Рынок нефти и нефтепродуктов россии. Аналитика и комментарии Мировой рынок нефтепродуктов

Во время эксплуатации месторождений нефти значительно повышается проблема эффективности уровня добычи данного ресурса. Этот процесс экономически значим для всего мира.

Для того, чтобы мировой нефтевой не стоял на одном месте, а все время совершенствовался, специалисты предлагают создать некие условия, которые будут базироваться на организационном и экономическом направлениях. Последняя пятилетка показала, что запасы стали обновляться в два раза медленнее, чем раньше. Этот факт подтверждает, что если продолжать в таких же темпах, то совсем скоро нефтяные ресурсы начнут исчерпываться.

Проблемы современности

В наше время разработано до 1100 месторождений нефти. На их территории работает больше чем 150 тысяч скважин. Для того чтобы нефтедобывающая отрасль развивалась и продвигалась вперед каждый год нужно инвестировать около 10 млрд. валютой США.

Это большая сумма, поэтому актуально стало активизировать инновационно-инвестиционную деятельность на предприятиях данной отрасли. Все истощенные месторождения нефти следует отдать под осваивания их малыми предприятиями. Ведь именно такие предприятия обеспечивают 10 % добычи нефти. Они способны показывать неплохие результаты.

Современный рынок нефти стал неплохим объектом для разнообразных исследований. В основном исследования направлены на отношения экономического характера. Они постоянно появляются вместе с процессом эволюции на мировом нефтяном рынке. Связан этот процесс с полной глобализацией хозяйства во всем мире.

Рассматривая рынок нефти, определяются основные направления его развития. Специалисты данной отрасли постоянно проводят определенные наблюдения и анализы.

Большое количество информации, которая раскрывает нефтяной рынок со всех сторон, по желанию можно найти в таких источниках:

Документы нормативные;
Монографии;
Литература учебная;
Статьи, написанные на основании разных исследований;
Отчеты аналитические.

Рынок нефти мирового уровня

Несмотря на XXI век, нефть остается самым важным ресурсом в энергетике, а главное, это крупнейший объект, который широко распространен в торговле между странами.

Именно поэтому рынок нефти регулируется нормативно-правовыми актами.

Согласно таких актов, распределяются полномочия на геологические изучения, пользование, подземное хранение нефти и тому подобные процессы. Именно такая документация устанавливает наличие либо размер льгот для всех субъектов нефтяного бизнеса.

Россия поставила себе за цель задачи, которые она должна осуществить до 2020 года:

Определить пути, по которым можно достичь новое качественное состояние ТЭК;

Вычислить рост конкурентоспособности;
Сформировать прочные механизмы политики энергетики в государстве.

Во время выполнения поставленных целей стоит учитывать результаты прогнозов.
В 2006 году в мире было добыто нефти в размере 3,8 млрд. тонн. Если это перевести в баррели, то получим 30 млрд. таких баррелей за каждый год.

Такого объема хватит для пользования на целых четыре десятка лет.

(таблица №1)

Рынок нефти мирового уровня

Название

% от нефти, которая входит в мировой запас

Сколько лет будет использоваться данное количество

Саудовская Аравия

Венесуэла

Казахстан

Члены ОПЕК

Примечания:

Запасы показаны в миллиардах баррелей;
Добыча, внесена в таблицу в объемах тысяч баррелей за один день;
Количество лет, на которое должно хватить добытой нефти, определили делением запасов / добычу.

Таблица показывает, что нефть, которая уже разведана, хватит для потребителей на период до 40 лет, а той, которая ждет свой черед - в зависимости от требования населения планеты (период может колебаться от 10 до 50 лет).

Потребление нефти возросло – если раньше оно составляло 20 млрд. баррелей за год, то сейчас 30. Такой скачок произошел за срок в 35 лет.

Из общих объемов мировых запасов нефти России принадлежат ресурсы в количестве 13% (некоторые источники указывают, что всего лишь 6,2%). Но, тем не менее, РФ в качестве экспортера нефти вышла на передовые позиции. Рядом с ней находится только Саудовская Аравия. Практически все энергоресурсы, которые экспортируются Россией, используются в европейских странах. Но, учитывая данные, указаны в таблицы, делаем вывод, что в будущем, скорее всего, Ирак и Венесуэла станут лидерами нефтяного рынка. Именно на их территориях хранится самое большое количество запасов нефти.

Эксперты прогнозируют, после 2020 года начнет снижаться добыча нефти. Природным ресурсам также свойственно заканчиваться. Поэтому именно в 20-е годы нового века будут разрабатываться и осваиваться новые энергетические источники.

Нормативная база

Большой проблемой нашего времени стало то, что законодательство практически всех субъектов деятельности на нефтевом рынке не соответствует нормам.

Уже много лет правовые акты субъектов хозяйства, которые занимаются предпринимательской деятельностью, классифицируют по общепринятым признакам:

Общего действия.

Они используются по отношению ко всем субъектам. Сфера деятельности в данном случае не имеет никакого влияния.

Рост цен не прекращался и в марте, и в мае. Стоимость одного барреля больше не опускалась ниже 100 долларов. Максимум был зафиксирован в 2008 году 11 июля. Он перешагнул отметку 147 долларов США за один баррель нефти.

Эксперты начали давать свою оценку сложившейся ситуации и в результате их мнения разошлись на два лагеря:

Вторжение Соединенных Штатов в Иран;

Нефтяной кризис (месторождения истощаются).

Но уже октябрь 2008 года опять шокировал участников торгов - цена была снижена до 67 долларов. Эта цифра составила годовой минимум.
Хотелось бы напомнить, что от стоимости нефти зависит рост либо падение доллара. Это исходит из того, что США самый крупный потребитель мирового рынка нефти.

Структура комплекса нефтегазовой промышленности России

Нефтяная промышленность состоит из следующих компонентов:

Предприятия, добывающие нефть;

Заводы, которые перерабатывают нефть;
Предприятия, отвечающие за транспортировку, и нефтепродуктов.

Базой отрасли являются 28 заводов-гигантов по переработке нефти и заводы, которые производят масла. Нефтепроводы раскинулись на расстояние до 50 тысяч км, а нефтепродуктопроводы - на 19,3 тысячи км.

Структура состоит из девяти крупнейших нефтяных компаний. Первенство в этом списке занимают "Лукойл", "Роснефть" и "Сургутнефтегаз".

Транспортировкой нефти и продуктов нефтяной промышленности занимаются акционерные компании "Транснефтепродукт" и "Транснефть".

Необратимый процесс

Рынок нефти формируется под влияние процессов глобализации в экономике всего мира. Цены на нефть вместе с курсом доллара постоянно давят на рост мировой экономики.

Вместе с ростом цен начинает стабилизироваться . Этот фактор заставляет действующих в данной сфере людей, искать инновационные методы развития. Создается депрессионное состояние, которое подталкивает к созданию инноваций.

Но такой процесс, запущенный на мировом уровне, требует внимания и усилий от каждого государства.

Глобальный процес спровоцирует не только колоссальный прирост в мировой экономике, но и повлечет за собой разрушение состоявшихся секторов экономики.

Формы торговли на рынке нефти

На мировом рынке нефти распространились две формы торговли:

Контрактная. Покупатель договаривается с продавцом о том, что поставки будут производиться на протяжении определенного периода времени. Цены в такой торговле чаще всего тоже фиксируются. Еще совсем недавно все контракты подписывались на срок от 2 лет. Сейчас сроки стали намного короче и появилась возможность устанавливать гибкие цены.

Спотовая . Эта форма предусматривает краткосрочные сделки. Чаще всего именно так продают один танкер с нефтью. Цена устанавливается по факту. Большинство сделок в наше время заключается именно на таких условиях.

Рынок нефти состоит из следующих участников:

Крупные компании, которые практикуют две формы торговли;

Независимые нефтяные компании;
Нефтяные трейдеры.

В связи с тем, что в наше время большую часть продаж занимает спотовая форма продажи, хотелось бы перечислить крупные спотовые рынки:

Роттердам (здесь зародилась эта форма торговли);
Сингапур;
Средиземноморский.

(таблица №2)

Мощность НПЗ

Внутреннее потребление

Потребление нефти, тонн на душу на селения в год

Фактический нетто-экспорт

Рынок нефтепродуктов находится на первом месте среди всех остальных, так как масштаб товарооборота (нефти и производных продуктов) огромен. Ежегодно эта отрасль приносит до трехсот миллиардов долларов.

Мировой рынок нефтепродуктов

Существует три основных мировых рынка нефти:

  • американский;
  • азиатский;
  • европейский.

Стоит рассмотреть каждый подробнее.

Американский рынок использует только 27 процентов импорта от общего количества, потребляя примерно 30. Цена на нефть и газ коррелируется с экономикой и объемом нефти во всем мире.

Азиатский рынок, в свою очередь, импортирует 39 процентов нефти и использует для личных нужд 29%. Отличается от других рынков тем, что все ресурсы распределены неравномерно.

Развитые страны, по сравнению с менее развитыми и густонаселенными, имеют избыток нефти. Рынок крайне нестабилен в связи с тем, что поставки от главного поставщика (Персидского залива) могут приходить с опозданием. Активно развиваются связи с Россией по этому вопросу.

Европейский рынок импортирует 26 процентов всей нефти в мире, а потребляет 30%. Состояние рынка зависит от северных месторождений, на данный момент практически исчерпанных. Конкуренцию европейским производителям составляют Россия, Восток и Африка. Эксперты прогнозируют увеличения взаимодействия европейского рынка с Ираном и нефтяными месторождениями Каспия.

Рынок нефтепродуктов 2016-2017 года

Каждый человек, начиная от обычного рабочего и до финансового аналитика, заинтересован в цене на нефть. На сегодняшний день этот вопрос особенно актуален, так как за последние годы цена на нефть упала до 40 процентов от изначальной стоимости.

Еще два года назад бюджет России состоял на 40 процентов из продаж нефти и нефтепродуктов. Объем углеводородов, импортируемых в другие страны, достигал 2/3 от общего добытого количества.

В последующие месяцы количество поставляемой нефти будет снижаться по многим причинам. Например, цена углеводородов на внешнем рынке упадет. А также упадут в цене пошлины на экспорт, что потребует введения другой системы льгот. Как итог, продавая то же количество нефти, государство будет получать меньше доходов.

Российский рынок нефтепродуктов

В последний год сценарий развития российского рынка изменился - производители стали вести конкуренцию за своих потребителей. Так, произошло потому, что с новыми силами заработали основные заводы по нефтепереработке, ранее стоявшие на ремонте. Кроме того, АО «Газпром» начал активно продавать свои запасы нефти и бензина. К этому времени было накоплено более двух миллионов тонн дизельного топлива, а это превышало количество в прошлый год на несколько сотен тысяч.

Рынку необходимо было снижение цены, только оно помогло бы сократить премии внутреннего рынка к экспортному паритету. Однако в последние месяцы нефть чуть прибавила в цене, поскольку инвесторам стало выгодно вкладывать деньги и поднимать нефтяной рынок. На ситуацию повлиял и новый курс доллара, и поломки на нефтяном заводе Shell в Нидерландах, из-за чего цена в Европе резко возросла.

На сегодняшний день для рынка нефтепродуктов характерен дисконт российского рынка по отношению к мировому. Изменилась и тактика продавцов - вместо снижения цены ради покупателя, приоритетом стало ее повышение.

Тенденции развития рынка нефтепродуктов России

Осенью 2017 года вследствие возросших цен на экспорт, цены на нефть и производные продукты возрастут. Неизвестно как быстро произойдет повышение, и как изменятся тенденции рынка.

Факт, что цена будет расти нелинейно: то возрастая, то останавливаясь. Появится возможность продать нефть на мировом рынке дороже. К тому же российские компании за весну смогли поднять цены внутри страны, несмотря на общий спад.

Рынок реализации нефтепродуктов

Реализацию нефтепродуктов можно провести несколькими способами, самыми популярными из которых являются: экспорт в другие страны, продажа на внутреннем рынке и реализация через розничную сеть.

Менее популярные способы - продажи с НПЗ и смазочных материалов, бункеровка, авиазаправочный и битумный бизнес. Для России будет намного выгоднее вывозить нефть и реализовать ее за рубежом, что в основном и делают нефтеперерабатывающие компании.

Оптовый и розничный рынок нефтепродуктов

Мировой рынок нефтепродуктов - торговая площадка, которая формирует цены (оптовые) для остальных компаний, продающих нефтепродукты по всему миру.

Бензины, дизельное топливо, керосин - все светлые продукты нефтяной переработки, и мазут с гудроном (темные) - основа всего ассортимента, цена на который предопределяют экономику и социальную политику всех крупных стран.

Для розничного рынка характерна связь договорных связей с оптовым рынком, то есть поставкой продуктов переработки нефти напрямую с завода. Он включает в себя следующие составляющие: заправку судов (бункерное топливо), заправку самолетов керосином, и продажа бензина на автомобильные заправки.

Цены на розничных рынках быстро меняются в связи с темпами инфляции. Динамика цен иногда обгоняют ее или, наоборот, отстает. Однако при этом тенденция сохраняется на продолжительное время.

Больше о тенденциях на российском и мировом рынке нефтепродуктов можно узнать на выставке «Нефтегаз».

Россия обладает огромными ресурсами полезных ископаемых, в частности, 34% мировых запасов газа и 13% нефти. Доля топливно-энергетического комплекса в ВВП составляет 25%, около половины экспорта и валютных поступлений приходится на доходы от продажи углеводородов.

Наша страна, в силу своей географической протяженности, владеет, пожалуй, чуть ли не самым большим в мире запасом топливных ресурсов.

На территории России находится около 13% от всех мировых (разведанных на данный момент) запасов нефти и примерно 34% запасов природного газа. Ежегодная добыча сырья энергоресурсов в России составляет 13% от общемирового.

Сегодня на долю ТЭК (топливно-энергетический комплекс) приходится около 25% производства ВВП (валовый внутренний продукт), 30% от объема промышленного производства, около 50% доходов федерального бюджета, а также экспорта и валютных поступлений в стране.

Именно это и дает основания для того, что эксперты нередко говорят о том, что экономика России зависит в большей степени от добычи полезных ископаемых, чем от производства. И наблюдается тенденция превращения страны в сырьевой придаток для мировой экономики.

Но есть и другая точка зрения. Ведь очевидно, что наличие топливно-энегретических ресурсов является преимуществом для страны. Таким образом, для развития и подъема российской экономики необходимо эффективное и рациональное использование потенциала ТЭК.

Начиная с 2000 г. наблюдается рост спроса на нефть. На рост потребления нефти оказывает наибольшее влияние стремительно развивающиеся страны, такие как Китай, который потребляет около 94 000 000 тонн нефти в год. В Европе же на рост потребления нефти оказывают влияние такие страны как Австрия, Польша, Голландия и Испания. Если до 2003 года ОПЕК сдерживала темпы добычи нефти для того, чтобы обеспечить стабильность цен на рынке, то теперь это ограничение снято, так как темпы добычи нефти никак не могли удовлетворить постоянно растущий спрос на нее.

В период с 2000 по 2004 г. именно в России наблюдался самый высокий прирост добычи нефти, и в настоящее время наша страна является одним из ведущих факторов, служащих стабилизации мирового рынка нефти.

Именно России принадлежит рекорд по добычи нефти. В 1987 году в России, то есть именно в РСФСР, а не во всем Советском Союзе, было выкачано из недр 571 000 000 тонн «черного золота». За всю историю добычи нефти, это была самая высокая цифра. В последующие годы произошло резкое снижение темпов добычи нефти, но уже с 2000 года выкачка нефти стала увеличиваться.

Также производится разведка и поиск новых месторождений «черного золота». На сегодняшний день в нашей стране разведано и открыто около 3000 месторождений сырья, но эксплуатируется только половина скважин. Максимальная доля добычи нефти приходится на Урал и Западную Сибирь. Именно здесь добывается почти 90% всей нефти в стране.

Перспективными для добычи нефти являются также шельфы Баренцева, Каспийского и Балтийского морей и острова Сахалин. По прогнозам экспертов (как отечественных, так и западных) в дальнейшем будут только расти, так как это связано с истощением запасов и удорожанием себестоимости добычи нефти.

Существуют проекты, по бурению скважин в океаническом глубоководном шельфе, а также в арктических и антарктических зонах. Но стоимость каждого барреля нефти, добытого в таких условиях может заставить мир искать более дешевые, альтернативные источники энергии.

На развитие экспорта нефти из России во многом повлияло и географическое положение страны. Для поставки нефти в страны Европы существует Балтийская трубопроводная система. Для обеспечения нефтью Азиатско-Тихоокеанского региона имеется нефтепровод Тайшет-Тихий океан, а также танкерный терминал.

Для экспорта нефти в Америку планируется построить нефтепровод Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Нефтяные компании России также реализуют и собственные проекты увеличения экспорта «черного золота».

Например, компания "ЛУКОЙЛ" через Астраханский терминал по Каспийскому морю осуществляет поставки нефти в Иран. А "Роснефть" поставляет сырье в Мурманск по Северному морскому пути танкерными перевозками. Главным покупателем российской нефти на сегодняшний день являются страны Европы. Именно в Европу уходит почти 90% всей добываемой нефти в стране. Но постепенно растет и спрос на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности – в Китай.

Уже с 2006 г. Россия стала мировым лидером по объему нефтедобычи. В этом показателе она обошла даже Саудовскую Аравию, державшую титул мирового поставщика нефти более двадцати лет. Этот рекорд обеспечило то, что в Саудовской Аравии добыча нефти искусственно сдерживается ОПЕК. А Россия качает нефть свободно. А вот вопрос с запасами нефти в нашей стране остается открытым. Дело в том, что прогнозы и подсчеты, принятые в нашей стране отличаются от общемировых.

Так, по оценкам международного сообщества нефти в наших недрах содержится около десяти миллиардов тонн, а российские методики и подсчеты дают цифру от 12 до 25 миллиардов тонн. Также основной проблемой нефтедобычи в России является и то, что выкачка нефти из недр происходит у нас до сих пор крайне неаккуратно, по оценкам экспертов, полезный выход нефти составляет всего 30%, а 70% нефти остается в земле.

Но, несмотря на то, что внешние поставки нефти в стране растут, внутренний рынок полностью удовлетворен, цена на нефть в России постоянно повышается, практически не отставая от мировых цен. В этом виноват вовсе не сговор монополистов.

Если нефтяники не будут следовать за мировой конъюнктурой, и не станут считаться с понижением уровня рентабельности своей отрасли на внутреннем рынке, то ни к чему хорошему это не приведет. Такие меры, как биржевые инструменты, внутренние интервенции, и ужесточение антимонопольного законодательства в нынешней ситуации могут иметь только весьма ограниченный эффект.

Основной баланс цен определяется только двумя инструментами государственного налогового регулирования. Сегодняшние внутренние рентные платежи российским законодательством жестко привязаны к ценам мирового рынка. И именно они определяют ту динамику внутренних цен, которая сейчас наблюдается. Но следует учесть и то, что действующая ныне система была создана при других условиях мирового рынка.

В европейской части России середина августа прошла под знаком умеренного повышения цен на крупнооптовые партии бензина и дизельного топлива.

На заводах европейской части страны удалось избежать крупных распродаж остатков августовского ресурса: дизельное топливо массово пошло на экспорт на фоне привлекательной конъюнктуры мирового рынка в начале августа, а на бензин нашелся крупный покупатель (или покупатели), которые, особо не торгуясь, скупили все излишки.

Цены в европейской части могли вырасти еще сильнее, если бы не распродажа крупных партий нефтепродуктов на заводах Сибири.

«Голод» на сибирском рынке, наконец-то, завершился. В восточной части России, наконец-то, закончилось «дизельное безумие». Пошло на убыль и «безумие бензиновое». Правда, осталась «керосиновая аномалия» (про нее в следующий раз).

На графике на странице 2 видно, что цены на железнодорожные партии дизельного топлива на сибирских НПЗ вернулись к значениям начала апреля. Напомним, в это время стартовали одновременные масштабные ремонты на НПЗ Сибири и Дальнего Востока, которые сопровождались падением объемов продаж на СПбМТСБ до минимально разрешенных регуляторами и 20%-ным ростом цен. Следует обратить особое внимание на объемы продаж дизельного топлива «Роснефтью» с Ангарской НХК с середины апреля по начало августа.

Между тем цены на бензины не смогли вернуться на прежние уровни, поскольку при теку щих ценах железнодорожные партии омского бензина начинают проходить в западные регионы РФ. Это же утверждение верно и для омского дизельного топлива. В итоге, падение цен на Омском НПЗ оказало держивающее воздействие на рост крупнооптовых цен в европейской части страны.

Независимая розница терпит убытки. Каким образом события весны–лета 2017 года отразились на местных потребителях, проиллюстрируем следующими расчетами.

Предположим, что частная сеть АЗС покупает нефтепродукты крупным оптом на ближайшем НПЗ, везет их по железной дороге на нефтебазу в свой регион, а затем реализует на АЗС по средним ценам нефтяной компании, доминирующей на местном рынке.

Железнодорожный тариф берем по биржевому тарификатору, услуги нефтебазы по перевалке, хранению, наливу примем на уровне 700 руб./т, затраты на обслуживание кредита оценим в 1% от оборота, доставку бензовозом с нефтебазы до АЗС - в 400 руб./т. Эксплуатационные расходы АЗС оценим в 3 рубля на литр для заправок с хорошим проливом и в 4 рубля на литр для АЗС с неудачным расположением.

Картина получилась удручающая. АЗС с малым проливом являются хронически убыточными, а более удачно расположенные станции более трех месяцев генерировали серьезные убытки, особенно по дизельному топливу, выйти из которых удалось лишь повышением розничных цен на 1–2 рубля за литр дизтоплива. Благо основное внимание регуляторы уделяют ценам на бензин.

Выше были рассмотрены наиболее проблемные регионы, но и в остальных ситуация не радикально лучше. Эксперименты на топливном рынке Сибири
На этом фоне весьма впечатляет попытка удержать высокие цены на крупнооптовые партии дизельного топлива на Ачинском НПЗ и Ангарской НХК в конце июля–начале августа текущего года, ограничивая объемы продаж товара на СПбМТСБ, что видно на графиках. В этот период все НПЗ восточной части России работали на полную мощность, кроме Ангарской НХК, на некоторых установках которой проводился ремонт. Было интересно, каких покупателей ждали на откровенно завышенных ценовых уровнях.

В итоге в отсутствии спроса и при нормально работающих НПЗ, цены рухнули под собственной тяжестью, поскольку нефтепродукты по ценам мая–июля 2017 года были интересны, пожалуй, лишь самим производителям. Биржевые цены на сибирское дизельное топливо стали привлекательными для потребителей, однако их так долго отучали от покупок товара на СПбМТСБ - ведь это был прямой путь к банкротству - что потребуется какое-то время на возвращение покупателей.

Показательной может стать третья декада августа, когда начнется торговля сентябрьским ресурсом. Она даст ответ на вопрос: будет ли производитель продавать продукт в соответствии с реальным спросом, который находится на текущем ценовом уровне, что подтверждается объемами торгов - покупатели готовы брать все предлагаемые к реализации партии продукта.

Либо, получив время для маневра, производитель снова начнет ограничивать продажи, стараясь создать дефицит товара на бирже и загнать цены крупного опта на уровни, убийственные для независимых сетей АЗС.

Тревожным звонком, в частности, является появление на сайте «Роснефти» объявления об экспортном тендере на реализацию до 20 тыс. т ачинского дизельного топлива с отгрузкой в сентябре 2017 года. При экспорте этого продукта через порты Черного моря экспортный паритет составит порядка 30000–31000 руб./т, в то время как биржевая цена ачинского дизтоплива 18 августа была на уровне 34630 руб./т.

Здесь одно из двух: или менеджеры уважаемой компании ждут падения котировок еще на 4500 рублей и готовятся к цене ачинского ДТЛ на уровне 30000 руб./т, или они расценивают произошедшее снижение крупнооптовых цен как свою недоработку и полны решимости вернуть июльские цены, убрав с внутреннего рынка «лишние» объемы за счет их продажи на экспорт по заведомо невыгодным ценам.

Нормативная база нуждается в доработке. Описанная выше ситуация весны–лета 2017 года вызывает ряд вопросов. Мы не склонны верить в «теории заговора», скорее имела место близорукая политика отдельных менеджеров, которые пренебрегли интересами потребителей нефтепродуктов и использовали слабые места текущего формата биржевой торговли. Пока производитель продавал на СПбМТСБ минимально допустимые объемы нефтепродуктов, цены держались на высоком уровне. Как только объемы продаж увеличились до уровня начала весны, вернулись и прежние цены на нефтепродукты.

Поэтому надеемся, что регуляторы обратят внимание на этот «сибирский эксперимент», который был бы в принципе невозможен, если бы вступило в силу обсуждаемое в настоящее время предложение о многократном повышении нормативов реализации нефтепродуктов на СПбМТСБ (25% производимого дизельного топлива вместо текущих 5%, и 60% производимого автобензина вместо текущих 10%). Если не увеличить многократно нормативы продаж нефтепродуктов на бирже, то не исключено, что в будущем этот «эксперимент» с объемами продаж повторят в масштабе всей России.

Повышение нормативов биржевых продаж - это не единственная необходимая доработка нормативной базы. Потребители нефтепродуктов хронически страдают от недостатков планирования распределения отгрузок товара нефтяными компаниями на внутренний рынок и на экспорт, поэтому целесообразно перенести экспортные тендеры доминирующих ВИНК в специальные биржевые стаканы. Правила торгов должны позволять отгрузку купленного товара как на экспорт, так и на внутренний рынок, при этом к экспортным стаканам должны быть допущены все участники биржевого рынка нефтепродуктов.

Если какая-либо нефтяная компания вознамерится подсушить внутренний рынок экспортом дополнительной танкерной партии дизельного топлива, российские покупатели смогут выкупить этот товар и разнарядить его на внутренний рынок.

В 2017 году российский рынок нефтепродуктов полностью регулируют производители товара. Именно они определяют сколько нефтепродуктов нужно внутреннему рынку, и какая должна быть цена товара. Естественно, эту ситуацию нельзя назвать конкурентным рынком - в лучшем случае это олигополия.

И если мы хотим, чтобы рынок вернулся в то состояние, когда его действительно можно назвать рынком, придется менять нормативную базу - ограничивать рыночную власть производителей нефтепродуктов и улучшать положение потребителей.

За последние годы нефтяная промышленность РФ масштабно трансформировалась, за счет чего Россия очутилась в компании крупнейших нефтепроизводителей.

На сегодняшний день тяжело вообразить международные отношения без определенной роли нефти. Она влияет на политические аспекты и экономические правоотношения, выступает горячей темой в СМИ. Но данная отрасль промышленности возникла в РФ не так давно. В 1846 году вблизи Баку (на тот момент - составляющая Российской империи) пробурили одну из первых в мире скважин.

Российская Федерация два года назад побила абсолютный рекорд по объему экспорта нефти и нефтепродуктов. Так, на сумму 283 млрд. дол. Было экспортировано 388 000 000 т нефти и нефтепродуктов. 90 % экспортного объёма ушло в дальнее зарубежье, остальное - в государства СНГ.

Краткий экскурс в историю

В 90-х годах обеспечение нефтепродуктами определялось деятельностью больших вертикально-интегрированных нефтяных компаний, обладавших соответствующими региональными заводами и автозаправочной сеткой. Регионы привлекали не только месторасположением нефтепроводов и перерабатывающих предприятий, но и состоятельными промышленными потребителями.

Дополнительный механизм воздействия на сбыта – это соглашения вышеуказанных компаний с администрациями регионов (около ½ субъектов РФ подписали такие соглашения). Таким образом, определенные компании в буквальном смысле определяли рыночную обстановку в регионах благодаря привязке других субъектов хозяйствования к собственной инфраструктуре в рамках сбыта нефтепродуктов, а также их хранения. Само собой это не могло не сказываться на рынке, влияя и на опт, и на розницу.

До 1999 г. монополизация рынка реализовывалась при помощи оптового звена, в некоторых ситуациях – с помощью транспортной составляющей. Что касается розничной сети, там сложилась жесткая .

Независимые торговцы нефтепродуктами во времена кризиса цен 1999 г. оказались в условиях товарного дефицита – компании требовали приобретать при полной предоплате исключительно крупные партии товара. В связи с этим, продавцы были вынуждены приобретать продукт по завышенной стоимости, что нашло отображение в ценовой политике розницы.

Начиная с 2000 г. стали меняться условия работы нефтерынка. Формируется определенное направление рынка, с принадлежностью основной доли 2-3 нефтяным компаниям. Товары конкурентов, как правило, однородны, и главный аспект успешности - это своевременные поставки и стоимость.

Основные нефтяные продукты и НПЗ России

К основным товарным группам нефтепродуктов РФ относятся следующие:

  • Автомобильный бензин.
  • Дизельное топливо.
  • Топочный мазут и битумы.
  • Авиационное и ракетное топливо.
  • Моторные масла.

Среди главных нефтеперерабатывающих предприятий России можно отметить:

  • КиришиНОС;
  • Омский НПЗ;
  • Лукойл-НОРСИ;
  • Пермский НПЗ;
  • ЯрославНОС;
  • Волгоградский НПЗ;
  • Туапсинский НПЗ;
  • Ангарская НХК;
  • Уфанефтехим;
  • Новокуйбышевский НПЗ;
  • Салаватнефтеоргсинтез;
  • ТАИФ-НК;
  • ТАНЕКО и пр.

Проблемы развития нефтепереработки

Главными факторами регресса являются:

  • непомерные транспортные тарифы;
  • несоответствие стоимости нефтепродуктов внешнего рынка внутреннему;
  • услуги нефтепереработки больших заводов ограничивают доступ мелких и средних предприятий.

Заводы по нефтепереработке не хотят обслуживать небольшой нефтяной объем компаний менее крупных, а чтобы обеспечить рентабельную нефтепереработку, необходимы длительные поставки более чем на 50 000 т в месяц.

Кроме вышеперечисленного, основным направлением в развитии нефтеперерабатывающей промышленности является коренная реконструкция и модернизация НПЗ, а также повышение качества нефтепродуктов.

Предстоит разрешать проблему понижения загрязняющих выбросов от сжигания котельного топлива.

Стоит отметить, что несущественные по мировым меркам оборотные объемы ведут к тому, что крайне маленький процент нефтяных компаний на мировом рынке способен конкурировать достойно.

Основные отраслевые характеристики

Повышенная концентрация бизнеса – это отличительная черта отрасли.
Нефтяные предприятия обладают солидными производственными ресурсами. Общее число таких предприятий – более 8 000, крупных и средних из которых примерно 800.

Следующая заметная особенность состоит в том, что капиталовложение в эту отрасль обладает экстенсивным характером. Благополучная обстановка в сфере нефтяной промышленности влияет на увеличение объема добычи, однако, совершенствование технологий нефтяной добычи и переработки нефти доступно далеко не всем. С увеличением объема добычи российской нефти последовало моментальное «состаривание» оборудования. Таким образом, сегодня отсутствует 100%-ое соответствие уровню современных стандартов.

Пропагандируются модернизационные идеи для российских НПЗ путем внедрения новейших технологий, а также энергосбережения. В результате, внимание акцентируется на компаниях, которые выпускают оборудование в сфере нефтепереработки.

Масляный сегмент нефтяной отрасли

Нефтяные масла являют собой сложные смеси, содержащие в своем составе высокомолекулярные парафиновые и нафтеновые углеводороды с малой долей смолисто-асфальтеновых веществ.

Согласно сфере применения их можно классифицировать подразделяются на 2 группы:

  • смазочные;
  • специального назначения.

Использование нефтяных масел нашло применение почти во всех сферах промышленности, к тому же, авиация, армия и флот также не могут существовать без них. Структура и объем и использования масел выступает одним из показателей развития государства, а региональная структуре их использования позволяет определить уровень развития конкретного региона.

В 2006 г. объем масляного производства увеличился на 3,1%, однако не все сегменты ждало повышение. Например, понизилась выработка моторного масла для карбюраторных двигателей, уменьшился выпуск компрессорных и некоторых индустриальных масел и, наконец, слегка снизился выпуск трансформаторных масел.

Вместе с тем, значительно вырос объем выработки товарных базовых масел. Их основная часть экспортируется за рубеж, а остаток проходит модификацию и расфасовывается большим количеством маленьких нефтемаслозаводах, которые используют блендинговые установки. В пределах РФ действующими являются около 80 подобных предприятий, чья роль в производственной структуре товарных масел за последнее время капитально возросла.

Каждый год Россия производит порядка 2,6 млн. т масел (в основном, минеральные). Порядка 45% от выпуска смазочных материалов – это моторные масла. Около 20% товара идет на экспорт.

По мнению экспертов, значительное возрастание физических производственных объемов смазочных масел в РФ маловероятно, поскольку расход масел в современных механизмах более экономичен, и этот фактор сдерживает его производственный рост.

Конкурентная среда

Лукойл-Пермнефтеоргсинтез являет собой крупнейший нефтеперерабатывающий завод Российской Федерации. Многие показатели топливно-масляного направления позволяют вышеуказанной компании с уверенностью занимать место лидера в данной отрасли. Каждый год проводит переработку 12 млн. т нефти и более (глубина переработки - 93%). Половина выпуска нефтепродуктов уходит на экспорт.

Строительство всех «масляных» площадей НПЗ проводилось давно, в период СССР, поэтому подавляющее их большинство устарело как физически, так и морально. Потенциал производства российских НПЗ практически целиком состоит из процессов экстракционного выделения масел, таким образом, важные качества потребительских свойств (например, содержание в маслах серы или индекс их вязкости) зависят непосредственно от состава нефти, которая поступает на завод.

Львиная доля российской выработки нефтепродуктов показывает несоответствие стандартам Европы, за счет чего они обладают низкой конкурентоспособностью на европейском рынке.

Подделки - головная боль производителей брендов

В некоторых регионах России доля фальсификата приравнивается 40%. В результате предприятия вынуждены совершенствовать помимо качества своих масел, также упаковку и общий уровень защиты собственного товара. Почти все «масляные» НПЗ имеют или строят автоматизированные линии по производству пластиковых бочек и канистр с весьма трудновоспроизводимыми в кустарных условиях формами. Причем каждая из них располагает этикеткой с несколькими уровнями защиты.

Рынок масел РФ также имеет довольно «проблематичную зону» в качестве сегмента базовых синтетических масел – продукта химпроизводства с отдаленным отношением к нефтепереработке.

Потребности рынка РФ в полусинтетических и синтетических маслах каждый год оценивается в 75 000 т (примерно 40 000 т – это потребности Министерства обороны). На сегодняшний день Волгоградский НПЗ является единственным отечественным производителем синтетической «базы», которую целиком выкупают военные.

Последние тенденции нефтяного рынка РФ

90 % экспортных поставок нефтепродуктов России ориентирован на дальнее зарубежье (Атлантический рынок). В 2009 г. отмечался рост объема экспорта нефти и нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья на 7 %, в то время как экспорт в государства СНГ значительно сокращен (на 38,4 %, что составило 5,18 млн. т, вместо 7,79 млн. т).

В 2010 г. экспорт российских нефтепродуктов вырос до 131,3 млн. т.. Если доля дизтоплива в структуре поставок на экспорт почти не изменилась при физическом увеличении на 3 000 000 т, то доля мазута увеличилась с 53 до 55 % или до 72 млн. т. Экспорт бензина сокращен на 34 %, т.е. до 3 млн. т.

В середине 2011 г. экспортная структура российских нефтепродуктов была отмечена преобладанием средних и тяжелых дистиллятов - дизтоплива и мазута, которые предназначены к дальнейшей переработке. В итоге средняя цена корзины нефтепродуктов, идущих на экспорт не выше стоимости сырой нефти. Однако инвестиции, направленные на модернизацию нефтеперерабатывающей промышленности России в последнее время ведут к повышению качественных характеристик топлива.