Реформы С.Ю. Витте: задачи, направления и результаты

Сергей Юльевич ВиттеСЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИТТЕ
Сергей Юльевич Витте (18491915) - граф (1905),
российский государственный
деятель, почетный член
Петербургской АН (1893).
Министр путей сообщений в
1892, финансов с 1892,
председатель Кабинета
министров с 1903, Совета
Министров в 1905-06.
Инициатор введения винной
монополии (1894), проведения
денежной реформы (1897),
строительства Сибирской ж. д.

Задачи реформ

ЗАДАЧИ РЕФОРМ
ПООЩРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПООЩРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ,ПООЩРЕНИЕ ВЫВОЗА
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕНЕГ В КАЗНЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО
КАПИТАЛА В РОССИЮ

Реформы в налоговой системе

РЕФОРМЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
В 1893 году доходы государства превысили расходы
на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть
достигнуто только благодаря увеличению налогов. В
частности, при Витте была окончательно отменена
подушная подать в земледельческих районах Сибири,
оборонная подать приняла форму раскладочного
налога. Но главное – Витте предпринял попытку
реформирования торгово-промышленного
обложения. Витте начал
реформу с того, что увеличил промысловый
налог с трёх процентов до пяти.
Доходы казны сразу увеличились
на 5 млн. рублей.

Введение винной монополии

ВВЕДЕНИЕ ВИННОЙ МОНОПОЛИИ
По инициативе Витте в 1894 году была введена
государственная монополия на торговлю крепкими
спиртными напитками. Основная суть питейной монополии
заключается в том, что никто не может продавать вино кроме
государства, производство вина должно быть ограничено
теми размерами, в каких его покупает государство, а
следовательно и теми условиями, на которых будет
настаивать государство. Реформа возымела положительный
результат.
При Витте винная монополия давала около
миллиона рублей поступлений в день и именно
при нем бюджет страны окончательно стал
строится на спаивании населения.

Реформы в железнодорожном хозяйстве

РЕФОРМЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
В 1889 г. было издано Временное положение о
железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное
дело было поставлено под государственный контроль. В
дальнейшем Витте публиковал новые редакции
положение и, маневрируя тарифными ставками, менял
направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи
экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые
отрасли промышленности от конкурентных импортных
товаров, то есть, поддерживая отечественного
производителя. Другое направление реформирования
железнодорожного хозяйства
при Витте – выкуп убыточных
железных дорог государством.

Денежная реформа

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА
Рубль стал одной из
стабильнейших валют мира.
Реформа укрепила внешний и
внутренний курс рубля,
улучшила инвестиционный
климат в стране,
способствовала привлечению в
экономику отечественных и
иностранных капиталов.
С началом Первой мировой
войны в 1914 обмен денег на
золото был прекращён; все 629
миллионов золотых рублей
исчезли из обращения.
Она способствовала
интеграции России в систему
мирового рынка.
Золотой империал 1897 года
1 рубль образца 1898 года

Реформы в сфере аграрного сектора экономики

РЕФОРМЫ В СФЕРЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ
Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах
сельскохозяйственной промышленности, Витте
смог глубже осознать значение крестьянского
вопроса и возможности его решения. По
принятому на его заседании решению, царь
утвердил сеть созданных при нем губернских и
уездных комитетов.
Кроме отмены в 1903 году
круговой поруки за внесение
прямых налогов, Витте мало
что сделал на министерском
посту против общины.

Реформы в промышленности

РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
При нем к 1900 году были учреждены и
оснащены оборудованием 3 политехнических
института, 73 коммерческих училища,
учреждены или реорганизованы несколько
промышленно-художественных заведений,
в том числе знаменитое
Строгановское училище
технического рисования,
открыты 35 училищ
торгового мореплавания.

10. Результаты реформ

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ
В результате экономических реформ, проведенных
С.Ю. Витте, произошло не только укрепление
финансов и рубля, но и были созданы условия для
бурного промышленного подъема. Политика
ускоренного развития промышленности за счет
мобилизации внутренних ресурсов, привлечения
иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения
экспорта привела к увеличению промышленного
производства за 90-е годы XIX в. в 2-3 раза.
Россия приблизилась к
индустриально развитым
странам.

11. Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Соболев М.Н. Таможенная политика России
во второй половине XIX в. Томск, 1911. С.
356.
2. Лутохин Д.А. Граф С.Ю. Витте как министр
финансов. Пг., 1915. С. 6.
3.Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич
Витте// Вопросы истории, №8, 1990.
4. Юровский Л. На путях к денежной
реформе", Москва, 1924 г.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ «СИСТЕМЫ ВИТТЕ»

Вступив на пост министра финансов Витте сначала пытался придерживаться курса своего предшественника, но вскоре стал отступать от него по соображениям чисто прагматическим. Освоившись на новом посту, он направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа, исследованию взглядов которого Витте посвятил брошюру «Национальная экономия и Фридрих Лист». Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с точки зрения этой практики пореформенных десятилетий послужил отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной ее задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства. Это должно было, по его мнению, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

Став министром финансов С.Ю. Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 млн. рублей, при этом расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли. Сначала он думал получить дополнительные средства просто за счет увеличения объема выпуска денег, но эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогообложения. Не малую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававших до четверти всех поступлений в казну. Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5-и и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг на французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 - 1896 гг., которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 млн. рублей. Это позволило укрепить конвертируемость русской валюты и обеспечить приток в страну иностранных капиталов. Вопрос о денежной реформе в то время был одним из наиболее сложных. В финансовом комитете ни один из членов не знал, как проводить металлическую денежную реформу, не было толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, металлическое обращение имело скорее теоретических, а не практический характер. По воспоминаниям самого С.Ю. Витте: «Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло никакого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение основанное только на одном золоте или же может быть введено денежное обращение основанное на серебре или же ни совместном обращении денег двух металлов…».

Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. Критика была такой ожесточенной, что фактически встал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России. Витте не отказался от своей идеи, хотя ему неоднократно пришлось корректировать свой курс на индустриализацию страны, развивая его и дополняя новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие страны министр рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогообложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, а также за счет активации русского экспорта. Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов, в российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х гг. ХІХ в., с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40 % всех действующих к началу ХХ в. предприятий и было построено столько же железных дорог, в т.ч. великая транссибирская магистраль. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам Запада.

Вместе с тем, следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, т.к он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционного абсолютистского режима. Вся политика С.Ю. Витте была подчинена одной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы. Витте был ярым сторонником самодержавия, неограниченную монархию он считал лучшей формой правления для страны. С этой же целью он начал разработку крестьянского вопроса, сознавая, что расширить покупательную способность внутреннего рынка можно только за счет капитализации сельского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. Излагая свою программу Витте был обязан исходить из противоречивых установок Николая II, согласно которым, с одной стороны, в основу трудов должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины 10 . Поэтому в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

События начала ХХ в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией. Экономическая «система» Витте явно пошатнулась, это дало возможность его противникам постепенно оттеснить министра финансов от власти. В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом, его сняли с должности министра финансов и назначили на пост председателя Комитета министров. По сути это была «почетная отставка».

Конца 19 - начала 20 века. Она укрепила рубль не только в нашей стране, но и во всем мире благодаря установлению его свободного обмена на золото. Причиной ее проведения стала неустойчивость денежной системы в России в конце столетия. Однако после "оздоровления" рубля престиж отечественной экономики существенно повысился, что привело к росту инвестиций и притоку иностранного капитала.

Причины

Финансовая реформа Витте была вызвана необходимостью создания устойчивой валюты, в которой так нуждались возникшие на рубеже столетий монополистические объединения в нашей стране. Дело в том, что в рассматриваемое время в России под влиянием основных тенденций мировой экономики стали появляться крупные монополистические объединения, такие как картели и синдикаты. Для крупных денежных сделок требовалась такая валюта, которая сохранила бы ценность финансовых капиталов.

Поначалу правительство пыталось решить проблему с помощью выпуска так называемых лишних бумажных денег, однако это не помогло. К концу века стала очевидной необходимость введения Финансовая реформа Витте проводилась по западноевропейскому образцу. Дело в том, что золотомонетный стандарт был введен во многих странах Европы в связи с возникновением единого мирового рынка. Россия активно вела внешнюю торговлю, и поэтому так же, как и ее партнеры, нуждалась в аналогичной денежной системе.

Цель

Царское правительство было заинтересовано в том, чтобы развивать страны. Последнему обстоятельству сильно препятствовал тот факт, что рубль, несмотря на то что был конвертируемой валютой, тем не менее не был достаточно крепким для того, чтобы служить эквивалентом обмена.

Иностранные предприниматели часто не решались продавать свои номиналы, так как он не был обеспечен золотом. Финансовая реформа Витте преследовала цель преодолеть этот барьер и поставить рубль на один уровень с европейскими денежными единицами. Это должно было привлечь и вложения в отечественную экономику.

Подготовительные меры

Финансовая реформа Витте, дата которой - 1897 год, была подготовлена его предшественниками. Бунге и Вышнеградский понимали слабость бумажной денежной системы и пытались заменить ее металлическим стандартом. Оба хотели сделать отечественный рубль достаточно крепким для того, чтобы он свободно обменивался не только на серебро, но и на золото. Для достижения этой цели они поставили задачу создать запас этого ценного металла, проводя делая иностранные займы, а также ограничивая импорт и увеличивая экспорт товаров.

Таким образом, еще до прихода Витте на пост министра финансов курс отечественной валюты был стабилизирован. К году проведения реформы золотой запас нашей страны достиг более 800 миллионов рублей. Государственный банк при новом министре ввел в оборот иностранную валюту и прекратил спекулятивные действия на кредитном рубле.

"Оздоровление" экономики

Проведение финансовой реформы Витте было естественным продолжением политики его предшественников, которые своими мерами добились твердой фиксации рубля и прекращения биржевых спекуляций. Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки для введения золотого стандарта. Запас этого драгоценного металла, стабильный валютный курс, правильно сформированный бюджет, развитие внешней и внутренней торговли, независимая работа министерства финансов способствовали "оздоровлению" отечественной экономики и стали стимулом к рывку в промышленном развитии, которого достигла Россия к началу Первой мировой войны.

Политика министра финансов

Сергей Юльевич Витте в течение десяти лет занимал этот пост и в течение данного периода добился немалого. Благодаря его усилиям было ускорено железнодорожное строительство, заключен выгодный торговый договор с Германией, введена винная монополия, которая стала важным источником пополнения государственного бюджета. Благодаря его денежной реформе оборот золота резко увеличился, а количество бумажных единиц упало, что, разумеется, повысило престиж российской экономики на мировом рынке.

Сергей Юльевич Витте добился "оздоровления" отечественной финансовой системы, которая была надежной вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Впрочем, следует отметить, что многие современники были недовольны отменой биметаллического обращения в стране, так как основная масса населения стала испытывать острый недостаток в денежных единицах, что отрицательно сказалось на их покупательной способности.

Золотой стандарт

Данное понятие означает признание золота основным денежным товаром и единственным эквивалентом ценностей. Преимущество данной системы заключается в том, что она не подвержена инфляции. В случае падения экономической активности этот ценный металл оседал в руках современников, когда же ситуация стабилизировалась, он снова пускался в обращение. Финансовая реформа Витте 1897 года в первую очередь была выгодна для развития внешней торговли, так как облегчала оплату сделок. Введением золотого стандарта были очень недовольны помещики и дворяне, зато предприятия отечественной буржуазии получили новый толчок для развития во многом за счет экспорта хлеба, что увеличивало доходы.

Первые меры

Финансовая реформа Витте, причины которой были вызваны нестабильностью денежной системы второй половины 19-го столетия, началась с указа императора 1895-го года, который разрешал оплачивать сделки золотой отечественной валютой или кредитными билетами по ее курсу. Однако новые денежные номиналы довольно медленно входили в оборот. Поэтому Государственный банк принял решение покупать золотую монету по неплохой цене - 7 рублей 40 копеек.

Последняя мера способствовала стабилизации соотношения между бумажной и металлической денежными единицами. В 1897 году правительство приняло решение ввести в России золотое обращение. Монеты из данного металла начали чеканиться с 1897-го года. Первые из них были достоинством в 5 и 10 рублей. Также выпускались империалы (15 рублей) и полуимпериалы, которые составляли половину их стоимости. Однако показателен тот факт, что большинство населения по-прежнему отдавало предпочтение бумажным деньгам, так как их было легче хранить на руках.

Последствия

Финансовая реформа Витте, итоги которой оказались в целом очень положительными для отечественной промышленности, готовилась в строгой секретности, поскольку ее разработчики не зря опасались противодействия придворных кругов и поместного дворянства. Дело в том, что введение золотого стандарта укрепило позиции российской буржуазии, однако привело к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. После начала реформы ее инициаторы подверглись резким нападкам общественности.

Однако Витте заручился поддержкой императора и специального финансового комитета и добился утверждения своего проекта. В результате курс рубля стабилизировался, и отечественное предпринимательство получило новый импульс для развития. Позиции отечественной экономики на мировом рынке укрепились, что вывело российскую промышленность на новый уровень. Одним из недостатков реформы является увеличение долга России из-за привлечения иностранного капитала, однако стоимость заимствования упала.

Кроме того, в ходе проведения реформы произошло увеличение государственного имущества за счет создания золотого запаса и приобретения железных дорог в собственность казны. Успеху способствовала умелая бюджетная политика Витте, который отказался от экономии государственных средств. Этой бережливости он противопоставил финансовую активность, способствуя включению капиталов в промышленный оборот. Итак, укрепила российскую экономику и вывела ее на мировой уровень.

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность: 080507 «Менеджмент организации»

Контрольная работа

по дисциплине «История отечества»

Тема: «Реформы С. Ю. Витте»

Студента 1 курса

г. Пермь

2008 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3 с

    Реформы в налоговой системе ……………………………………………4 с

    Винная монополия………………………………………………………….6 с

    Железная дорога…………………………………………………………….7 с

    Денежная рефррма………………………………………………………….8 с

    Деятельность Витте в сфере аграрной экономики………………………..7 с

    Промышленность…….……………………………………………………..9 с

Заключение………………………………………………………………….12 с

Список литератры………………………………………………………13 с

Введение

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX века доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращения возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.

В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского Витте стал его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. Промышленность, строительство и железные дороги в 90-х годах активно развивались. Этому в какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 и последовавшего за ним голода. Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного распада. В этой обстановке появился на политической сцене С.Ю. Витте. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны.

  1. Реформы в налоговой системе

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

поземельный налог

налог с недвижимости

налог на денежные капиталы

квартирный налог

промысловый налог

Главный бич всех этих налогов – обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении (см. выше) на другие, более современные методы.

Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»

После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.

Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов (с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта — с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок — с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза — на 50%, патентного табачного сбора — на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов), то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

Так же был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение.

Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.

    Винная монополия

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли «пьяным бюджетом». Вопреки заверениям власти и обслуживавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. Наоборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное — появилась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

    Железная дорога

Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта в первую очередь сети железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение, способссерествовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Действительных финансовых успехов кампания по расширению железнодорожной сети не принесла, поскольку все доходы были направлены на строительство новых дорог. Но государственный ум Витте отлично осознавал зависимость развития экономики страны от транспортных проблем державы.

Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного капитала). Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном владении Наиболее интенсивно железнодорожная сеть развивалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX века железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. Основновные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам. Установились единые тарифы грузовых и пассажирских перевозок, что значительно упростило жизнь пассажиров и грузоотправителей.

Железнодорожное строительство тесно связало Россию с Европой.

    Денежная реформа

В 1897 была проведена денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля.

Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции.

Законом от 8 мая было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. (с - 7 руб. 50 коп.).

К Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).

29 августа был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в обмен денег на золото был прекращен.

5. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики

Нарастание противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрных преобразований в подъеме общественных производительных сил России. Витте не раз обращался к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление со стороны наиболее консервативных слоев дворянства. Объясняя создавшееся положение, он обращается к истории развития аграрных отношений после 1861 г. Он отмечает, что повсеместно можно было арендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Отсюда стремление крестьян бросить надел.

Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности его решения. Создание такого органа во многом было обусловлено нарастающим подъемом крестьянского движения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных комитетов. Всего было создано 82 губернских и областных комитета и 536 уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тыс. человек. Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было 66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам при доле крестьян 17%.

Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохранении общины. Он утверждал, что суть крестьянского вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих владений. Призывая к свободному выделению крестьян из общины, Витте говорит о том, что целесообразно содействие выделяющимся из общины со стороны правительства и общества. Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры по новому обустройству крестьянского быта, способствующие в целом перелому в этом деле, вызвали сопротивление дворянского сословия. Витте пришлось отстранить от руководства работой Особого совещания. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины. Прошло всего полтора года и П. Столыпин приступил к реализации заложенных и обоснованных Витте предложений. Поэтому Витте всегда считал, что Столыпин «обокрал» его и не мог писать о нем без личной неприязни.

6. Промышленность

На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отрослях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.

Однако развитие капитализма в России имело ряд особенностей. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия.

Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным производством.

Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами – северо-западный (Петербург-Прибалтика), центральный (вокруг Москвы), южный (Украина) и др. – продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний восток, Средняя Азия.

Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом отношении. Здесь было занято свыше половины промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Однако отечественное машиностроение было слабо развито.

Для России было особенно характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов. Правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.

Недостаточность отечественных капиталов вызвало интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы, возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительных отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III политика правительства в этой области, отражая общую направленность социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки» .

Рост забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством его несостоятельности прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.

Развитие промышленности в 90-е годы характеризовалось очень высокой степенью концентрации производства и рабочей силы. Так, на рубеже XIX и ХХ вв. 5 доменных заводов давали более 25% общероссийской выплавки чугуна; 5 крупнейших нефтяных фирм — 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт — свыше 2/3 всей угледобыче в стране; 8 крупнейших сахарозаводчиков сосредотачивали в своих руках 54 сахарных завода — 30,3% всех заводов и 38% всего производства сахара в стране

Заключение

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. Российское общество было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. Патриархально-общинный менталитет и наивный монархизм большинства населения мешали активному восприятию коренных перемен в экономике страны. Сложились резкие диспропорции по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с преодолеваемой застойностью сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий, ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.

Несмотря на высокий темп развития капитализма во второй половине XIX века, модернизация России растянулась на довольно длительный срок и сохраняла догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени.

Список литературы

1. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте// Вопросы истории, №8, 1990.

2. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах.- Т.1.,М., 1960, 194 с.

3. Дейкин А. Великий эконом самодержавия: 100 лет назад завершилась денежная реформа С.Витте // Новое время. 1997 г.

4. Корелин А. П. Краткое пособие по истории, М: «Высшая школа», 1992.

5. Корелин А. П. Витте-финансист, политик, дипломат , серия: « Портреты «. М., Терра.1998

6. Министерство Финансов 1802 — 1902. Юбилейное переиздание к 2002 году. СПб., 2002.

7. Юровский Л. На путях к денежной реформе», Москва, 1924 г.

8. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России6 Учебник. – 2-е изд.. перераб и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г. – 520 с.

Выдающий русский государственный и политический деятель Сергей Юльевич Витте (1849-1915), талантливый реформатор, обладающий стратегическим мышлением и политической дальновидностью, всю свою жизнь посвятил служению Отечеству.

Его вклад в развитие страны огромен. Получив высшее образование, С.Ю. Витте начал карьеру с должности кассира на Одесской железной дороге. Около двадцати лет жизни Витте посвятил службе на частных железных дорогах, досконально изучив эту прибыльную отрасль экономики.

В 1889 году Сергей Юльевич стал государственным чиновником, заняв должность начальника Департамента железнодорожных дел. Карьера Витте шла вверх: через три года он министр путей сообщения, а с осени 1892 по 1903 год - министр финансов.

На всех занимаемых им должностях Сергей Юльевич проводил политику, направленную на развитие российской промышленности и экономики.

Основные направления деятельности С.Ю. Витте

Внутренняя политика:

  • стабилизация рубля;
  • политика протекционизма;
  • введение винной монополии;
  • развитие индустриального производства;
  • форсирование строительства Транссибирской магистрали и КВЖД;
  • жесткая налоговая политика;
  • подготовка реформ, осуществленных П.А. Столыпин ым;
  • Манифест 17 октября 1905 года;
  • создание Государственной думы.

Внешняя политика:

  • торговый договор с Германией;
  • оборонительное соглашение с Китаем;
  • дипломатическая деятельность, направленная на расширение влияния России в дальневосточном регионе.

С.Ю. Витте был убежденным монархистом, но некоторые его реформы были восприняты как излишне либеральные и не получили поддержки у Николая II и консервативных кругов. Но именно благодаря реформам С.Ю. Витте к началу 1910-х годов Россия по темпам развития промышленности вышла на первое место.

Итоги деятельности С.Ю. Витте

  • укрепление российской государственности;
  • значительная регулирующая роль государства;
  • развитие промышленности, рост экономики страны;
  • привлечение в Россию иностранного капитала;
  • заключение мирного договора с Японией.