирующие органы.

Front Point, Геллер и Шипли приобретают свопы на крупные суммы, предполагая, что когда облигации ипотечных займов упадут в цене, они зашортят свои сделки и с лихвой вернут вложения. Приходит 2007 год и предсказания начинают сбываться . По стране поднимается волна невозвратов по ипотеке, тем не менее, облигации, подкрепляющие долговые обязательства, пока в цене не падают. Пытаясь разобраться в этом парадоксе, Баум посещает офис Standard & Poor’s . Почему рейтинговое агентство упорно продолжает присваивать сомнительным портфелям бумаг рейтинги уровня AAA? Сотрудница агентства объясняет, что они вынуждены так поступать, иначе банки уйдут к конкурентам и всё равно получат необходимый рейтинг там. Обвал курса ценных бумаг начинается только тогда, когда на волне кризиса разоряются Bear Stearns и Lehman Brothers . Один за другим герои картины начинают избавляться от своих свопов с большой выгодой. Марк Баум в последний момент начинает сомневаться, ведь средства, которые он получит - деньги простых людей, за счёт которых устраняют последствия кризиса. Тем не менее, он закрывает сделку.

В ролях

Сценарий

Майкл Льюис в интервью отмечал, что никогда не понимал причин внимания к его книгам в Голливуде. Признание к нему как к автору, стоящему экранизации, пришло после кассового успеха картины «Невидимая сторона» , по книге «The Blind Side: Evolution of a Game» () . В 2010 году свет увидело документальное исследование Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы», которое вскоре стало бестселлером. Книгу прочитал Адам Маккей и рекомендовал студии Paramount Pictures рассмотреть возможность экранизации. Маккей, больше известный по комедиям, причём ориентированным на аудиторию с невзыскательным вкусом , неожиданно выбрал серьёзную тему, как своеобразный вызов самому себе . Особенно Маккею понравился финальный поворот сюжета, когда герои осознают то, что сделали ставку против устоев всей экономики, основы существования, в известном смысле, против самих себя .

В 2013 студия Paramount приобрела права на книгу и передала продюсирование будущей картины Брэду Питту и его студии Plan B Entertainment . У Брэда уже был положительный опыт экранизации произведений Льюиса в аналитической картине «Человек, который изменил всё» и он сразу согласился. В марте 2014 Адам Маккей был официально привлечен в проект в качестве режиссёра. Чарльз Рэндольф стал его соавтором сценария в будущем проекте .

Работа над сценарием заняла около 6 месяцев. Рэндольф при создании персонажей вдохновлялся настроением ранних комедий Милоша Формана и картины «Хвост виляет собакой» . Сюжет книги был значительно переработан, появилась часть с событиями во Флориде (которой не было в книге). Финансовая составляющая была упрощена, но не слишком. Такая сцена, где Джаред Венетт объясняет коллегам при помощи башни Дженга механизм пирамиды ИЦБ , как заметил сценарист, в фильме может быть только одна. Главные герои ленты профессионалы, которые и так знакомы с функционированием рынка ценных бумаг. Объяснение делается для зрителя, но злоупотреблять такими лекциями в игровом фильме нежелательно. Обнаружив в книге Льюиса массу сносок-пояснений для терминов, Маккей решил добавить в канву сюжета отступления-врезки в исполнении приглашенных звезд .

Создание

Подбор актеров пошёл быстро - всего за три недели были получены подтверждения от всех . В картине оказалось занято четыре лауреата премии «Оскар» (Бейл, Мелисса Лео, Томей, Питт) и два номинанта (Гослинг и Карелл). В январе 2015 года студия официально сообщила, что подбор актёров и локаций для натуры завершён, и подтвердила возможность начала съёмок картины через месяц . Съёмки картины начались 18 марта 2015 года, прошли примерно за 50 дней, большей частью в Новом Орлеане. Отдельные эпизоды были запечатлены в Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Интерьер офиса Lehman Brothers был воссоздан в вестибюле здания Управления финансовых услуг штата Нью-Йорк, в Манхэттене .

Оператор Барри Эйкройд отметил, что хотел снять её «не слишком красиво и не слишком вычурно», придерживаясь заданного режиссёром документального подхода и тона чёрной комедии . Картина снималась на плёнку, в формате Super-35 на оборудовании Panavision , с объективом типа Angenieux () 24-290mm со сферическими линзами (в некоторых эпизодах 17-80mm и 15-40mm), кадр в соотношении сторон 2,35:1. Для наездов и эффекта съёмки с рук, которые так любит Эйкройд, использовалась специально разработанная Panavision камера, которая была впервые применена ещё для картины «Последнее лицо» .

Маккей, заметив, что весь его актёрский ансамбль слишком хорошо выглядит, заявил, что в этом фильме они не будут кинозвездами . Больше всего усилий режиссёра потребовал образ Майкла Бьюри. Этот персонаж - единственный, сохранивший имя своего реального прообраза, и по сюжету он находится в некотором вакууме, не общаясь с другими главными действующими лицами . С Кристианом Бейлом режиссёр работал над образом около 10 дней. Незадолго перед съёмками Бейл сильно повредил себе колено и еле двигался. В одной из первых сцен ему нужно было сыграть на ударной установке одну из композиций группы Pantera , демонстрируя эксцентричные увлечения финансового гения. Актёр справился со сложной сценой . Майкл Бьюри, консультировавший создателей, прислал Кристиану Бейлу свою одежду, чтобы тот выглядел аутентично в кадре . По требованию режиссёра, Стив Карелл набрал около 20 фунтов веса (8 кг). Райан Гослинг вставил темные контактные линзы и «испортил» причёску. Стилистам также пришлось поработать над прической Брэда Питта, образ которого был дополнен бородой .

Финансовым консультантом картины стал журналист Адам Дэвидсон (). Маккей, опасаясь того, что картина останется слишком сложной для понимания рядового зрителя, договорился с киностудией о бо́льшем количестве тестовых просмотров с фокус-группами, чем это бывает обычно. Всего их было проведено шесть. Первый вариант режиссёрского монтажа был продолжительностью 150 минут. После работы с фокус-группами продолжительность сократили до 130 минут .

Премьера и ограниченный просмотр состоялись в рамках кинофестиваля 22 сентября 2015 года. В широкий прокат картина вышла 11 декабря .

Критика

Как отметил Эндрю Баркер из Variety , трудно представить, что один и тот же режиссёр снял «Копы в глубоком запасе» , «Телеведущего» и «Игру на понижение» . Впрочем, памятуя о предыдущих работах режиссёра, большинство специалистов отнесло её к жанру комедии, отражающей общий тренд Голливуда с юмористическим подходом к серьёзным и даже трагическим темам . Питер Трэверс (Rolling Stone) даже назвал её комедией-катастрофой .

Картина была высоко оценена большинством критиков, заняв достойное место в новом поколении лент об истории финансового кризиса 2007-2008, вышедших после 2010 года. Она не является такой «развязной», как «Волк с Уолл-стрит» , хотя и не столь аналитической, как строго документальная «Инсайдеры» , сохраняя баланс с развлекательным началом . Джеймс Берардинелли выделил «хирургическую точность», с которой создатели обнажают внутренние механизмы, приведшие к катастрофе . Серьёзный, аналитический разбор кризиса заканчивается необычным для современного игрового кино открытым финалом. Главные герои выиграли свои ставки, но выиграли за счёт простых людей. Те, кого условно можно отнести к «негодяям», остались ненаказанными .

Однако достижение «Игры на понижение» в том, что мистер Маккей не просто подчеркивает мораль истории диалогами. Концовка картины с её резкой сменой тона со вздоха облегчения на вздох разочарования и неожиданное изменение настроения музыки на мрачную … все вместе создаёт волну почти невыносимого отвращения

Оригинальный текст (англ.)

but the achievement of “The Big Short” is that Mr. McKay doesn’t only underline the moral of the story in dialogue. The film’s final images, its abrupt shift in tone from exhilaration to exhaustion, its suddenly downbeat music … all combine to trigger a climactic wave of almost unbearable disgust .

Энтони Скотт

Фильм соткан из противоречий, которые начинаются с оригинального названия картины, содержащего оксюморон . Основные события развиваются темпераментно и в высоком темпе. Сложные для понимания действия героев, игра на бирже, упоминания финансовых инструментов перемежаются эпизодами из личной жизни героев, вставками своеобразного «белого шума» современной поп-музыки, нарезок клипов . Критик Энтони Скотт (NY Times) сравнил сюжет картины с психоделическим трипом . Находка создателей - остановки в рваном повествовании, когда герои неожиданно останавливаются и сквозь «четвертую стену» обращаются к зрителям: «а на самом деле все было не совсем так». Оператор придерживается необычного подхода, стилизованного под любительскую съёмку, хотя и без модной дрожащей камеры. Фокус в мизансцене постоянно переходит с одного героя на другого, неожиданно происходит наезд, словно оператор не определился, что ему показывать .

Главная трудность, с которой столкнулись создатели - это необходимость донести сложные экономические понятия, без которых невозможно разобраться в интриге картины, до неподготовленного зрителя. «Облигации не особенно фотогеничны», но создатели картины сделали всё, что смогли. Им пришлось искать нестандартный подход, чтобы «Игра на понижение» не превратилась в нудную лекцию по экономике. Приглашённые звёзды поясняют механизм работы вторичных финансовых инструментов на простых аналогиях: пенная ванна (финансовый пузырь), уха второй свежести (портфель ценных бумаг с разным рейтингом) и игра в казино (ставки на CDO) (Марго Роби, Селена Гомес, Энтони Бурден, Ричард Талер) . Отдельных негативных отзывов заслужило чрезмерное морализаторство в комментариях, а также излишний пафос в концовке, в которой авторы без всякого иносказания преподносят мораль картины .

Центральных персонажей формально можно отнести к положительным героям, но зритель не испытывает к ним сочувствия - они всего лишь хладнокровные дельцы . В картине счастливый конец, все ведущие персонажи остались в прибыли, но зритель испытывает противоречивые ощущения . По мнению критика NY Daily News, главные герои - представители редкого класса симпатичных злодеев Актёрский ансамбль заслужил, в целом, высокие оценки. Всем актерам центральных персонажей удалось создать запоминающихся героев . Критики особо выделили игру Стива Карелла, создавшего глубокий образ Марка Баума, ощущающего моральную ответственность за всё происходящее .

Награды

Список наград и номинаций
Премия Категория Номинанты Результат
Оскар Лучший фильм Деде Гарднер , Джереми Клейнер, Брэд Питт Номинация
Лучшая режиссёрская работа Адам Маккей Номинация
Лучший актёр второго плана Кристиан Бейл Номинация
Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Лучший монтаж Хэнк Корвин Номинация
Премия Американской ассоциации монтажёров Лучший монтаж полнометражного комедийного или музыкального фильма Хэнк Корвин Победа
10 лучших фильмов года The Big Short Победа
Премия Общества по подбору актеров Big Budget - Comedy Francine Maisler и Meagan Lewis Победа
BAFTA Лучший фильм Деде Гарднер, Джереми Клейнер, Брэд Питт Номинация
Лучший режиссёр Адам Маккей Номинация
Лучший адаптированный сценарий Победа
Лучшая мужская роль второго плана Кристиан Бейл Номинация
Лучший монтаж Хэнк Корвин Номинация
Critics" Choice Movie Awards Лучший фильм The Big Short Номинация
Лучшая комедия The Big Short Победа
Лучший монтаж Хэнк Корвин Номинация
Лучший комедийный актёр Кристиан Бейл Победа
Стив Карелл Номинация
Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Best Acting Ensemble Кристиан Бейл, Стив Карелл , Райан Гослинг , Мелисса Лео , Хэмиш Линклейтер , Джон Магаро , Брэд Питт, Рэйф Сполл , Джереми Стронг , Мариса Томей , Финн Уиттрок Номинация
Премия Гильдии режиссёров Америки Лучший режиссёр Адам Маккей Номинация
Империя Лучший сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Золотой глобус Лучший фильм - комедия или мюзикл The Big Short Номинация
Лучшая мужская роль - комедия или мюзикл Кристиан Бейл Номинация
Стив Карелл Номинация
Лучший сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Номинация
Hollywood Film Awards Режиссёрский прорыв Адам Маккей Победа
Houston Film Critics Society Awards Лучший фильм The Big Short Номинация
Indiana Film Journalists Association Awards Лучший фильм The Big Short Номинация
Лучший режиссёр Адам Маккей Номинация
Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Runner-up
Кристиан Бейл Номинация
Стив Карелл Номинация
Los Angeles Film Critics Association Лучший монтаж Хэнк Корвин Победа
MTV Movie Awards Фильм, основанный на реальных событиях The Big Short Номинация
Премия Национального совета кинокритиков США Лучший актёрский состав Победа
Премия Гильдии продюсеров США Best Theatrical Motion Picture Деде Гарднер, Джереми Клейнер, и Брэд Питт Победа
San Francisco Film Critics Circle Лучший монтаж фильма Хэнк Корвин Номинация
Спутник Лучший фильм The Big Short Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Кристиан Бейл Победа
Премия Гильдии киноактёров США Outstanding Performance by a Male Actor in a Supporting Role Кристиан Бейл Номинация
Outstanding Performance by a Cast in a Motion Picture Кристиан Бейл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Мелисса Лео, Хэмиш Линклейтер, Джон Магаро, Брэд Питт, Рэйф Сполл, Джереми Стронг, Мариса Томей, и Финн Уиттрок Номинация
USC Scripter Award Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Washington D.C. Area Film Critics Association Лучший актёрский состав Кристиан Бейл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Мелисса Лео, Хэмиш Линклейтер, Джон Магаро, Брэд Питт, Рэйф Сполл, Джереми Стронг, Мариса Томей, и Финн Уиттрок Победа
Премия Гильдии сценаристов США Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа

Суть сделки

Основная интрига построена вокруг того, что главный герой строит достаточно точный прогноз на цену по ИЦБ , так как финансовая пирамида, построенная на этих ценных бумагах, рано или поздно рухнет. Он ставит против ценных бумаг, считавшихся устоями рынка. Практика выдачи субстандартных кредитов () с плавающей ставкой () без должной проверки кредитной истории стала повсеместной. Объединение рискованных бумаг в транши CDO , рейтинг которых не проходит должной проверки. Наблюдая появление на рынке ещё более рискованных, так называемых синтетических CDO , герои только убеждаются в своей правоте .

Майкл Бьюри и другие трейдеры в фильме делают, как в казино или букмекерской конторе, ставку на падение цены, то есть «на понижение», играя на бирже на стороне «медведей» . Механизм, используемый при игре на понижение («шорт»), является обратным по отношению к обычной спекулятивной перепродаже ценных бумаг. Трейдер, знающий, что цена будет падать, берёт ценные бумаги в долг у брокера , продаёт на рынке и ждёт снижения цены. Когда цена, наконец, падает, он покупает их и оставляет разницу себе (закрывает сделку). Трейдеру выгодно это сделать, когда цена упадёт до самого низкого уровня .

Бьюри мог и непосредственно приобрести акции (причем сделку он осуществлял не на свои деньги, а на средства клиентов своего фонда), но он использовал механизм кредитного дефолтного свопа (CDS). Данный дериватив страхует сделку. При этом покупатель (Бьюри) оплачивает не всю сумму приобретаемых ценных бумаг, а только возрастание в цене предмета сделки, если оно произойдёт (так называемые premiums). Банк, предоставивший CDS, уверен в том, что цена бумаг не упадет, и соглашается (в реальности, CDS по отношению к ипотечным ценным бумагам не существовали на рынке и возникли только после того, как Бьюри проявил к ним интерес) . Риск состоит в том, что если цена на бумаги вместо падения будет расти, то по условиям контракта ему постоянно придётся покрывать разницу и у него не хватит наличности. Об этом и беспокоятся клиенты хедж-фонда Майкла Бьюри. В итоге все расходы Бьюри и других игроков на понижение оказываются оправданы. Бьюри вернул вложения с прибылью 489 % . Обращает внимание и то, что Бьюри обратился за сделкой CDS именно в Deutsche Bank и Goldman Sachs. Он учел то, что многие финансовые институты пострадают от кризиса и не смогут с ним расплатиться - выбранные им банки не были столь тесно связаны с рынком ипотечных бумаг и, скорее всего, остались бы на плаву .

Достоверность и значение

Майкл Льюис считал, что появление фильма по столь сложной для восприятия книге - возможность донести для более широкой аудитории важные уроки, которые все должны извлечь из недавнего кризиса.

Не достаточно объяснить сложные понятия читателю, читатель должен захотеть их понять. Если понятия очень сложные, читателю должно быть жизненно необходимо их понять

Оригинальный текст (англ.)

It’s never enough to explain complicated things to a reader; the reader needs first to want to know about them. If the thing is seriously complicated, the reader must very badly want to know about it

Майкл Бьюри отметил то, что фильм рассказал лишь о небольшой части глобальной проблемы . Финансовый обозреватель Холман Дженкинс подверг картину глубокой критике, заметив, что у крупных банков так называемые «токсичные» ипотечные активы, составляли всего около 2 % от всего портфеля, и одних только этих активов было недостаточно, чтобы нанести такой удар по системе. Изображённая в картине близорукость СМИ, которые, вступив в сговор с банками, не замечали надвигающуюся катастрофу, не соответствует реальности. Wall Street Journal и другие издания писали о надувающемся пузыре ещё с 2004 года . Обозреватель Forbes Стив Дэннинг, полемизируя с коллегами, отметил высокую достоверность фильма, правильно расставленные акценты. Подобные фильмы повышают бдительность и привлекают внимание к тому, что раньше оставалось в тени .

Примечания

  1. Anne Thompson. REVIEW: "The Big Short" Is Smart Expose of Financial Meltdown (англ.) . Indiewire . Penske Business Media, LLC (11 December 2015). Дата обращения 9 ноября 2016.
  2. The Big Short (2015) (англ.) . Box Office Mojo . IMDb . Дата обращения 30 января 2016.
  3. The Deadline Team. Paramount Taps ‘Anchorman’ Helmer Adam McKay To Adapt And Direct Michael Lewis’ ‘The Big Short’ About Economic Meltdown (англ.) . deadline (March 24, 2014). Дата обращения 22 мая 2016.
  4. Dave McNary. ‘Anchorman’s’ Adam McKay Boards Financial Drama (англ.) . Variety (Mar 24, 2014). Дата обращения 22 мая 2016.
  5. Borys Kit. Steve Carell in Talks to Join Christian Bale, Ryan Gosling in "The Big Short" (Exclusive) (англ.) . Hollywood Reporter (1/14/2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  6. Michael Lewis. Even Michael Lewis Was Surprised Hollywood Bet on The Big Short (англ.) . Vanity Fair (Jan 2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  7. by Nick Allen. People are smart: Adam Mckay on "The Big Short" (англ.) . Roger Ebert (Dec 14, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  8. Rebecca Ford. How Adam McKay Managed to Write and Wrangle Stars for "The Big Short" (англ.) . Hollywood Reporter (11/8/2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  9. Matthew Belloni. "The Big Short" Stars, Director Gather to Debate Wall Street, Trump and Hillary vs. Bernie (англ.) . Hollywood Reporter (Dec 02, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  10. Brianne Hogan. Banking on The Big Short (англ.) . creativescreenwriting (Jan 20, 2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  11. Mike Scott. Brad Pitt"s "Big Short" to shoot in New Orleans, with Ryan Gosling, Christian Bale and Steve Carell co-starring (англ.) . nola (Feb 11, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  12. AVJ. The Big Short (2015): Top 10 Facts About The Movie (англ.) . mdft (Dec 17, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  13. Staff. Barry Ackroyd zooms in on The Big Short (англ.) . panavision (22/05/2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  14. Bryan Alexander. Ryan Gosling, Brad Pitt go full un-hot in "Big Short" (англ.) . USA Today (Dec 20, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  15. Kenneth Turan. Review "The Big Short" somehow makes the "08 housing collapse entertaining (англ.) . Los Angeles Times (10 Dec 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  16. Staff.
Льюис Л. - Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы


Книга о причинах мирового финансового кризиса 2007-2009 годов, написанная в жанре документального бизнес-триллера. Это совершенно неожиданный взгляд на Уолл-стрит глазами чудаков и аутсайдеров.

Название: Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы
Автор: Льюис Л.
Год: 2011
Страниц: 288
Формат: rtf, fb2, pdf
Качество: хорошее
Язык: русский


«Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» (англ. The Big Short: Inside the Doomsday Machine ) - книга американского писателя и журналиста Майкла Льюиса о предпосылках и развитииипотечного кризиса в США в 2000-х годах.

Льюис, опираясь как на собственный опыт, так и на беседы и интервью с героями книги, описывает финансовый мир тех лет и пытается разобраться в причинах кризиса. «Большая игра на понижение» - документальное произведение с реальными героями, названиями компаний и хронологией событий. Особенность книги в том, что её главными героями стали победители - те, кто сумел вовремя увидеть зарождающиеся проблемы и заработать на них. Автор пишет не только об их роли в описываемых событиях, но и рассказывает об их характерах.

«Большая игра на понижение» стала бестселлером . В течение 28 недель она входила в список документальных бестселлеров The New York Times . Она также вошла в списки лучших книг 2010 года по версии The Economist ,Bloomberg и Amazon.com .

Описание

От издателя

Цитата
"Самые сложные вещи можно растолковать и последнему тупице, если у него еще нет представления о них; но даже в самом простом не убедить того, кто твердо уверен, что знает, о чем идет речь."
Лев Толстой, 1897 год

"Восстания американской молодежи против денежной культуры так и не случилось. Зачем свергать мир родителей, когда его можно покупать и продавать по кусочкам?"
Майкл Льюис

"Слова от дела отличает подписанный чек."
Уоррен Баффетт

О чем книга

Международный бестселлер на невероятно актуальную и важную тему. Книга журналиста Майкла Льюиса повествует о четырех трейдерах, которые переиграли большие банки и заработали на мировом финансовом кризисе 2007-2009 годов.
Автора заинтересовали загадочные и непрерывно возрастающие убытки на рынке ипотечного кредитования, которые несли крупные банки с Уолл-стрит. В атмосфере полного краха и хаоса происходили личные трагедии: самые лучшие, самые яркие и уж точно самые эгоистичные на свете сотрудники стали массово кончать жизнь самоубийством.
Кто-то должен был сломать эту систему! Несколько трейдеров, которые практически ничего не знали об облигациях и ипотеке, сделали это и заработали миллиарды долларов. Как? Они смогли увидеть то, чего не смогли разглядеть даже эксперты. История их успеха, захватывающая как детектив, читается на одном дыхании.

Почему книга достойна прочтения
Фильм по книге с прокатным слоганом "Когда речь идет о деньгах, совесть молчит" с Брэдом Питтом, Райаном Гослингом и Кристиан Бэйлом:
1) номинировался на "Золотой глобус" и "Оскар";
2) получил премию Гильдии американских кинокритиков как лучший фильм года;
3) собрал благожелательные рецензии и обзоры в крупных СМИ и киноблогах.

В книге есть интересная мысль о глазе новичка, т.е. о том, что свежий взгляд иногда важнее опыта. В основе сюжета истории реальных сотрудников с Уолл-стрит, которым удалось заработать миллиарды долларов и увидеть то, чего не смогли разглядеть эксперты.

В 2010 году "Игра на понижение" получила звание "Книга года" в десятках авторитетных рейтингов, включая Amazon, "The Economist" и "Bloomberg".

Кто автор
Майкл Льюис - известный американский писатель и публицист, автор 13 книг, в том числе международного бестселлера "Покер лжецов" ("Liar"s Poker"), книги "Flash Boys". Льюис окончил Принстонский университет, Лондонскую школу экономики и стал трейдером компании Salomon Brothers. Разочаровавшийся в своей работе, через пять лет Льюис покинул компанию и занялся финансовой журналистикой. Серия разоблачительных книг об Уолл-стрит принесла ему мировую известность. Статьи и очерки Льюиса публиковались в "The Wall Street Journal", "The Economist", "The New York Times Magazine" и других авторитетных изданиях.

Теги: бизнес, бизнес-романы, wall street, кризис, финансы, кредиты, ипотека.

Игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы Майкл Льюис

(Пока оценок нет)

Название: Игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы

О книге «Игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» Майкл Льюис

О первопричинах мирового финансового кризиса 2007–2009 годов, написанная в жанре документального бизнес-триллера. Новый и совершенно неожиданный взгляд на Уолл-стрит глазами чудаков и аутсайдеров, которые видят надувающийся ипотечный пузырь, делают ставки против него и, в конечном счете, выигрывают.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете бесплатно скачать и читать онлайн книгу Майкл Льюис «Игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» в форматах epub, fb2, txt, rtf. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» Майкл Льюис

Я не смог бы написать достойную документальную книгу без тесного сотрудничества с моими героями. Стив Айсман, Майкл Бэрри, Чарли Ледли, Джейми Май, Винсент Дэниел, Дэнни Мозес, Портер Коллинз и Бен Хокетт приоткрыли для меня тайны своей личной жизни. Невзирая на огромный риск для себя, они поделились мыслями и чувствами. И за это я бесконечно им благодарен.

По мнению Гутфройнда, причина финансового кризиса была проста: «Жадность инвесторов и жадность банкиров». На мой взгляд, она коренилась гораздо глубже. Жадность всегда была неотделимой от Уолл-стрит, став практически ее обязательной чертой. Проблема заключалась в системе стимулов, призванной обуздывать эту жадность. Грань между спекуляцией и инвестированием тонка и условна. Даже самая разумная инвестиция несет отпечаток ставки в игре (вы теряете все свои деньги в надежде немного заработать), а самая безумная спекуляция имеет инвестиционный потенциал (вы можете вернуть свои деньги с процентами). По- жалуй, наилучшее определение «инвестирования» выглядит так: «спекуляция с шансами в твою пользу»

Такова извечная проблема денег: все, что с ними делают, имеет последствия, но они настолько отдалены от действий, что разум не связывает их друг с другом.

“Вы знаете, что такое мезонинные CDO?” И принимался разъяснять все эти схемы». Как инвестиционные банки Уолл-стрит обманом заставили рейтинговые агентства благословить горы ненадежных кредитов; как обычные американцы смогли взять взаймы триллионы долларов; как обычные американцы с радостью следовали правилам и лгали ради получения кредитов; как механизм пре- вращения кредитов в якобы безрисковые ценные бумаги оказался настолько запутанным, что инвесторы перестали оценивать риски; как проблема обрела такие грандиозные масштабы, что привела к серьезным социальным и политическим последствиям.

Большая игра на понижение [Тайные пружины финансовой катастрофы] Льюис Майкл

Пролог Полтергейст

Пролог

Полтергейст

Для меня и по сей день остается загадкой желание одного инвестиционного банка с Уолл-стрит платить мне сотни тысяч долларов за мои советы по инвестициям. На тот момент у меня, 24-летнего, отсутствовал какой-либо опыт составления прогнозов роста и падения акций и облигаций. Да и особого желания заниматься этим тоже не было. Важнейшая функция Уолл-стрит состояла в распределении капитала, другими словами, там решали, кто получит деньги, а кто нет. И поверьте, я мало что во всем этом смыслил. Ни бухгалтерского образования, ни опыта управления компанией - собственных сбережений, которыми можно было распоряжаться, и то не было. В 1985 году я по чистой случайности попал в Salomon Brothers, а в 1988-м - уволился оттуда гораздо более состоятельным человеком. И хотя о своей работе в компании я написал целую книгу, все происходившее до сих пор кажется мне нелепостью - и это одна из причин, по которым я с такой легкостью отказался от денег. Мое положение казалось мне слишком шатким. Рано или поздно кто-нибудь вывел бы меня, равно как и многих других, мне подобных, на чистую воду. Рано или поздно настал бы час великой расплаты, Уолл-стрит пробудилась бы от сна и погнала из финансовой сферы сотни, если не тысячи юнцов вроде меня, не имевших ни малейшего права рисковать чужими деньгами или убеждать других людей рисковать ими.

Повествование о моем опыте под названием «Покер лжецов» (Liar’s Poker) велось от лица молодого человека, который успел вовремя умыть руки. Я словно нацарапал и запечатал в бутылку записку для тех, кто пойдет по моим стопам в далеком будущем. Если все эти события не зафиксирует на бумаге их непосредственный участник, думал я, никто в будущем не поверит в то, что подобное когда-либо могло произойти.

Все, что писалось об Уолл-стрит до того момента, касалось преимущественно фондового рынка. С самого начала Уоллстрит уделяла фондовому рынку основное внимание. Моя же книга описывала главным образом рынок облигаций, поскольку на «пакетировании», продаже и махинациях с растущими долговыми обязательствами США Уолл-стрит в то время зарабатывала гораздо больше денег. Подобная ситуация, на мой взгляд, не могла длиться вечно. Мне казалось, я пишу о делах давно минувших дней, 1980-х годах, когда американский народ лишился финансового рассудка. Я рассчитывал, что читатели будущего придут в ужас, узнав, как в 1986 году генеральный директор Salomon Brothers Джон Гутфройнд, получавший $3,1 млн, едва не угробил компанию. Предполагал, что их поразит история о Хауи Рубине, трейдере Salomon Brothers, работавшем с ипотечными облигациями, который перешел в Merrill Lynch и тут же нанес компании убыток в $250 млн. Хотел удивить их тем, что когда-то директора с Уолл-стрит имели весьма смутное представление о колоссальном риске, на который идут их трейдеры.

Вот такую картину я рисовал; но то, что после знакомства с моим рассказом и моими воспоминаниями читатели скажут: «Как интересно», я и помыслить не мог. Как наивно с моей стороны! Ни на секунду не мог я допустить, что в мире финансов 1980-е годы затянутся еще на добрых два десятилетия или что количественная пропасть между Уолл-стрит и реальной экономикой в конце концов перерастет в качественную. Что трейдер может зарабатывать $47 млн в год и чувствовать себя обделенным. Что рынок ипотечных облигаций, зародившийся в операционном зале Salomon Brothers и представлявшийся на тот момент замечательной идеей, обернется одной из самых грандиозных финансовых катастроф в истории. Что спустя ровно 20 лет после того, как Хауи Рубин оскандалился на всю страну растратой $250 млн, другой трейдер из Morgan Stanley, также по имени Хауи, потеряет на одной сделке $9 млрд. И при этом лишь узкий круг людей в самой компании будет знать, что он натворил и почему.

Приступая к работе над первой книгой, я не ставил перед собой глобальных задач, а всего лишь хотел поведать миру захватывающую, с моей точки зрения, историю. Но если бы вы, угостив меня рюмочкой-другой, полюбопытствовали, какой эффект эта книга должна произвести на читателей, я бы ответил что-нибудь вроде: «Надеюсь, она попадет в руки студентов колледжей, которые не могут определиться со своей карьерой; они прочтут ее, поймут, что не стоит делать деньги на мошенничестве и обмане и откажутся от пламенной или робкой мечты стать финансистами». Я лелеял надежду на то, что какой-нибудь вундеркинд из Университета штата Огайо, в душе мечтающий стать океанографом, прочтет мою книгу, отклонит предложение Goldman Sachs и отправится бороздить моря.

Однако мои надежды не оправдались. Спустя полгода после опубликования «Покера лжецов» я был завален письмами от студентов из Университета штата Огайо, жаждущих узнать, нет ли у меня в запасе еще каких секретов, связанных с Уоллстрит. Моя книга стала для них руководством к действию.

Двадцать лет после ухода из компании я ждал, что конец той Уолл-стрит, которую я знал, вот-вот наступит. Выходящие за рамки приличия бонусы, нескончаемая вереница трейдеров-мошенников, скандал, потопивший Drexel Burnham, скандал, уничтоживший Джона Гутфройнда и приведший к закату Salomon Brothers, кризис, который последовал за крахом компании Long-Term Capital Management, принадлежавшей моему прежнему начальнику Джону Меривезеру, мыльный пузырь интернет-компаний. Финансовая система вновь и вновь дискредитировала себя. Тем не менее крупные банки с Уолл-стрит, увязшие в скандалах по самые уши, продолжали расти, равно как и гонорары, которые они выплачивали 26-летним юнцам за социально бесполезную работу. Восстания американской молодежи против денежной культуры так и не случилось. Зачем свергать мир родителей, когда его можно покупать и продавать по кусочкам?

В конце концов я отчаялся ждать. Никакой скандал или провал не могут уничтожить эту систему, заключил я.

И тут на сцене появляется Мередит Уитни со своим заявлением. 31 октября 2007 года об Уитни, никому не известном финансовом аналитике из никому не известной финансовой фирмы Oppenheimer & Co., узнал весь мир. В этот день она предсказала, что, если Citigroup, дела которой находились в весьма плачевном состоянии, радикально не урежет дивиденды, ее ожидает неминуемое банкротство. Причинно-следственные связи на фондовом рынке не поддаются однозначному толкованию, однако со всей очевидностью можно было утверждать: прогноз, сделанный Мередит Уитни 31 октября, повлек за собой обвал рынка ценных бумаг. К концу операционного дня точно в соответствии с прогнозом женщины, о существовании которой мало кто знал, акции Citigroup упали на 8 %, а фондовый рынок США потерял $390 млрд. Через четыре дня генеральный директор Citigroup Чак Принс покинул свой пост. Еще через две недели банк сократил размер дивидендов.

С этого момента Мередит Уитни превратилась в фигуру, с авторитетом которой нельзя было не считаться. Она говорила - ей внимали. И советы ее были просты. Хотите узнать реальную стоимость компаний с Уолл-стрит? Присмотритесь повнимательнее к сомнительным активам, на покупку которых были пущены заемные средства, и представьте, что они получат за них в случае срочной продажи. Все эти толпы высокооплачиваемых работников не стоят, по ее мнению, и ломаного гроша. На протяжении 2008 года на заявления банкиров и брокеров о том, что с помощью списаний и привлечения капитала они решили возникшие трудности, она отвечала одно и то же: «Вы не правы! Вы до сих пор не понимаете, насколько безграмотно руководите своей компанией. Вы до сих пор отказываетесь признавать миллиарды долларов убытков по низкокачественным ипотечным облигациям. Стоимость ваших ценных бумаг так же иллюзорна, как и квалифицированность ваших людей». Противники Уитни утверждали, что ее сильно переоценивают; блогеры говорили, что ей просто везло. Да, ее прогнозы сбывались. Но она действительно во многом полагалась на интуицию. Откуда ей было знать, что произойдет с компаниями Уолл-стрит или какие убытки они понесут на рынке низкокачественных ипотечных кредитов, когда даже руководители компаний этого не знали. «Либо так, либо все они лгут, - говорила Мередит, - но мне кажется, они действительно ни о чем не догадывались».

Конечно, не Мередит Уитни погубила Уолл-стрит. Она лишь четко и громко выразила свою точку зрения, которая в итоге оказалась для ситуации в обществе гораздо губительнее, чем многочисленные кампании против коррупции на Уоллстрит, проводимые прокурорами Нью-Йорка. Если бы рядовой скандал мог уничтожить инвестиционные банки Уоллстрит, они бы давным-давно прекратили свое существование. Эта женщина ни словом не обмолвилась о коррумпированности банкиров. Она упрекала их в глупости. Как оказалось, люди, в чьи прямые обязанности входило управление чужими капиталами, не могли толком распорядиться даже собственными средствами.

Признаюсь, меня не покидает мысль, что, не уволься я из компании, вина за эту катастрофу вполне могла лечь и на мои плечи. К краху Citigroup оказались причастными мои бывшие коллеги из Salomon Brothers; кое с кем из них я посещал корпоративные курсы профессиональной подготовки. В марте 2008 года я позвонил Мередит Уитни. Наш разговор состоялся незадолго до банкротства инвестиционного банка Bear Stearns, когда его судьба висела на волоске. Если она права, подумал я тогда, то конец финансового мира в том виде, в котором он существовал с 1980-х годов, уже близок. Мне хотелось не только понять, насколько осмысленны ее прогнозы, но и побольше узнать о женщине, каждое слово которой было гвоздем в крышку гроба фондового рынка.

Свою работу на Уолл-стрит выпускница Университета Брауна начала в 1994 году. «Приехав в Нью-Йорк, я даже не подозревала о существовании такой сферы, как аналитические исследования», - вспоминает она. Сначала ей посчастливилось получить работу в Oppenheimer & Co., а потом ее ждала и вовсе редкостная удача: обучение под руководством человека, который участвовал не только в ее карьере, но и в формировании мировоззрения. Звали его Стив Айсман. «Лучшее, что случилось со мной после разговора с руководством Citigroup, это звонок Стива, который сказал, что мною гордится». Поскольку о Стиве Айсмане я ничего раньше не слышал, особого впечатления ее слова на меня не произвели.

А потом я узнал из новостей, что малоизвестный руководитель одного хедж-фонда по имени Джон Полсон заработал порядка $20 млрд для инвесторов и почти $4 млрд положил себе в карман. До этого еще никому на Уолл-стрит не удавалось так быстро заработать такие деньги. Более того, получил он их на игре против тех самых низкокачественных ипотечных облигаций, на которых прокололась Citigroup и многие другие крупные инвестиционные банки Уолл-стрит. Эти инвестиционные банки - как казино Лас-Вегаса: они определяют вероятность. Клиент, который пытается вести против них игру с нулевой суммой, выигрывает лишь время от времени, но не систематически, и уж конечно, его выигрыш не пустит владельцев казино по миру. Тем не менее Джон Полсон являлся клиентом Уолл-стрит. И мы получили пример той же самой некомпетентности, на обличении которой Мередит Уитни сделала себе имя. Казино сильно просчиталось с определением собственных шансов, и это не укрылось от глаз по крайней мере одного человека. Я позвонил Уитни в надежде узнать, не знает ли она кого-нибудь, кто предвидел катаклизм в сфере низкокачественных ипотечных кредитов и сумел прилично нагреть на нем руки. Кто, прежде чем казино спохватилось, успел сообразить, что колесо рулетки начало крутиться с предсказуемым результатом? Кто еще в кулуарах современной финансовой системы разглядел сломанные винтики ее механизма?

Дело происходило в конце 2008 года. Тогда очень многие специалисты утверждали, что предвидели грядущий кризис, но настоящих провидцев оказалось куда как меньше. И еще меньше тех, кому хватило духа сделать ставку на свой прогноз. Слишком сложно противостоять массовой истерии - не дать финансовым новостям обмануть себя, признать, что влиятельные финансисты либо лгут, либо заблуждаются, - и не сойти при этом с ума. Уитни назвала с полдюжины имен - преимущественно инвесторов, за которых она могла лично поручиться. В списке был упомянут Джон Полсон. А на первом месте оказался Стив Айсман.

Из книги Бал хищников автора Брук Конни

Из книги Инсайдер. Биржевой триллер автора Ильин Виктор Владимирович

Из книги Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями автора Баффетт Уоррен

Пролог Наша группа акционеров в некотором роде совершенно необычна, что повлияло на то, каким образом мы перед вами отчитываемся. К примеру, на конец каждого года около 98% акций на руках акционеров принадлежит людям, которые были акционерами и в начале года. Поэтому наш

Из книги Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести автора Хофф Рон

ПРОЛОГ Вот вам, быть может, самый полезный совет из всех, какие вы найдете в этой книге.Если что-то показалось вам забавным, постарайтесь этого не забыть. Бережно храните это в памяти. Очень может статься, что это окажется настоящей золотой жилой.Я приведу только один

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

Из книги Протоколы киотских мудрецов. Миф о глобальном потеплении автора Поздышев Василий Анатольевич

Из книги Алчность и слава Уолл-Стрит автора Стюарт Джеймс

Из книги Биржевые маги. Интервью с топ-трейдерами автора Швагер Джек Д.

Пролог «Роман... назывался «Большое табло»... Там рассказывалось, как двух землян - мужчину и женщину - похитили неземные существа. Эту пару выставили в зоопарке на планете под названием Циркон-212.На одной стене обиталища этих вымышленных героев висело большое табло,

Из книги Зажигая звезду. История «Киевстар» от первого лица автора Литовченко Игорь

Пролог Полнота жизни - это сумма наших мечтаний, устремлений и дел; мигов слабости, отчаяния и вдохновения; ощущения поражений и побед. Это всегда - история преодоления. Обстоятельств, условий, но в первую очередь - себя. Игорь Литовченко В старом советском фильме «Доживем

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Пролог I. Как полюбить ветер Ветер гасит свечу и разжигает огонь.Точно так же дело обстоит со случайностью, неопределенностью, хаосом: каждый из нас желал бы не прятаться от них, а извлекать из них пользу. Иными словами, стать пламенем, жаждущим ветра. Таково, если коротко,

Из книги Прорывные экономики [В поисках следующего экономического чуда] автора Шарма Ручир

Пролог В так называемых фермерских домах в Дели уже давным-давно не живут фермеры. Название сохранилось до сих пор, но теперь это словосочетание используется для обозначения уютных роскошных гнездышек для уединения по выходным, принадлежащих людям намного богаче

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Пролог «Для счастливой жизни нужно совсем не много. Все – в самом человеке, в его образе мыслей». Марк Аврелий Когда организации преуспевают, значит, они работают. То есть сотрудники понимают, что они делают и зачем. В этих случаях мы говорим о

Из книги автора

Пролог Вот вам вкратце текущая ситуация в мире бизнеса: каждые 3 минуты становится банкротом одна корпорация; каждые 32 секунды меняется руководство компании; каждые 15 минут меняется система контроля над компанией; в течение первых 10 лет своего существования