Валидаторы в россии заменят турникеты в автобусах. В симферопольских автобусах появились валидаторы Что показывает валидатор в автобусе

© Общественное достояние

В Петербурге кондуктор автобуса решила выгнать «безбилетника», не попытавшись разобраться, почему валидатор не считывает оплату проезда с банковской карты пассажира. В таких, казалось бы, рядовых ситуациях, люди делятся на две категории: те, кто будет отстаивать свои права и ругаться с кондуктором, и те, кто выйдут на следующей остановке. «Форпост» попытался разобраться кто прав, кто виноват.

Утром в пятницу, 1 июня петербуржец Максим Уставщиков дождался на остановке «Бульвар Свободы» в Колпино автобуса №327. Как обычно, он решил оплатить проезд картой Сбербанка, однако в этот раз валидатор решил не считывать её и не «взял» с него деньги. Наличных у местного жителя с собой не было.

Со слов пассажира, кондуктор не стала разбираться в ситуации и решила выставить молодого человека за дверь на следующей же остановке.

«Хотел узнать правоту кондуктора в автобусе, заставила меня выйти, так как оплата по карте не прошла. Написан был отказ на валидаторе. Я ей показал баланс, что карта рабочая. В таком случае чьи это проблемы, мои или перевозчика? Платить же я не отказывался. Мог бы ехать дальше», - спросил совета Уставщиков в одном из городских пабликов.

В беседе с «Форпостом» петербуржец уточнил, что бейджа с именем и фамилией на кондукторе не оказалось, а государственный знак автобуса он, к сожалению, не запомнил.

«Все молчали, пока я не спросил у кого есть «Сбербанк онлайн», тогда студент мне дал денег, а я ему перевёл. А то высадить меня хотели сразу на следующей остановке на улице труда в Колпино», - объяснил «Форпосту» Уставщиков.

Местный житель не стал выяснять отношения с сотрудницей автобуса и портить себе настроение, но неприятный осадок остался.

Автобус №327, двигавшийся по маршруту «Заводской проспект» – «улица Чернова» - на балансе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в пресс-службе которого «Форпосту» сообщили, что будут разбираться в этой ситуации. Однако оперативного комментария по ситуации «Форпосту» получить не удалось.

Член петербургской коллегии адвокатов Данил Степочкин рассказал, что перевозчик сам определяет должностные обязанности кондуктора.

«Согласно тому, какие перевозчик прописал обязанности своему кондуктору, исследуется вопрос о правомерности/неправомерности его действий во время служебной проверки в соответствии с инструкциями и должностными обязанностями. Если в них по его трудовой функции записан именно такой порядок в верификации пассажира: валидатор + контрольное устройство и этого достаточно для принятия решения о высадке пассажира или о прекращении дальнейшей его перевозки, то тогда он права. Если этого недостаточно и нужно было иными способами проверить, пройдёт оплата или нет, а кондуктор этого не сделал, то он совершил нарушение дисциплинарного характера. Со стороны пассажира всё понятно, если у него никак не проходит оплата на всех устройствах, которые есть в автобусе, значит у карты есть какой-то дефект и тут он не виноват», - объяснил «Форпосту» адвокат.

Подобные случаи происходили не только в Петербурге. Часто контролёры высаживают «безбилетников»-детей. Например, в ноябре 2016 года в Челябинске и Екатеринбурге кондукторы не разрешили школьникам доехать до нужной им остановки. Выяснилось, что девятилетняя девочка потеряла свой школьный проездной, а у 10-летнего мальчика не нашлось нужной суммы. Так, в мороз детям пришлось добираться до дома пешком.

В Уголовном кодексе РФ есть 238 статья (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), под которую такие кондукторы попадают. Однако не всегда эта статья применима.

Пока в российском законодательстве нет чёткого определения, кто прав, а кто виноват в ситуации с «безбилетниками», некая вольность кондукторов «хочу и ворочу» будет присутствовать. Ну а как разрешится ситуация с петербургским «зайцем», ещё предстоит выяснить.

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно невысокая цена обслуживания устройства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ ВЗЛОМ КАРТЫ ТРОЙКА? | БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД В МЕТРО

    ✪ AS A startup company invents a system to validate bus tickets using Google Glass

Субтитры

Валидаторы на транспорте

Москва

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 9 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов - простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например, истёк срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном рейсе уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Информационные валидаторы имеют дисплей (изготовленный по технологии Органический светодиод), который, помимо индикации событий, аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет, что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе электронного проездного билета.

Другие города

В городе Алма-Ате (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространения, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В городе Бийске с 1 июня 2016 года система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты, введены электронные проездные карты и билеты во всех трамваях и автобусных маршрутах города.

В городе Барнауле с 1 декабря 2016 года внедрена система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты . Электронные проездные билеты принимаются к оплате во всех трамваях, троллейбусах и автобусных маршрутах города.

Примечания

  1. Скребнева, Елена Всех - за турникет (неопр.) . Российская газета (Центральный выпуск) № 3272 (11 августа 2003).
  2. По Москве поехали государственные маршрутки (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  3. В городе уволят всех кондукторов? (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  4. В Петербурге уволят всех кондукторов (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  5. На улицы Петербурга вышли первые пассажирские автобусы, оборудованные спутниковой навигацией и «валидаторами». (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  6. Автобусы обзаводятся электроникой (неопр.) .

Симферопольское муниципальное предприятие «Горавтотранс» готовит ряд нововведений для пассажиров. Так, пассажирам начали выдавать билеты, а отследить поездку нужного автобуса скоро можно будет через интернет.

Как рассказал «Крымской газете» директор «Горавтотранса» Денис Майор, на 54 муниципальных автобусах установили валидаторы — терминалы, предназначенные для отображения или проверки проездных билетов. В Москве валидаторы вместе с турникетами установлены повсеместно, ведь они позволяют эффективно учитывать пассажиропоток в транспорте и бороться с «зайцами». У нас турникетов пока нет, но билеты на 54-х «пилотных» автобусах выдают всем без исключения пассажирам.

Денис Майор отметил, что водители только привыкают к новой технике, ведь вести автобус и выдавать билеты сложно. Кроме того, оказалось, что положение валидаторов оказалось не слишком удобным для водителей.

Мы сейчас крепежи закупим, чтобы валидаторы были прикреплены к опоре, так как они падают, когда водители отрывают билеты. Мы сейчас всё делаем, чтобы упростить работу водителям, - отметил директор предприятия. - Но надо время, чтобы к системе привыкли. Пока тяжело очень жалуются водители, что с валидаторами сложно.


Фото: Владимир Прошкин / Крымская газета

Чтобы выдавать билеты пассажирам стало проще, в МУПе планируют нанять кондукторов. Правда, по штату их положено всего пять, а только пилотных автобусов в 10 раз больше, так что «разгрузку» почувствуют далеко не все шофёры. Директор «Горавтотранса» посетовал, что даже пять кондукторов оказалось Зарплата у них невысокая, поэтому очереди на трудоустройство нет. Приходило несколько человек наниматься на работу, но их «нетрезвый вид» отпугнул руководство предприятия. Кроме того, многие водители не хотят иметь на своём маршруте кондуктора, так как их собственная зарплата может сократиться.

Пока валидаторы работают в тестовом режиме. В будущем их планируют установить на весь автопарк предприятия, который насчитывает 92 автобуса.

Следующим нововведением в симферопольских маршрутках станут контролёры, которые получат право высаживать безбилетных пассажиров на любой остановке. Если в троллейбусах к подобным проверкам все симферопольцы привыкли, то в маршрутных автобусах контролёров не было никогда.

Сколько планируется набрать проверяющих и когда они выйдут на маршруты, пока неизвестно. В настоящее время штат формируется.


Фото: Владимир Прошкин / Крымская газета

Ещё одно интересное новшество — единый билет для городских автобусов. В продажу планируется запустить карточки, которые можно пополнить в любом терминале города. Единый билет позволит владельцу в течение месяца ездить на любых автобусах «Горавтотранса». Нужно будет только дать билет водителю (кондуктору), его проведут через валидатор и выдадут обычный, бумажный билет — точно такой же, как для пассажиров, оплативших наличными.

Карточка будет рассчитана примерно на 60 поездок, её стоимость составит порядка 800 рублей. На предприятии отмечают: для тех, кто ездит на работу каждый день с несколькими пересадками, экономия составит почти 50 процентов.

Ещё будет такая же социальная карточка для льготников. Сейчас прорабатываем систему работы, - добавил Денис Майор.


Фото: Владимир Прошкин / Крымская газета

Но даже это ещё не всё. Муниципальные автобусы подключаются к системе «ГЛОНАСС», что позволит отслеживать их передвижение через интернет. По словам директора «Горавтотранса», установку системы завершат на всех автобусах уже в ближайшие дни.

Пассажиры будут видеть на телефонах: где автобус едет. Нужно будет просто установить специальное приложение в Яндексе. Даже сидя дома человек посмотрел в приложении, где автобус едет — пришёл ко времени и сел, - рассказал Денис Майор.

Он пообещал, что как только систему ГЛОНАСС проверят сотрудники «Горавтотранс», приложение станет доступным для всех симферопольских пассажиров. Жителей и гостей города известят об этом, а также расскажут, как правильно пользоваться приложением.

Большинство пассажиров наземного общественного транспорта уже смирились с двойным контролем: сперва ты прикладываешь «Подорожник» к валидатору, затем - к считывающему устройству в руках недоверчивого кондуктора, который приговаривает, как мантру: «Поездки повторно не снимаются!» Но зачем вообще нужны кондукторы, если большинство автобусов, троллейбусов и трамваев оборудованы валидаторами? Мы адресовали этот вопрос в Комитет по транспорту и эксперту движения «Город и транспорт».

Тамара
Смирнова

пресс-секретарь Комитета по транспорту

Кондукторы сейчас дублируют валидаторы, потому что кто-то должен собирать разовую выручку, то есть выручку от продажи разовых билетов. Есть Постановление Правительства РФ № 112, которое предусматривает наличие разового проездного билета, и город ему следует.

До 2017 года Комитет планирует постепенно перейти к электронной системе оплаты проезда, более цивилизованной и современной. Комитет рассматривает различные способы оплаты проезда без использования труда кондукторов: автоматы по продаже билетов, турникеты, павильоны на остановочных пунктах, оплата через интернет, через банковскую карту, даже при помощи мобильного телефона - вариантов много.

Сейчас в городе работают 1 900 кондукторов ГУП «Пассажиравтотранс» (автобусы), 2 488 - «Горэлектротранса» (троллейбусы и трамваи), ещё сколько-то у негосударственных перевозчиков. Всего в городе порядка 4 500 человек. Валидаторами оборудован весь подвижной состав ГЭТа и ПАТа.

Расходы на оплату работы кондукторов сейчас составляют порядка 1 миллиарда 700 миллионов рублей в год, расходы на наземный транспорт в целом равны 15,6 миллиарда рублей. Соответственно, на кондукторов уходит почти 11 % от всех затрат. Бескондукторная система оплаты проезда позволит тратить всего 700 тысяч рублей в год на проверяющий персонал.

Владимир
Валдин

эксперт движения «Город и транспорт»

Кондуктор сегодня - это фактически государственный чиновник. А любому чиновнику вы платите из своего кармана и, очевидно, хотите знать, за что. Так вот, подумайте, нужен ли вам этот человек на борту автобуса? Готовы вы ли за это платить? Кондукторная система сбора выручки - это каменный век, от неё надо было давно отказаться. Следует копировать то, как это работает в цивилизованных странах: за редкими исключениями там нет кондукторного сбора выручки. Кондукторов могут себе позволить содержать богатые и махрово-социалистические страны типа Швеции. Иногда за рубежом проездную плату принимают и водители, но это скорее дополнительная услуга перевозчика пассажиру, и услуга недешёвая. Например, в Праге вы никогда не купите билет у водителя трамвая - но сможете купить у водителя автобуса, причём стоить это будет значительно дороже, чем если приобретать в киоске. И это нормально: не работа водителя - продавать билеты.

Почему мы не можем отказаться от кондукторов в Петербурге? Мы загнали себя в тупик законодательством: абсолютно на всё требуются инструкции, и здравый смысл просто отменён - этакая хроническая итальянская забастовка в национальном масштабе. Сейчас Постановление Правительства РФ № 112 не позволяет даже при наличии системы валидаторов отказаться от кондукторов и заняться более пристальным контролем оплаты проезда - организовать бригады контролёров, в том числе при участии полиции. Закон нужно менять в соответствии со здравым смыслом.

Есть также проблема в том, что только сотрудник полиции имеет право предпринимать какие-то действия по отношению к зайцу. У нас смешной штраф за безбилетный проезд - 500 рублей. На самом деле штраф должен быть равен стоимости месячного билета. А потом представьте себе: что тётенька-кондуктор может предпринять против зайца? Да ничего, если заходит здоровенный пьяный амбал, который просто отказывается платить. При той обстановке, которая у нас сейчас существует в обществе, пассажирам этот амбал будет безразличен или они начнут его защищать.

Если мы хотим всё делать по инструкции и на каждый чих ждём очередной государев закон, то так и будем ездить с кондукторами и валидаторами одновременно. Но самое печальное, что мы все за это платим посредством налогов. В итоге наши налоги уходят на содержание не транспорта, а армии людей, которые не создают ни товаров, ни действительно нужных услуг.

Иллюстрация : Настя Яровая

valid - действительный, имеющий силу, правомерный) - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом .

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.

Московский наземный транспорт

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

Ручной валидатор ПК-001

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например истек срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном маршруте уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Индикация работы валидатора

Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.

Другие города

В Красноярске с помощью пластиковой электронный карты льготные группы населения могут расплатиться за проезд в городском общественном транспорте с начала 2008 года, все остальные граждане - с ноября 2010 года . Кондукторы всех автобусов, троллейбусов, трамваев имеют переносные ридеры (валидаторы). Пополнить карты можно через многофункциональные платёжные терминалы, а также в городских отделениях почтовой связи.

В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.

В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В Екатеринбурге с конца 2009 года введена транспортная карта "Е-карта". Система введена во всех троллейбусах, трамваях и автобусах города. Валидаторы находятся у кондукторов либо установлены на вертикальном поручне на задней площадке. Также валидаторами оснащены и некоторые из маршрутных такси. Возможна оплата проезда и обычным способом. с 2012г. оператор МегаФон запустил услугу по оплате проезда с мобильного телефона в городском транспорте Екатеринбурга. Правда, сначала такой сервис был реализован лишь в Екатеринбургском метро, но теперь такая возможность появилась и в наземном транспорте. Благодаря новой услуге МегаФона, оплачивать проезд с мобильного телефона можно во всех видах наземного общественного транспорта Екатеринбурга, на ряде коммерческих маршрутов, а также на всех станциях Екатеринбургского метрополитена - везде, где принимается "Е-карта".

В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.