К видам экологического аудита относятся. Организация и проведение экологического аудита

Экологический аудит

Очевидные успехи в защите окружающей среды за рубежом связаны в значительной мере с широким развитием экологического менеджмента, а также такого механизма управления и регулирования воздействием на окружающую среду, как экологический аудит.

Экологический аудит как механизм управления окружающей средой получил развитие в экономически развитых странах - США, Канаде, Великобритании, Германии, Нидерландах и др. - в 70-е годы. В это же время экологический аудит стал развиваться как отрасль предпринимательской деятельности экологической индустрии.

В течение последних 10 лет в этих странах разработаны концепции экологического аудита, приняты национальные стандарты и нормативные правовые акты в области экологического аудита, неразрывно связанные с экологическим менеджментом.

Основные принципы и положения экологического аудита реализованы в упоминавшемся выше Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту № 1836/93 (EMAS), принятом в 1993 г.

С 1996 г. действуют международные стандарты ISO серии 14000-14010, 14011, 14012, определяющие общие принципы и процедуры экологического аудита, руководство по его проведению.

Понятие, цели и задачи экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям - экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

системы управления окружающей средой;

соблюдение природоохранительного законодательства и установление экологических требований;

использование ресурсов;

процесс обращения с отходами;

финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъекта хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

природопользование экологический аудит

Задачами экоаудита являются:

обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами - экоаудиторами - специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами - экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Основными принципами, обеспечивающими эффективность экологического аудита, - профессионально-этическими (1) и методологическими (2), являются:

объективность аудиторов:

независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;

компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфика аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;

сохранение конфедициальности получаемой в процессе аудита информации, её неразглашение;

ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской федерации;

планирование процедуры аудита:

целесообразность выбора методики и процедуры аудита;

определение критериев существенности и достоверности;

анализ информации и формирование выводов;

взаимодействие аудиторов;

информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Потребность в применении процедур экологического аудита определяется также “внутренними” причинами - недостаточностью или отсутствием бюджетного финансирования природоохранной деятельности, а также возможностью повышения конкурентоспособности на мировом рынке продукции “экологичных” предприятий.

Экологический аудит - экономический инструмент управления природопользованием

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементов природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на окружающую среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. Все это ставит вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

В условиях рынка, самостоятельности объектов экономики различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально - производственного комплекса- предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:

во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления;

во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.

Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.

Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы “смотреть далеко вперед”. Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка.

Экономический механизм экологического регулирования - сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) - инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.

ЭА - независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель - проведение природоохранной деятельности в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие.

Во многих странах, в том числе в России, в результате нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, нехватки достоверной информации в этой области начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит.

Экологический аудит определяется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Характер этой деятельности предполагает обеспечение аудитору доступа к конфиденциальной информации аудируемой организации, в частности, информации об используемых технологиях, объемах выпускаемой продукции, затратах на природоохранные мероприятия и пр. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность этих сведений и получаемых при проведении аудита документов, они не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия лиц, в отношении которых осуществлялся аудит. Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной, в том числе природоохранной, деятельности, дает возможность правильно сформировать учетную политику организации, способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, предотвращению возможных производственных аварий.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции «экологическое аудирование», «экологический аудит». Тем не менее к настоящему времени принят ряд нормативных правовых актов, которые не только закрепляют экологический аудит как правовую категорию, но и могут рассматриваться в качестве основы правового регулирования данного вида деятельности.

Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов (110.010.100). Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст. 27 (ч. 2) Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в которой устанавливается, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр «главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр» 1 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885. .

Существуют обязательный экологический аудит, например, при страховании экологических рисков, и добровольный. Благодаря добровольному экологическому аудиту происходит устранение административных барьеров для входа организаций на рынок, что способствует конкуренции и оказывает положительный эффект на потребителя. После положительного заключения экоаудитора предприятие имеет возможность получить экологический сертификат на продукцию, т.е. сделать ее конкурентоспособной не только на национальном рынке страны, но и в международном масштабе, следовательно, вывести предприятие на более высокий рыночный уровень, а также повысить инвестиционную привлекательность. Юридическое лицо, которое эффективно внедряет программы экологического аудита, тем самым показывает, что ведет открытую экологическую политику, предоставляя потребителям гарантии в наличии обязательства в отношении управления охраной окружающей среды.

Экологический аудит - это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

В основе проведения экологического аудита лежат следующие принципы:

  • объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализм и компетентность экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирование работ по проведению экологического аудита;
  • комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Экоаудитор осуществляет свою деятельность только при наличии соответствующего удостоверения, полученного после специального обучения. Сведения об экоаудиторе, прошедшем аттестацию, заносятся в Реестр аттестованных экоаудиторов Минприроды России, который ведется комиссией.

Порядок проведения экологического аудита . Экологический аудит проводится на основании договора, который заключается между экоаудитором или экоаудиторской организацией и лицом, деятельность которого подлежит аудиту. В этих случаях применяется Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6. На основании Правила (стандарта) определяются взаимоотношения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, и экономического субъекта на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

Правило (стандарт) определяет условия и порядок подготовки договора на оказание аудиторских услуг (проведение аудита и (или) оказание сопутствующих аудиту услуг) между аудиторской организацией и экономическим субъектом и определяет права, обязательства и ответственность аудиторской организации и экономического субъекта при заключении договора на оказание аудиторских услуг. При этом требования Правила (стандарта) носят для аудиторских организаций и экономических субъектов рекомендательный характер.

Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций и проверяемых лиц общего характера содержатся в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6.

Экологическая аудиторская организация вправе самостоятельно определять формы и методы экологического аудита, исходя из требований нормативных правовых актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым объектом. Аудиторская организация может формировать группы экоаудиторов, привлекать на договорной основе экоаудиторов, экспертов или других специалистов с опытом работы в области охраны окружающей среды и природопользования; запрашивать необходимую документацию на аудируемом объекта.

В круг обязанностей экологической аудиторской организации входит предоставление информации о наличии лицензии и аттестованных экоаудиторов до заключения договора о проведении аудита; систематическое повышение квалификации экоаудиторов организации; обеспечение экоаудиторов нормативной правовой документацией.

На основании проведения аудита составляется заключение по экологическому аудиту, которое, как правило, состоит из трех частей; вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, личные данные экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита. В аналитической части указываются наименование субъекта хозяйственной деятельности, период деятельности, за который проводится экологический аудит; результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям; факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.

В итоговой части содержатся обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; анализ действующего законодательства в данной сфере, конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду; последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции; 1) доходов, полученных в результате незаконной деятельности, - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов; 2) штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) - в доход республиканского бюджета РФ.

До настоящего времени на законодательном уровне не урегулированы основные вопросы, возникающие в связи с назначением и проведением экологического аудита:

  • отсутствуют указания на возможность, основания и правовые последствия обязательного назначения и проведения экологического аудита;
  • не определены меры по защите конфиденциальной информации и порядок использования такой информации, полученной при проведении аудита;
  • не закреплены квалификационные требования к аудиторам;
  • не установлен порядок отнесения расходов, связанных с проведением экологического аудита, на цели налогообложения;
  • оказание услуг по проведению экологического аудита не обозначено в качестве самостоятельного вида экономической деятельности в действующих классификаторах видов экономической деятельности и др.

Использование экологического аудита как инструмента экологической политики России в рамках проводимых административных преобразований требует законодательного регулирования. В частности, для достижения стратегических целей экологической политики России в рамках устойчивого развития Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусмотрено: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; неистощительное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; необходимо эффективное управление качеством окружающей среды как на федеральном, так и на региональном уровне.

Отсутствие экологического аудита в перечне лицензируемых видов деятельности объясняется неопределенным предназначением данного инструмента в рамках экологического законодательства. Статья I Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержит правовое определение экологического аудита, но не дает представления относительно его места в правовом механизме охраны окружающей среды. В целях внедрения механизма экологического аудита, в первую очередь государственного, разработан соответствующий законопроект, который пока не принимается. Одна из причин - обязательный экологический аудит дублирует государственный экологический контроль.

Субъекты РФ могут осуществлять собственное правовое регулирование в области экологического аудита. Так, Законом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2005 г. «О городском экологическом контроле в Санкт-Петербурге и административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» установлено, что плановой проверке государственного экологического контроля не подлежат следующие объекты городского экологического контроля: внедрившие и поддерживающие на предприятии систему управления окружающей средой (систему экологического менеджмента) и представившие соответствующие документы в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль; один раз в два года представляющие положительное заключение экологического аудита в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль. Попытки внедрения экологического аудита предпринимаются и в других субъектах РФ, например, в г. Москве.

Статья раскроет основные моменты, связанные с экологическим аудитом. Что это за процедура, кем осуществляется и в каких целях – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вопрос защиты природы является актуальным для тех регионов, на которых действуют различные предприятия, способные негативно сказываться на окружающей среде.

С целью защиты природы введена такая процедура, как экологический аудит. Что необходимо о нем знать?

Общие сведения

Осуществление аудита экологического типа назначается на тех предприятиях, деятельность которых может сказываться на окружающей среде.

Проводится аудит экономического типа в таких случаях:

  • во время приватизации государственных и частных организаций;
  • при осуществлении процедуры банкротства;
  • при обязательном экологическом страховании;
  • во время подготовки программ и проектов инвестиций (при необходимости).

Целями аудита являются:

Принципами экологического аудита считаются:

  • объективность и независимость аудиторов от субъекта деятельности, который подлежит проверке;
  • профессионализм и компетентность в вопросе охраны природы;
  • достоверность и полнота информации;
  • планирование работ по осуществлению экоаудита;
  • комплексность – охват всех сторон воздействия на природу;
  • конфиденциальность сведений, полученных при проведении аудита;
  • ответственность экоаудиторов за итоги проверки.

При проведении аудита проверке подлежит следующее:

  • учредительная документация предприятия;
  • документы, разрешающие осуществлять деятельность;
  • документы о движении сырья;
  • документы системы контроля по соблюдению требований охраны природы;
  • документы о пользовании природными объектами;
  • документация, отражающая учет списанных расходов;
  • технические документы организации;
  • документы о периодичности проверок оборудования.

Программа по осуществлению экоаудита дает возможность:

  • определить стратегию управления руководящих должностей организации;
  • с выгодой использовать ;
  • снизить вероятность загрязнения природы;
  • увеличить спрос на товары;
  • сделать организацию привлекательной для инвесторов.

Проведение экологического аудита проводится с промежутком 1-3 года.

Необходимые термины

Кто его проводит

Проводится аудит специально назначенным человеком – экоаудитором. Такой особой является физическое лицо, которое отвечает требованиям квалификации и имеет специальный аттестат в области экологии.

Аудиторы не могут являться акционерами того предприятия, которое проверяется. Он должен быть независимым. Бывают случаи, когда аудитор каким-то образом касается организации.

Его независимость может обеспечиваться, если:

  • аудитор оказывает консультационную помощь, которая не перерастает в услуги по управлению деятельности организации;
  • отсутствуют причины или ситуации, влияющие на объективное мнение;
  • этот человек не присутствовал при проверке;
  • ответственность за отчетность лежит на организации.

Экологические аудиторы имеют ряд прав, среди которых:

Имеются и обязанности:

  • при проведении экологического аудита соблюдать требования законодательства;
  • передавать проверяемой организации аудиторское заключение в установленные сроки;
  • отвечать за сохранность документации.

Разделение на виды

Экологический аудит может быть обязательным или добровольным. Первый проводится согласно нормативным актам по отношению к опасным предприятиям в плане экологии.

Это случаи:

  • приватизация или банкротство юридического лица (при экологически опасной деятельности);
  • осуществление страхования экологического типа;
  • кредитование лиц юридического типа банками;
  • оценка деятельности по устранению экологических последствий;
  • принятие решения органами государственной власти о возможности продления лицензии для использования экологических объектов;
  • выполнение международных обязательств РФ об охране природы;
  • прочие случаи, которые упоминаются в нормативных актах.

Правом назначать проведение аудита обладает только аттестованный специалист.

Добровольный аудит может осуществляться по собственному желанию организации или предпринимателя, если они ведут деятельность, которая негативно сказывается на окружающей среде.

Это могут быть случаи при изменении владельца объекта, сдаче имущества в аренду, модернизация процесса и прочее. Целью такого аудита является получение рекомендаций по поводу рационального использования объектов, охране природы.

Проводится на платной основе. В зависимости от исполнителя аудита выделяют следующие типы:

Внутренний (аудит первой стороны) Осуществляется специалистами из состава сотрудников проверяемого предприятия
Внешний
Аудит второй стороны Проводится сторонами, которые заинтересованы в деятельности проверяемой организации. Например, органом административного управления по отношению к его подразделению
Комплексный Аудит проводится в отношении всех типов деятельности предприятия
Совместный Осуществление аудита одновременно несколькими организациями, не заинтересованными в результатах проверки, то есть независимыми организациями
Плановый или внеплановый

Также бывают следующие типы экологического аудита:

Правовые основы

В соответствии с ним, определено следующее:

Данный закон определяет экологический аудит, как независимую оценку соблюдения требований по отношению к защите природы.

Согласно Постановлению № 378 Государственного стандарта (21 октября 1998 года), были созданы и введены в действие стандарты, касающиеся экологической защиты.

Порядок осуществления экологических проверок со стороны государства регулируется , принятым 8 августа 2001 года.

Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологического аудита в форме плановых и внеплановых проверок.

Порядок осуществления экологического аудита на предприятии

Вопрос о порядке проведения процедуры решается исходя из целей аудита. Комиссия должна проводить аудит по четко выработанной программе.

При ее разработке учитывается:

  • техническое задание;
  • экологический паспорт организации;
  • документация, которая характеризует деятельность предприятия;
  • результаты проверок государственными органами.

Проводится на основании соглашения, заключаемого между аудитором и предприятием. Может проводиться до или после его подписания.

До заключения договора необходимо предварительно ознакомиться с деятельностью субъекта и принять решение о возможном . Может быть разовым или долгосрочным.

Согласно , принятому 20 октября 1999 года, определены отношения между аудиторской фирмой и экономическим субъектом во время подготовки заключения договора на оказание услуг аудиторского типа.

В этом же Стандарте определяются права и обязанности обеих сторон соглашения.

По каким критериям реализуется

Критерии аудита – исходят из цели, являются основой для подготовки программы проверки, служат для оценки деятельности. Устанавливаются они индивидуально, в зависимости от случая.

Формировать критерии нужно таким образом, чтобы поставленные цели можно было достигнуть. Этапы формирования:

  1. Анализ документации.
  2. Обобщение требований.
  3. Оформление критериев.
  4. Согласование их с заказчиком.

Во время проведения аудита экологического типа критериями могут служить:

  • положение 3 и 4 статей Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», принятого 10 января 2002 года;
  • положение 13-15 статей ;
  • Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 года.

Основными критериями при проведении аудита являются:

  • уровень опасности отходов от главной деятельности организации;
  • степень экологичности сырья, которое используется;
  • расчет рисков экологического типа при возникновении непредвиденных ситуаций;
  • объем выбросов в воздух газов парника;
  • соблюдение требований безопасности в области экологии;
  • оценка ущерба в случае нерационального использования объектов природы.

Проверяемые объекты

Объектами аудита могут выступать:

  • объекты природы, которые подвергаются или могут подвергаться пагубному воздействию со стороны организаций;
  • любые типы деятельности, которые оказывают влияние на природу;
  • итоги этой деятельности;
  • имущество организации;
  • процессы, проводимые предприятием;
  • система управления организацией в чрезвычайных ситуациях.

Объектом аудита может являться что угодно, если:

  • объект или определенная его часть выделены;
  • имеет четкие границы;
  • имеются признаки природного режима – изменение объема по сезонам, изменение площади;
  • выявлены связи с составляющими частями экологических систем;
  • объект зарегистрирован государством.

Объектами могут быть водные объекты, животные, земельные участки.

Как проводится процедура

Этапы проведения аудита экологического типа следующие:

  1. Оценка ситуации в организации на текущий момент.
  2. Оценка соответствий деятельности требованиям в области охраны природы.
  3. Рекомендации по устранению нарушений.

В процедуру проведения экоаудита входят следующие этапы:

Подведение итогов

В итоговой части должны содержаться выводы о воздействии, меры по их снижению и последствия в случае невыполнения мер.

В выводах содержится:

  • допущенные предприятием отступления от нормативных актов, которые попадают под аудит;
  • недостатки и положительные моменты деятельности организации.

Результатом проведения аудита является отчетность, в которой отражается:

  • исполнение рекомендаций проверки, которая осуществлялась ранее;
  • общая информация об организации;
  • принципы, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности;
  • экологические цели;
  • анализ экологических проблем, их оценка;
  • влияние мероприятий по охране природы на размер выручки.

По окончании проверки составляется акт в нескольких экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место оформления документа;
  • название органа, проводившего контроль;
  • дата и номер указа, на основании которого осуществлялась проверка;
  • личные данные аудитора;
  • название проверяемой организации;
  • дата, место и адрес проверки;
  • данные об итогах;
  • подпись проверяющего.

Аудиторский отчет состоит из вводной, аналитической и итоговой части. В вводной части содержится информация об аудиторской организации – название, адрес, данные аудиторов и прочее.

В аналитический раздел необходимо включить следующие сведения:

  • название организации, в которой проводилась проверка, период деятельности на момент аудита;
  • цели ревизии и объем;
  • критерии проведения;
  • сроки аудита;
  • результаты анализа;
  • выявленные нарушения.

В итоговой части содержатся выводы об общих результатах аудита. имеет такую же структуру, как и отчет.

В заключении могут содержаться – положительное мнение по поводу проверки (безоговорочное) или иметь мнение с оговоркой.

Компания АльфаЭкоПроект оказывает все виды услуг по Экологическому аудиту.

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: проверить действие все НПА

  • Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 16.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»
  • Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»
  • Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»

Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит - это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задача экологического аудита - поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель - способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита - предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Таким образом, экологический аудит направлен на экономическую выгоду и избежание неблагоприятных последствий для организации, которая приняла решение о проведении экологического аудита.

Экологический аудит может быть внутренним (если его инициатором является само предприятие) и внешним (проводящимся по желанию другого лица). Также он может быть инициативным (добровольным) или обязательным (проводящимся в случаях, предусмотренных законом).

По целям проводимого экологического аудита он может быть:

1) аудитом управленческой деятельности предприятия (т.е. системный аудит);

2) контрольным аудитом (проверяется соблюдение нормативов и предписаний);

3) аудитом переработки отходов, энергосбережения, выбросов, качества продукции, влияния производственных процессов на здоровье человека, аудитом жизненного цикла продукции, недвижимости и т.п.).

Экологический аудит может осуществляться:

1) специализированными организациями;

2) самой аудируемой организацией.

Внешний экологический аудит осуществляется только независимыми лицами (экологическими аудиторами) и аудиторскими организациями на основании договора с аудируемой организацией или третьим лицом (инициатором экологического аудита).

Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования.

1) в штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов;

2) организация должна быть включена в Реестр экоаудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается на 5 лет.;

3) организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования:

1) они должны быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений.

2) они должны владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

3) они должны иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

4) они должны получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке.

5) они должны обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003.

6) каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Экологический аудит включает:

1) осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организации в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности и проверку достоверности предоставленной документации и отчетности в области охраны окружающей среды , использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

2. оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;

3. оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

4. выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

5. определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения экологического аудита.

I этап. Подготовительный этап.

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экоаудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экоаудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита.

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов, архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки.

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап.

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

5.2. Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

5.5. Подписание акта сдачи-приемки выполненных работ к договору на оказание аудиторских услуг.

Результаты проведения экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

- аудиторский отчет - документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;

- аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

Вам следует понимать и помнить, что экологический аудит, помогает определить, насколько деятельность Вашей компании соответствует требованиям природоохранного законодательства (что в дальнейшем освободит Вас от уплаты значительных штрафов), оценить эффективность работы системы управления окружающей средой в Вашей компании; разработать направление природоохранных мероприятий; оценить расходы на природопользование, определив минимальные расходы из возможных.

Компания АльфаЭкоПроект организует для Вас проведение экологического аудита любого вида и уровня сложности.

Экологический аудит (экологическое аудирование) - это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

  1. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной РФ от 24 декабря 1993 г.
  2. Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
    приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России";
    приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации".
  3. В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ "О создании системы аудита недропользования".
  4. Одними из немногих специальных в этой сфере являются законы субъектов федерации (Томской области, Республики Башкортостан, Амурской области и др.).
  5. Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического , нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Экологический аудит проводится:

  • в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.
  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды , видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий , связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребносте й в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации , предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и , осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам , имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в , при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность ("инициативный аудит"). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же - это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления .

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение .