Оптимизируй это: что дали и отняли поправки в НК РФ о налоговой выгоде. Вступают в силу поправки к нк рф, прямо запрещающие схемы занижения налоговых выплат Специальные судебные доктрины

Россия вошла в число стран, в которых прямо запрещено создавать схемы ухода от налогов. Президент России Владимир Путин вчера подписал изменения в Налоговый кодекс (НК) РФ, устанавливающие законодательный запрет на создание схем уклонения от налогообложения. НК в новой редакции будет содержать список недобросовестных действий налогоплательщиков, при которых Федеральная налоговая служба (ФНС) будет отказывать в признании расходов и вычетов из налоговой базы,— добросовестные и недобросовестные действия объединяются теперь не формальными критериями, а принципом реальности операций налогоплательщика. Резкие изменения в правоприменении поправки к НК вряд ли вызовут — создание схем «налогового злоупотребления» ограничивается в судебной практике с 2006 года в концепции «необоснованной налоговой выгоды».

Поправки к НК, подписанные вчера президентом Владимиром Путиным, прямо провозглашают запрет на создание схем юридического оформления деловых операций, целью которых является умышленное снижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов. Таким образом, Россия вошла в число стран, начавших реализацию рекомендаций ОЭСР по ограничению размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (план BEPS) непосредственно в налоговое законодательство. С этого момента в РФ формально заканчивается эпоха легальности схем занижения налоговой базы, широко распространенных в 1991-2006 годах: НК теперь прямо объявляет незаконными операции, направленные на снижение налоговой базы. До последнего времени формально закон изобретать схемы не запрещал, незаконными их признавал лишь суд в каждом конкретном случае.

Напомним, поправки к НК, которые Минфин и ФНС формулировали несколько лет, были впервые внесены в Госдуму в 2014 году, однако нечеткость в них критериев отнесения отдельных операций к незаконным остановила их принятие. В новой версии законопроект был внесен в Госдуму весной 2015 года председателем бюджетно-налогового комитета Андреем Макаровым, депутатом Сергеем Чижовым и сенатором Ефимом Малкиным. Законопроект обсуждался в экспертном совете при бюджетно-налоговом комитете, в финальной версии в третьем чтении он был принят 7 июля.

К этому времени поправки к НК приобрели концептуальное оформление, по словам первого заместителя главы ФНС Сергея Аракелова. Были сняты последние разногласия по реализации принципов новой ст. 54-1 НК, в частности бизнес настоял на том, что сами по себе проблемы контрагента по сделке (например, неустановленность лица, подписавшего контракт, нарушение контрагентом законодательства) не должны быть для ФНС основанием для отказа в вычете или учете расходов налогоплательщика. Единственным критерием незаконности операции, влияющей на налоговую базу, в этом смысле является нереальность ее выполнения контрагентом. Это не формальный, а содержательный критерий, и весьма важный: по сути, он определяет, что на объем уплачиваемых налогов в общем случае влияет только бизнес-деятельность налогоплательщика, но не юридическое оформление им этой деятельности, направленное на поиск способов неуплаты той или иной суммы налогов.

Напомним, по факту большая часть бизнеса в РФ уже живет в этой реальности: с 2007 года, после выхода постановления пленума Высшего арбитражного суда от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», «налоговая оптимизация» последовательно запрещалась судебной практикой. Нынешние поправки к НК формализуют тот же подход, но уже на уровне законодательства. Принцип необходимости доказательств «умышленности» действий налогоплательщика в НК из судебной практики перенесен. Поправки к НК исключают применяемый ранее судами и критикуемый деловым сообществом принцип «непроявления должной осмотрительности» налогоплательщиком и заменяют его более точным и понятным принципом: любая сделка, влияющая на уплату налога, должна быть совершена заявленным непосредственным контрагентом. Это окончательно закрывает возможность самой распространенной схемы занижения налоговых обязательств — использования фирм-однодневок: если юридическое лицо—контрагент не выполняло или не могло выполнить контракт, за который получило оплату, у такой сделки не может быть налоговых последствий в виде занижения обязательств на налоговые вычеты и расходы.

Несмотря на то что практику работы ФНС происходящее радикально не поменяет, поправки к НК в теории должны вызвать сокращение и маргинализацию бизнеса, связанного с искусственным занижением налоговой базы, и рост бизнеса, связанного с репутационным анализом. Кстати, ФНС с 25 июля 2017 года открывает на своем сайте основные данные по всем юрлицам РФ — регистрационные данные, численность персонала, уплаченные налоги, доходы и расходы (они уже не являются налоговой тайной). В целом же стратегия «цифровизации» налоговой службы, реализуемая ФНС, уже сейчас вызывает рост спроса на внешние и внутренние аналитические инструменты для компаний по оценке контрагентов.

Дмитрий Бутрин
Все уходы записаны

Минимизация налогообложения — это снижение налоговых платежей организации, достигаемое путем применения специальных финансовых механизмов, таких как: налоговые льготы, специальные режимы, а также иные не запрещенные законодательством способы.

Минимизацию налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей следует начинать с выбора системы налогообложения.

Сельскохозяйственные предприятия – организации и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) –должны начинать налоговое планирование и налоговую минимизацию с определения налоговых обязательств перед государством, которые возникают в результате их деятельности. По отношению к характеру налогообложения всех их можно подразделить на сельскохозяйственных товаропроизводителей и не относящихся к таковым. Единственным критерием, по которому происходит такое разделение, является структура выручки (доходов) от реализации товаров, работ, услуг. Если на долю сельхозпродукции приходится не менее 70% общей суммы выручки, то предприятие имеет статус сельхозтоваропроизводителя. В этом случае у него есть выбор — применять общий режим налогообложения или переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Сельхозтоваропроизводители в настоящее время имеют льготы по налогу на прибыль организаций, а также по транспортному налогу, в то же время в отношении налога на имущество организаций произошли изменения. Теперь он исчисляется на основании главы 30 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в которой льгот для предприятий сферы АПК не прописано. Однако законами субъектов РФ такие льготы могут предусматриваться (ст.372 п.2 НК РФ). Кроме того, будут использоваться, как и прежде, более низкие налоговые ставки по единому социальному налогу, по налогу на добавленную стоимость.

Относительно крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо добавить, что по общей системе налогообложения доходы, полученные их членами от производства и реализации сельскохозяйственной продукции (включая продукцию ее переработки) не облагаются ЕСН и налогом на доходы физических лиц в течение первых пяти лет после их создания при условии, что ранее в отношении этих лиц эта льгота не применялась.

Единый сельскохозяйственный налог представляет собой специальный налоговый режим, более льготный и упрощенный. Он введен на всей территории Российской Федерации с 1 января 2004 г.

Заметим, что это совершенно новая редакция главы 26.1 НК РФ, радикально отличающаяся от предыдущей; она принята взамен прежнего варианта, оказавшегося нежизнеспособным. Прежде всего, для введения единого сельскохозяйственного налога не требуются законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации, так как он имеет федеральный статус и действует в России по единым правилам, изложенным в главе 26.1 НК РФ. Кроме того, переход на этот льготный режим налогообложения осуществляется добровольно. Новый вариант ЕСХН предполагает значительное сокращение налоговой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей — организаций и индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств).

Для организаций ЕСХН заменяет собой следующие налоги:

— налог на прибыль организаций; — налог на добавленную стоимость (НДС);

— налог на имущество организаций; — единый социальный налог (ЕСН).

Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет собой следующие налоги:

— налог на доходы физических лиц (в отношении доходов самого предпринимателя от предпринимательской деятельности);

— налог на добавленную стоимость; — налог на имущество физических лиц, используемое для осуществления предпринимательской деятельности;

— единый социальный налог.

При этом и организации, и индивидуальные предприниматели уплачивают, как обычно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — на страховую и накопительную части пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Другие налоги, в том числе налог на землю, уплачиваются в общем порядке. Подоходный налог также удерживается из выплат работникам и перечисляется в бюджет по общим правилам.

Таким образом, наиболее существенные по размерам налоги, такие, как НДС и ЕСН, не уплачиваются при применении ЕСХН. Сам же ЕСХН уплачивается в размере 6% от величины доходов, уменьшенных на величину расходов.

Перейти на режим уплаты ЕСХН имеют право организации и индивидуальные предприниматели — сельскохозяйственные товаропроизводители. Как уже отмечалось, критерий отнесения к таковым один — структура выручки. Остановимся на этом более подробно.

не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, имеющие филиалы и представительства; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в течение всего налогового периода (календарного года), из чего следует, что перейти на общий режим налогообложения с режима уплаты ЕСХН можно только с начала года.

Если по результатам года, когда применялся режим ЕСХН, оказалось, что указанное выше соотношение выручки не соблюдается, то налогоплательщик должен произвести перерасчет сумм налогов исходя из общего режима налогообложения, то есть организация должна уплатить налоги: ЕСН, НДС, налог на прибыль, налог на имущество за весь год с учетом уже уплаченных сумм ЕСХН. Сообщить об этом факте в налоговый орган следует до 20 января следующего года, при этом пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов не уплачиваются.

Состав расходов, принимаемых для расчета налоговой базы по ЕСХН, представлен в п.2 ст.346.5 НК РФ. В них включаются: материальные расходы, расходы на оплату труда, арендная плата, суммы НДС по приобретаемым товарам, суммы перечисленных в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и другие. Порядок признания доходов и расходов аналогичен тому, который действует для исчисления налога на прибыль, причем применяется «кассовый метод».

Особым образом учитываются расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов. Если основные средства приобретены в то время, когда применялся режим ЕСХН, то затраты на их приобретение целиком относятся на расходы в момент ввода основных средств в эксплуатацию, а амортизация по ним не начисляется. Это может служить хорошим стимулом для организаций, осуществляющих капитальные вложения. Нужно только соблюдать условие, чтобы эти основные средства не были реализованы (переданы) в течение периода времени, определенного п.4 ст. 346. 5 НК РФ в зависимости от срока их полезного использования.

Если основные средства приобретены до перехода на ЕСХН, то отнесение их на расходы производится в зависимости от срока полезного использования, определяемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Остаточная стоимость их списывается на расходы следующим образом:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно — в течение первого года уплаты ЕСХН;

в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение первого года — 50% стоимости, второго года — 30%, третьего года — 20% стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет равными долями от их остаточной стоимости.

При этом в течение года соответствующие доли остаточной стоимости включаются в расходы двумя равными долями в последний день 1 полугодия и в конце года.

Аналогичным образом относится на расходы стоимость нематериальных активов.

В качестве «плюса» нужно также отметить, что если за налоговые периоды, когда применялся ЕСХН, были получены убытки (по итогам года), то они могут быть перенесены на уменьшение налоговой базы по ЕСХН в следующие 10 лет после их получения. При этом убыток (его часть) не может уменьшать налоговую базу более чем на 30% в налоговом и отчетном периодах.

Переход на уплату ЕСХН ведет к сокращению не только сумм налоговых платежей, но и количества учетных операций, что можно наблюдать, например, при начислении заработной платы. Поскольку единый социальный налог не уплачивается, то рассчитать для каждого работника нужно только сумму удерживаемого подоходного налога и взносы в Пенсионный фонд на накопительную и страховую части пенсии и соответственно перечислить их. При применении общей системы налогообложения к этому добавляются еще расчет и учет по каждому работнику единого социального налога в части федерального бюджета, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования — федерального и территориального, а также перечисление рассчитанных сумм налога.

Немаловажным обстоятельством является и то, что представление декларации и уплата ЕСХН производится всего два раза в год:

по итогам налогового периода (года): организациями — до 31 марта следующего года, а индивидуальными предпринимателями — до 30 апреля.

Таким образом, весь процесс взимания налога значительно упрощается. Сокращается объем налоговой отчетности, а, следовательно, уменьшаются и затраты на ее формирование. Снижаются налоговые риски, связанные с допускаемыми ошибками при исчислении большого количества налогов по непростым правилам нашей налоговой системы.

Малые предприятия и предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения по желанию (гл.26.2 НК РФ), если общий размер выручки за год не превышает 15 млн. руб. без учета НДС, а средняя численность работников — не более 100 человек, притом доля непосредственного участия в них других организаций составляет не более 25 %, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. Однако этот режим не столь выгоден, как ЕСХН. Ставка налога, применяемая к доходам, уменьшенным на величину расходов, составляет 15% (а по ЕСХН — 6%). При упрощенной системе применяется налоговая ставка 6%, если объект обложения — доходы. Если организация или индивидуальный предприниматель не имеют статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при несоблюдении указанной доли сельхозпродукции не менее 70% в выручке, но имеют не-большой масштаб деятельности, то упрощенная система налогообложения может быть использована, и она оказывается намного выгоднее, чем общая.

Таким образом, знание систем налогообложения, рациональный выбор нужной системы и правильное использование ее преимуществ при соблюдении необходимых условий способны существенно снизить налоговую нагрузку, упростить процесс исчисления и уплаты налогов, сократить объем отчетности и связанных с этим ошибок и затрат.

В силу вступили поправки к НК РФ, определяющие пределы законной и незаконной оптимизации налогов. РБК проанализировал, как новые правила повлияют на налогоплательщиков и придется ли бизнесу перестраивать налоговую политику

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

В конце прошлой недели вступили в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), дополняющие его новой статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которые устанавливают пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов. По сути поправки определяют, что считать обоснованной и необоснованной налоговой выгодой.

Необоснованной налоговая выгода будет считаться, если она получена в результате искажения сведений в учете или отчетности налогоплательщика. Если искажений нет, получение налоговой выгоды считается обоснованным при соблюдении одновременно двух условий. Первое — основной целью сделки не является неуплата (или возврат) налога. Второе — сделка реальна: стороны свои обязательства по ней исполняют. Это, считают законодатели, будет препятствовать использованию налогоплательщиками фирм-однодневок.

Также поправками закрепляется в НК РФ отказ от формального подхода налоговиков к выявлению необоснованной налоговой выгоды. Если первичные документы подписаны неуполномоченным лицом, контрагент является нарушителем налогового законодательства или тот же экономический результат можно было получить при совершении иных сделок, теперь само по себе не должно говорить налоговикам о неправомерности налоговой выгоды.

Положения закона распространяются не только на налоги, но и на страховые взносы и сборы, им должны подчиняться и налоговые агенты. Установить обоснованность налоговой выгоды налоговый орган может только при проведении проверки, по выездным налоговым проверкам положения закона начали приниматься с 19 августа, по камеральным проверкам — с третьего квартала 2017 года.

До появления поправок ясных правил, которые бы четко проводили границу между законной оптимизацией и уклонением от налогов, в законодательстве не содержалось. Последние десять лет споры бизнеса с Федеральной налоговой службой рассматривались арбитражными судами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды. Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в судебную практику Высшим арбитражным судом (ВАС) в 2006 году (постановление пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами необоснованности получения налоговой выгоды»). Арбитражные суды в каждом рассматриваемом случае исследовали обстоятельства сделки и определяли, насколько действия компаний соответствуют формальным критериям, утвержденным ВАС России.

Чтобы оценить, как именно новые правила игры повлияют на взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков, решения арбитражных судов и в какой мере бизнесу придется перестраивать налоговую политику, РБК опросил юристов в области налогового права. Общая оценка — скорее со знаком «минус», хотя определенные плюсы, например отказ от формального подхода, эксперты все же отмечают. Юристы считают, что закон может негативно повлиять на бизнес: новая норма дает больше возможностей налоговым органам для доначисления налогов и сокращает число механизмов защиты для добросовестных налогоплательщиков. У ФНС — противоположная позиция.​

Долой формализм

Очевидный плюс поправок — теперь в НК РФ четко декларирован отказ от формального подхода к выявлению необоснованной налоговой выгоды. «Фактически уходят в прошлое те случаи, когда налоговая могла, например, отказать в возмещении налога налогоплательщику или отказать в признании расходов только потому, что в счете-фактуре пропущена запятая или допущена техническая ошибка. Закон ясно провозглашает приоритет реальности сделки над любыми ошибками, — рассказывал депутат, один из авторов поправок Андрей Макаров. — Теперь налогоплательщик не будет отвечать в тех случаях, если его контрагент не заплатил налоги».

Компании сталкивались с формальным подходом налоговых органов настолько часто, что ФНС даже пришлось издавать письмо, чтобы немного остудить пыл на местах, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Более 90% доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок приходилось на претензии к подписям на документах и сомнениям в добросовестности контрагентов, поясняет руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. «Суммы доначисления по выездным налоговым проверкам редко составляют менее 15 млн руб. Почти каждое решение по выездной налоговой проверке оспаривалось, причем до момента вынесения решения судом со счета компании уже списывались деньги, если денежных средств недостаточно, блокировались счета, и по сути деятельность компании была парализована», — говорит Маклозян.


Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Реальность сделки вместо «должной осмотрительности»

Исполнение обязательств контрагентом по сделке как подтверждение ее реальности вместо бесконечных проверок налогоплательщиком своих контрагентов как из числа поставщиков, так и из рядов покупателей (а именно это требовалось раньше) — тоже, по идее, должно быть в плюс налогоплательщикам, считают опрошенные РБК эксперты.

Последнее время сам факт контрактных отношений с фирмами-однодневками (о чем налогоплательщик может и не знать) зачастую рассматривался арбитражными судами как бесспорное доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

​«Тенденции в подходе судов к делам о необоснованной налоговой выгоде существенно ужесточились примерно с 2015-2016 годов — в настоящее время абсолютное большинство таких дел рассматривается не в пользу налогоплательщиков», — рассказывает руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. Такой разворот в арбитражной практике совпал по времени с упразднением Высшего арбитражного суда России. В августе 2014 года Высший арбитражный суд прекратил свою деятельность, и начала действовать учрежденная в это же время коллегия Верховного суда по экономическим спорам. До 2015 года ситуация была лучше. Если компании удавалось доказать, что она проявила должную осмотрительность (один из критериев добросовестности налогоплательщика, утвержденных пленумом ВАС РФ) при выборе контрагента, то суды при условии реального совершения сделки поддерживали налогоплательщика.

Характерным является в этом отношении дело компании «Метинвест Евразия» (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»). Она дважды — в 2015 и в 2017 годах — оспаривала решения налоговой инспекции о доначислении налогов. В обоих случаях компании вменялось получение необоснованной налоговой выгоды при заключении контракта с перевозчиком. Налоговая инспекция сочла оплаченные компанией транспортные перевозки фиктивными. Арбитражный суд Московского округа пришел к противоположным выводам. В первый раз суд встал на сторону «Метинвест Евразия», но уже в 2017-м поддержал налоговую инспекцию.

Еще один пример. В 2014 году компании из Башкирии «Опытный завод Нефтехим» (входит в число крупнейших налогоплательщиков) удалось выиграть в трех инстанциях судебный спор с Межрегиональной инспекцией ФНС о якобы скрытых налогах в размере более 120 млн руб. Налоговая инспекция тогда посчитала, что завод не приобретал химическое сырье (как было указано в отчетности), а при производстве использовал простую воду. Арбитражные суды тогда не нашли признаков получения компанией из Башкирии необоснованной налоговой выгоды. Однако коллегия Верховного суда по экономическим спорам решения судов отменила. Свое решение коллегия обосновала тем, что арбитражный суд не исследовал саму возможность исполнения сделки контрагентом завода.

Теперь, согласно поправкам, исполнения сделки контрагентом достаточно для получения обоснованной налоговой выгоды. Но юристы указывают на несколько серьезных «но»: реальность сделки в результате исполнения ее контрагентом еще надо будет доказать. По их мнению, от детальной проверки контрагентов налогоплательщикам уйти все равно не удастся.

ФНС может счесть выгоду необоснованной, если не будет доказано, что у контрагента есть необходимые для оказания услуги оборудование и персонал, приводит пример Диана Маклозян. Поэтому важно проверить контрагента перед заключением сделки, убедиться, что у него есть необходимые ресурсы для выполнения условий договора.

Теперь бизнес должен превентивно формировать защитные механизмы, соглашается управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»​Александр Лемчик. Чтобы у налоговых органов не возникло выводов о необоснованности налоговой выгоды, компаниям надо собирать «досье о реальности сделки»: фотоотчеты, протоколы встреч, переписка, контактные данные, коммерческие предложения, информация о внутренних тендерах при заключении контрактов, служебные записки о экономической, производственной, организационной необходимости заключения контрактов​. Юридически правильный документооборот и должная осмотрительность также сыграют в пользу налогоплательщика, уверен он.


Деловая цель вместо экономической целесообразности

Второе обязательное условие, при котором компании смогут учитывать расходы и вычеты из налоговой базы, — наличие деловой цели сделки, а не только желания оптимизировать налоги.

Концепция деловой цели достаточно распространена в налоговых правоотношениях европейских стран. Суть ее заключается в том, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов. «Поправки в НК РФ — это попытка законодателей ввести понятие деловой цели, которое перекочевало в российскую практику из зарубежной доктрины business purpose, легитимированной в 2006 году ВАС РФ», — говорит партнер юридической фирмы TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

В России попытки установить обязательность деловой цели как непременного условия признания расходов и вычетов делались неоднократно. Впервые эту концепцию предложили юристы компании Нaarmann, Hemmelrath & Partner, выигравшей еще в 2006 году конкурс администрации президента на разработку механизма разграничения законной и незаконной оптимизации налогов. Однако закрепить эту норму в кодексе законодатели тогда не решились.

Арбитражные же суды рассматривали деловую цель сделки как важное, но далеко не единственное условие права налогоплательщика на признание расходов.

Впрочем, юристы считают, что на практике при спорах с налоговиками поправка сильно ситуацию не изменит. Так, в поправках не описаны способы доказать, что основной целью совершения сделки не является неуплата налога, размышляет Диана Маклозян, а значит, эти вопросы опять будет решать суд. Например, если вы занимаетесь продажей продуктов, то расходы на закупку строительного оборудования вызовут вопросы у налоговой, приводит пример Маклозян. Поэтому надо четко понимать, как расходы связаны с вашей деятельностью и каким образом при проверке вы сможете доказать, что услуги были реально получены. «Скорее всего, ФНС РФ будет продолжать оспаривать экономическую целесообразность сделок налогоплательщиков. Ведь новые правила этого прямо не запрещают», — согласен и Марат Агабалян.

Иначе думает руководитель правового департамента ФНС России Олег Овчар: «Информация о нарушениях компанией налогового законодательства может быть самой различной. Вводить какие-либо ограничения по использованию этой информации для выявления нарушений по уплате налогов и возврате средств в бюджет никто не будет. Но экономическую целесообразность сделок мы не исследуем. Мы проверяем, во-первых, была ли сделка исполнена контрагентом, во-вторых, были ли обоснованы расходы по сделке, то есть послужили ли они достижению экономического результата. Вот и всё».​

НК РФ vs постановление пленума ВАС

Отдельный вопрос, который остается открытым, — как поправки НК РФ будут работать вместе с действующим постановлением пленума ВАС РФ, указывают опрошенные РБК юристы. Их мнения по этому поводу разошлись.

Так, Марат Агабалян считает, что поправки в Налоговый кодекс внесены с целью привести действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой. «Новая статья 54.1 НК РФ дополняет постановление пленума Высшего арбитражного суда, но принципиально нового ничего не вносит», — говорит он. Схожее мнение у Александра Ерасова: «Фактически новая статья (54.1 Налогового кодекса. — РБК ) представляет из себя сокращенную версию постановления ВАС №53». Но, оговаривается он, «со множеством пробелов и весьма нечеткой терминологией». Остается надеяться, продолжает Ерасов, что при рассмотрении споров в целях защиты добросовестного бизнеса арбитражные суды в дополнение к положениям новой статьи будут продолжать применять также и отсутствующие в ней положения постановления пленума ВАС».

​В новой статье отсутствуют и такие важнейшие гарантии, как презумпция добросовестности налогоплательщика, концепция должной осмотрительности и действительного экономического смысла сделок, добавляет Ерасов, которые устанавливались постановлением ВАС. ​Законодатель не построил новые рельсы, а проложил дополнительные пути налоговым органам, указывает и старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Олег Овчар видит совместную работу поправок и постановления пленума ВАС следующим образом: «Мы (налоговое ведомство. — РБК ) стремимся к прозрачности во взаимоотношениях с бизнесом. Новая статья 54.1 ввела в Налоговый кодекс два ясных и понятных условия признания расходов по сделке: реальность исполнения обязательств контрагентом и ее деловая цель. Эти условия основные. На их основании будут приниматься решения о признании либо непризнании расходов и вычетов. Прочие критерии, в том числе и упомянутые пленумом ВАС в постановлении №53, могут использоваться как дополнительные».

Бизнесу предписана бдительность

С учетом всего вышесказанного бизнесу стоит удвоить бдительность, резюмирует Александр Ерасов: «Новая статья 54.1 НК РФ предусматривает гораздо меньше механизмов для защиты прав добросовестного бизнеса по сравнению с постановлением ВАС №53 и гораздо больше возможностей для обоснования налоговыми органами произведенных доначислений».

Кроме того, закон пронизан новой терминологией, но не дает определения этих терминов, указывает Савин: «Например, не совсем понятно, что следует понимать под «искажением сведений о фактах хозяйственной жизни», «правами при исчислении налоговой базы». Это дает возможности для крайне широкой трактовки норм закона, считает юрист.

Также предпринимателям не стоит думать, что способы получения налоговой выгоды, не попадающие под действие норм нового закона, теперь легализованы, поясняет Денис Савин. Такие методы агрессивной налоговой оптимизации, как или привлечение офшорных компаний, действительно не попадают под действие новой статьи НК, объясняет он, но в суде ФНС все еще может доказать нелегальность этих схем, опираясь на все то же постановление ВАС.​

Отправить на почту

Заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

Что произошло?

Приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ужесточают налоговый контроль

Налоговый кодекс дополнен новой статьей, которая запрещает компаниям оптимизировать свои налоги за счет легальных налоговых схем (закон 163-ФЗ).

С 19 августа 2017 года налогоплательщиков ждет «приятный» подарок от государства в виде дополнительных ограничений по легальному сокращению (минимизации) налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ появилась новая статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» (Федеральный закон № 163-ФЗ от 18.07.2017).

В средствах массовой информации принятые поправки «рекламировались» как нововведение, упрощающее доказывание реальности сделок и осложняющее использование налоговых схем. Но вывеска «презумпция добросовестности» теряет смысл, если вдумчиво вчитаться в документ. На деле закон 163-ФЗ значительно усложнит доказывание того, что компания проводила сделки с целью получения прибыли, а не ухода от налогов.

Что это значит?

Любые способы налоговой оптимизации связаны с большим риском

Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.

Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок. Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.

Статья 54.1 НК РФ гласит:

Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Если данные обстоятельства отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму налога, но только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Все эти положения распространяются и на плательщиков сборов, и на плательщиков страховых взносов, и на налоговых агентов. То есть на всех.

Как следует из названия новой статьи Налогового кодекса, налогоплательщиков ограничат в правах по уменьшению налоговой базы . Ограничения, как нам видится, распространяются даже на вполне законные способы оптимизации.

Для этого инспекторам достаточно доказать, что:

    Сделка была нереальной;

    Сделка заключалась с целью ухода от налогов;

    Контракт исполнила не та компания (ИП), с которой налогоплательщик заключил договор.

После внимательного прочтения ст. 54.1 НК РФ можно сделать следующие выводы:

    Если раньше достаточно было собрать правоустанавливающий пакет на контрагента, тем самым проявив налоговую осмотрительность, то теперь этого будет мало. Теперь компаниям придется доказывать, что они не обладали информацией, например, о том, что у поставщика нет достаточных ресурсов для исполнения контракта (техники, складских помещений, персонала и пр.). Теперь компаниям нужно будет доказывать, что заключая тот или иной договор, они не преследовали цель «минимизации налога», а сделка заключалась с определенной деловой целью.

    Налоговые органы будут «влезать» в заключаемые сделки с точки зрения бизнеса, доначисляя налоги. То есть, если компания оплачивает товар посреднику, инспекторы снимут расходы, поскольку никто не мешал приобрести товар у производителя.

Важный момент: в отношении камеральных проверок закон 163-ФЗ действует в отношении деклараций, сданных после вступления в силу данных изменений. А по выездным проверкам ситуация другая – нормы ст. 54.1 НК РФ будут применяться в отношении выездных проверок, решения о которых вынесены после вступления в силу данных изменений, но только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. То есть период, охваченный налоговыми проверками, может включать 2016, 2015, 2014 годы, когда Федеральный закон 163-ФЗ еще не был придуман!

Ложка меда для налогоплательщиков

Вместе с тем закон 163-ФЗ содержит и ложку меда. Правда, очень маленькую: налоговики не смогут снимать расходы и вычеты по формальным основаниям.

Итак, отныне инспекторы не смогут придираться к сделкам, если:

    «первичка» была завизирована неустановленным лицом либо лицом без доверенности;

    контрагент компании совершал налоговые нарушения;

    можно было заключить сделку с другим контрагентом на более выгодных условиях.

Другими словами, согласно НК РФ, компания теперь не обязана следить за добросовестностью своих контрагентов. Главное – чтобы сделка была реальной. Но это не означает, что по фирмам-однодневкам будут приняты к налоговому учету расходы и НДС к вычету.

Количество налоговых споров, несомненно, возрастет. Вместо презумпции добросовестности в Налоговом кодексе, по сути, появится презумпция виновности налогоплательщиков – то есть надо будет доказать, что, заключая те или иные сделки, компания не преследовала цели уменьшить свои налоги.

Особенно это касается предыдущих налоговых периодов, когда компании не заботились о необходимости так серьезно подходить к защите своих «тылов».

И что теперь делать?

Проверять контрагентов и собирать доказательства наличия деловой цели у сделок

После принятия закона 163-ФЗ придется очень тщательно готовиться к обоснованию операций и сделок, в которых налоговики могут усмотреть попытку минимизации налогов.

Исходить надо из того, что отныне любую сделку, любой бизнес-процесс налоговики будут рассматривать с точки зрения недоверия.

Получив еще больше полномочий в сфере исследования сделок, изучения их «бизнесовой» составляющей, налоговики будут постоянно задавать вопросы: «Почему компания выбрала именно этого посредника, а не другого?», «Почему посредник. А не производитель?», «Почему скидку такую предоставили?», «По какой причине продали ниже закупочной цены?», чтобы поставить под сомнение наличие деловой цели и доначислить компании налоги, пени, штрафы.

А значит, у компании должен быть «пакет» объяснений на каждую сделку и операцию, обосновывающих наличие деловой цели.

Это могут быть расчеты по финансовым результатам сделки, деловая переписка с контрагентом, записи переговоров в преддверии заключения сделки.

И второй момент. Хотя налоговики утверждают, что теперь отслеживать добросовестность своего контрагента компания не обязана, это отнюдь не так. Напротив, после принятия закона надо будет еще более тщательно проверять своих контрагентов – действующих и потенциальных – чтобы на 100% убедиться, что он располагает материальными и производственными ресурсами для того чтобы приобрести, произвести, хранить, доставить товар и т.д.

К сожалению, в настоящее время нет информации о том, как налоговые органы будут реализовывать эти полномочия, какие документы инспекторы будут запрашивать по тем или иным сделкам.

Полагаем, что в ближайшее время новый регламент по проведению проверок все же появится. Мы будем следить за новостями, и обязательно расскажем, как подготовиться к проверке в свете нового закона 163-ФЗ и какие документы подготовить в обоснование тех или иных операций.

А если ничего не делать?

ИФНС доначислит налоги, пени и штрафы, и суды будут на стороне инспекции

Налоговики снимут расходы и вычеты НДС по всем сделкам, в которых не усмотрят наличие деловой цели. А дальше будет суд. С учетом того, что сейчас 84% налоговых дел рассматриваются в пользу ИФНС, компания сразу может распрощаться со своим деньгами.

Таким образом, теперь при подготовке к сделкам (особенно, крупным), надо «стелить соломку» везде: снизу, сверху, сбоку и даже поперек. Необходимо все больше и больше «обелять» свой бизнес – чтобы он выглядел таковым в глазах налоговой.

Доверить этот вопрос можно только той компании, которая имеет богатый опыт в ведении налогового и бухгалтерского учета и сопровождении сложных сделок. 1С-WiseAdvice – именно такая компания.

В условиях ужесточения контроля особую роль играет миссия нашей компании:

    работать в условиях средних показателей, уплачивать налоги по средней границе отрасли, чтобы не попадаться на глаза налоговым инспекторам;

    грамотное дробление бизнеса, – для легального сокращения налогов и решения других бизнес-задач компании;

  • своевременные консультации наших экспертов о том, как избежать ситуаций, по которым налоговые могут привлечь компанию за несоблюдение ст. 54.1 НК РФ.
Связаться с экспертом

В настоящее время налогоплательщик для целей налогового планирования имеет право прибегать к использованию тех методов и средств налогового планирования, которые не запрещены законодательством. Государство, руководствуясь, прежде всего, фискальным интересом, а так же судебная власть, руководствуясь интересами правосудия, ограничивают сферу применения налоговой минимизации с помощью различных методов. Классификация которых приведена в таблице.

Таблица № 3.

Ограничения налогового планирования

Законодательные ограничения

Административное воздействие

Специальные судебные доктрины

Законодательно определенные процедуры контроля и противодействия нежелательной, с точки зрения государства, деятельности налогоплательщика.

Законодательно определенные полномочия государственных органов по принуждению хозяйствующих субъектов к отказу от применения сомнительных методов налоговой минимизации, реализуемые, как правило, путем привлечения к ответственности.

Выработанные судебной практикой подходы к определению объективных намерений сторон при осуществлении сделок или осуществлении финансово-хозяйственных операций.

Например:

− государственная регистрация;

− постановка на налоговый учет;

− применение контрольно-кассовой техники;

− сертификация продукции;

− ведение бухгалтерского и налогового учета;

− «штрафные» налоги;

− «запретительные» таможенные пошлины;

− иные требования законодательства.

Например:

− взыскание недоимки;

− штрафы;

− солидарное исполнение обязанности по уплате налога правопреемниками при реорганизации;

− контроль со стороны государства и механизмы вмешательства в деятельность налогоплательщика при трансфертном ценообразовании;

− специальные нормы права, направленные на пресечение оффшорных схем.

Например:

− доктрина «Существо над формой»;

− доктрина «Деловая цель»;

− доктрина «Сделки по этапам»;

− доктрина «Недобросовестность налогоплательщика»;

− доктрина «Злоупотребление правом»;

− доктрина «Необоснованная налоговая выгода»;

− доктрина «Анормальные акты управления»

− доктрина «Экономически обоснованные расходы».

4.1. Законодательные ограничения

Законодательные ограничения – это законодательно определенные процедуры контроля за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика с целью не допущения применения им незаконных или нежелательных, с точки зрения государства, приемов и способов.

Например, законодательные ограничения предусматривают обязанность субъекта пройти государственную регистрацию, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К таким ограничениям можно отнести и установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

Субъектам хозяйственной деятельности следует учитывать и исполнять следующие законодательные ограничения:

1) государственная регистрация, порядок которой регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В настоящее время уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба России. Если предпринимательская деятельность ведется без государственной регистрации, то это влечет привлечение лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, к двум видам ответственности:

− наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей (ст. 14.1 КоАП РФ);

− привлечение к уголовной ответственности в виде штрафа, обязательных работ, ареста или лишения свободы на срок до пяти лет (ст. 171 УК РФ).;

2) постановка на налоговый учет. Налогоплательщики должны вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Постановка на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей по мету их нахождения (жительства) осуществляется налоговыми органами на основании сведений, содержащихся с соответствующих государственных реестрах (Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании специального заявления. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления им всех необходимых документов. Статьями 116 и 117 НК РФ предусмотрены санкции соответственно за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке па налоговый учет и за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе;

3) применение контрольно-кассовой техники (машин). Если хозяйствующий субъект производит расчеты за товары, работы и услуги посредством наличных денежных средств или платежных карт (как с населением, так и с организациями), ему придется применять указанную технику. Данный регламент и его особенности регулируются Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". К нарушителям закона применяются меры административной ответственности в виде наложения штрафа: на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ (ст. 14.4 КоАП РФ);

4) сертификация товаров (работ, услуг). Многие производимые и реализуемые товары, работы и услуги подлежат обязательной сертификации, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.02 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Субъекту предпринимательской деятельности следует обратить особое внимание, так как нарушение правил обязательной сертификации влечет наложение административного штрафа: па должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 19.19 КоАП РФ);

5) ведение бухгалтерского и налогового учета. Порядок ведения бухгалтерского учета регулируется Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6) иные требования законодательства Российской Федерации.

Так же к законодательным ограничениям можно отнести успешно применяемые в ряде стран специальные штрафные налоги (penalty tax), которые применяются к налогоплательщикам в специальных случаях. К штрафным налогам относятся:

Налог за неразумное аккумулирование прибыли корпорации. Он применяется в случаях, когда корпорация уклоняется от распределения дивидендов, употребляет средства дивидендов на цели, признаваемые неразумными, а именно: для последующего предоставления займов акционерам корпорации; для предоставления акционерам возможности использовать средства корпорации для личных целей; на инвестиции в ценные бумаги, если эта деятельность нетрадиционна для предприятия;

Налог на личные холдинговые компании. Применяется с целью ограничить использование корпораций в качестве так называемых чековых книжек, т. е. корпораций, учрежденных с целью совершения операций с ценными бумагами для ее учредителей или в качестве «инкорпорированных талантов», т. е. корпораций, учрежденных для распоряжения средствами ее владельца (артистов, спортсменов и т. д.).