Лекции по налогообложению. Курс лекций по дисциплине «Налоги и налогообложение

Принципы налогообложения . Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения выделяются экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы Адамом Смтом в его работе « Исследование о природе и причинах богатства народов». В настоящее время они претерпели некоторые изменения. У разных авторов они называются по-разному. Приведем самые распространенные трактовки экономических принципов.

Первый принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый налогоплательщик должен уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам (стоимости имущества). Обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. Данный принцип имеет две составляющие. Первая рассматривает налогообложение «по вертикали»:

Сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов (имущества) налогоплательщика. С повышением дохода должны увеличиваться налоговые ставки. Вместе с тем, лицо, получающее больше благ от государства, должно платить налоги в больших размерах.

Вторая составляющая трактует справедливость как равенство налогов при равных доходах.

Второй принцип «соразмерности». Он предусматривает гармонизацию интересов государства и налогоплательщика. Налоги не должны быть непосильным бременем для налогоплательщика, а их сумма должна обеспечивать потребности государственных расходов.

Третий принцип «определенности». Это понятие включает наличие исчерпывающей информации о сроках платежа, суммах подлежащих уплате, способах платежа.

Четвертый принцип «удобства». Он предполагает, что налог должен взиматься в то время, тем способом, в тех платежных документах, которые наиболее удобны для налогоплательщика.

Пятый принцип «экономичности». Расходы на сбор налогов не должны превышать собранных налоговых сумм. На самом деле, расходы должны быть минимальными. Причем, это должно относиться не только к налоговым органам. В современных системах налогообложения актуальным является рассмотрение и учет затрат на обслуживание налоговых платежей налогоплательщиками. Сложное налоговое законодательство, сложный налоговый и бухгалтерский учет, сложные налоговые исчисления, потребности в специальной вычислительной технике, - все это накладные расходы, которые являются непроизводительными расходами.

Налогообложение осуществляется исходя из следующих методов налогообложения: метод равного налогообложения, метод пропорционального налогообложения, метод прогрессивного налогообложения и метод регрессивного налогообложения. Метод равного налогообложения предусматривает одинаковую сумму налога с каждого налогоплательщика независимо от его доходов и имущественного положения.


Метод пропорционального налогообложения - предусматривает одинаковую налоговую ставку для всех налогоплательщиков. При этом, сумма налога увеличивается пропорционально полученному доходу, чем больше сумма дохода, стоимость имущества, тем,при равной ставке, больше сумма налога (НДФЛ – 13%).

Метод прогрессивного налогообложения - предполагает увеличение налоговой ставки при увеличении суммы дохода (стоимости имущества) и, как следствие, увеличение в установленной законодательством прогрессии суммы налога. Такая система используется для изъятия сверх доходов, снижения разрыва между самыми низкими и самыми высокими доходами.

Следующая группа принципов связана с налоговым правом и именуется «юридическими принципами». Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Рассмотрим группу «юридических принципов», которые лежат в основе налоговых систем развитых стран.

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед законом. Недопускается налоговая дискриминация исходя из политических, религиозных, идеологических, этнических, национальных различий. При установлении налогов может учитываться только фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Принцип установления налогов законами . Закон – является высшим юридическим документом, утверждение которого связано с процедурой демократического управления в государстве. Установление налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные и законодательные органы власти при соблюдении всех демократических процедур предусмотренных Конституцией и Законодательством. Это является гарантией от произвола в налоговой сфере исполнительной власти.

Принцип отрицания обратной силы введения налоговых законов . Введение налоговых законов «задним числом», наносящих ущерб налогоплательщикам категорически запрщено. Введение задним числом налоговых законов улучшающих положение налогоплательщиков разрешено законодательством.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Данный принцип означает приоритет налогового законодательства в вопросах налогообложения над неналоговым. Такая ситуация возможна в случае противоречий в законодательных актах.

Принцип наличия установленных законодательством всех элементов налога. Этот принцип устанавливает порядок, когда отсутствие икакого-либо элемента в налоге, позволяет налогоплательщику на законном основании налог не уплачивать.

К категории «юридических принципов» можно отнести большую группу принципов, которые положены в основу налоговых систем многих стран и продекларированы в налоговом законодательстве Российской Федерации (см. НК РФ).

Организационные принципы - это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой.

Принцип единства налоговой системы выражается в запрете на установление налогов или сборов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Недопустимо введение налогов или сборов в регионах или муниципалитетах приводящих к пополнению бюджетов одних за счет других территорий.

Принцип равенства правовых статусов субъектов страны иногда трактуется как принцип «налогового федерализма». В основу этого принципа положено разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в области налоготворчества и бюджетных отношений. Налоговая система должна предоставлять определенную свободу в формировании бюджетов всех уровней.

Принцип подвижности (эластичности) предполагает возможности для оперативного изменения налоговой нагрузки и налоговых отношений, обусловленных изменениями экономической обстановки. Например, изменения котировок на фондовых биржах, уровня цен на энергоносители, политической обстановки в мире, - требуют корректировки в проведении налоговой политики. Эластичность налогообложения может использоваться также в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Принцип стабильности выражается в стабильном и понятном налоговом законодательстве. Критерием минимальной стабильности налоговой системы служит налоговый период, в течение которого изменения недопустимы. Максимальным сроком может стать период до нового реформирования налоговой системы.

Принцип множественности налогов обоснован необходимостью перераспределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками. Во-вторых, наличие разнонаправленных налогов позволяет осуществить равномерное и справедливое налогообложение всех форм доходов и имущества.

Принцип исчерпывающего перечня налогов предусматривает ограничения в отношении действующего перечня налогов. Законодательством должно быть запрещено введение не предусмотренных в налоговых законах налогов. Этот принцип играет большую роль в реализации принципа стабильности налоговой системы.

Принцип гармонизации налоговых систем предполагает унификацию налоговых систем, в том числе, налогового законодательства и самих налогов в разных странах. Сходство налоговых систем в разных странах позволяет наиболее эффективно осуществлять внешнюю экономическую политику государства.

Принцип резидентства соблюдается во всех экономически развитых странах. Налоговыми резидентами в Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации. В налоговом лексиконе применяется этот термин также в отношении организаций. Однако в Российском налоговом законодательстве определение этого термина отсутствует

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Имеет право: на получение отсрочки или рассрочки налогового платежа; на списание, при определенных условиях, безнадежных долгов по налогам и сборам; на возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога; на соблюдение налоговой тайны.

Принцип приоритета международного налогового права над государственным правом. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и охарактеризуйте общие налоговые теории.

2. Перечислите и охарактеризуйте частные налоговые теории.

3. Дайте характеристику развития налоговых теорий в 20 в.

4. Приведите примеры влияния налогов на рынок труда.

5. Обоснуйте влияние налогов на экономику.

6. Какова роль экологических налогов в охране окружающей среды?

7. Какова роль налогов в рациональном природопользовании?

8. Охарактеризуйте теорию предельных налогов. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

9. Опишите влияние налогов на сглаживание социального неравенства. Кривая Лоренца

10. Назовите функции налогов.

11. Дайте характеристику фискальной, экономической, социальной, экологической, международной функциям налогов.

12. Дайте характеристику экономическим принципам налогообложения.

13. Дайте характеристику юридическим принципам налогообложения.

14. Дайте характеристику организационным принципам налогообложения.

Название электронного курса: Налоги и налогообложение

В курсе рассмотрены следующие темы: Сущность налогов и сборов. Налоговые отношения и их участники. Налоговые органы и их полномочия. Элементы налога. Классификация налогов. Сущность налоговой системы и налогообложения. Налоговая политика государства. Налоговое законодательство. Налоговая реформа .Система налоговых органов Российской Федерации. Оптимизация налогового администрирования в РФ.Налоговые инспекции и их полномочия. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговый инвестиционный кредит и порядок его предоставления. Повышение эффективности взыскания платежей. Понятие налоговой декларации. Сущность налогового контроля. Формы налогового контроля. Сущность налоговой проверки. Классификация налоговых проверок. Встречная налоговая проверка. Развитие налогового контроля на современном этапе. Федеральные налоги и сборы. Налог на доходы физических лиц. Понятие материальной выгоды и порядок ее расчета. Определение налоговой базы для расчета НДФЛ в особых случаях. Применение налоговых вычетов. Определение некоторых элементов налога на доходы физических лиц. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость. Значение счетов фактур для налогообложения НДС. Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет . Льготы по НДС. Сущность акцизов. Особенности налогообложения акцизами. Значение счетов фактур для налогообложения акцизами. Понятие налога на прибыль и его элементы. Определение расходов организации. Определение доходов предприятия и его финансового результата. Ресурсные налоги и сборы. Водный налог. Налог на добычу полезных ископаемых. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических рес. Пошлины. Государственная пошлина . Таможенная пошлина. Региональные и местные налоги. Налог на имущество организаций и его элементы. Транспортный налог. Налог на игорный бизнес. Налог на имущество физических лиц. Земельный налог. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Порядок определения доходов и расходов при применении УСН. Единый сельскохозяйственный налог. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Особенности исчисления ЕНВД и порядок его уплаты.

Общее время просмотра всего электронного курса (60 видео): 548 мин (9ч 18 мин)

1 Сущность налогов и сборов (13 мин)

Налог
- Сбор
- Отличия налога от сбора
- Установление налогов и сборов
- Фискальная функция
- Регулирующая функция
- Социальная функция

2 Налоговые отношения и их участники (9 мин)

Налоговые отношения
- Признаки налоговых отношений
- Виды налоговых отношений
- Участники налоговых отношений
- Налогоплательщики и плательщики сборов
- Права
- Обязанности
- Налоговые агенты

3 Налоговые органы и их полномочия (9 мин)

- Налоговые органы
- Права налоговых органов
- Обязанности налоговых органов
- Должностные лица
- Таможенные органы
- Финансовые органы
- Финансовые органы субъектам
- Ответственность

4 Элементы налога (11 мин)

Элементы налога
- Объект налогообложения
- Налоговая база
- Налоговый период
- Налоговая ставка
- Порядок исчисления налога
- Порядок уплаты налога
- Сроки уплаты налога
- Налоговые льготы
- Источник уплаты налога
- Налоговые вычеты

5 Классификация налогов (10 мин)

Классификация налогов по уровню
- По способу взимания
- Прямые налоги
- Косвенные налоги
- По субъекту уплачивающему долг
- По целевой направленности
- По процедуре установления
- По способу отражения в учёте
- Налоговое бремя
- Переложение налогов

6 Сущность налоговой системы и налогообложения (8 мин)

Налоговая система
- Структура налоговой системы
- Принципы налогообложения
- Принципы Адама Смита
- Принципы построения налоговой системы

7 Налоговая политика государства (8 мин)

Задачи налоговой политики
- Государственный бюджет
- Формы налоговой политики
- Политика максимальных налогов
- Политика экономического развития
- Политика разумных налогов
- Налоговое регулирование
- Недочёты налоговой политики
- Направления развития

8 Налоговое законодательство (8 мин)

Структура
- Правила
- Конституционные положения
- Вступление в силу
- Обратная сила
- Несоответствие Налоговому кодексу
- Таможенное законодательство

9 Налоговая реформа (8 мин)

Особенности
- Налоговая реформа
- Классификация реформ по содержанию

Лекции по дисциплине:

Налоги и налогообложение

В современных экономических условиях знание дисциплины «» играет приоритетную роль в подготовке специалистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и налогообложения.

Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.


Учебное пособие позволит студенту:

получить представление о теории и эволюции налогообложения;

понять экономическую сущность налогов, их функции и классификационные признаки;

изучить принципы создания сбалансированной и рациональной налоговой системы и подходы к ее формированию;

уяснить себе сущность налоговой политики , ее типы, задачи, а также условия и факторы проведения;

изучить механизм возврата и зачета излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов;

освоить разные способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов), случаи и процедуру их применения;

оценить реальный уровень налогового бремени на предпринимательский сектор в России с учетом экономических, политических и социальных особенностей страны;

изучить цели, особенности, методы проведения и процедуру обжалования выездных налоговых проверок;

освоить порядок расчета и уплаты действующих в настоящее время на территории РФ налогов и сборов;

изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

понять меру ответственности за налоговые правонарушения в России и сравнить ее с ответственностью в других странах.

К несомненному достоинству учебного пособия можно отнести то, что применение действующих в Российской Федерации норм налогового законодательства иллюстрируется примерами и ситуациями, взятыми из практики. Для облегчения студентам восприятия информации используют таблицы и схемы. Рассмотрение каждого налога начинается с краткой справки об истории его введения. Далее следует описание вносимых изменений и дополнений, основных элементов налогообложения, а также полномочий властей разного уровня по установлению налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налогов. Такая подача материала позволит получить целостное представление о системе налогообложения в России, оценить преимущества и недостатки проводимых налоговых реформ.

Для закрепления полученных знаний и оказания помощи в случае самостоятельного изучения дисциплины в конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты.

Варианты ответов на тестовые задания представлены в конце учебного пособия.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой . Широко применялась во многих древних государствах библейская , или церковная, десятина , т. е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей.

По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.

В древнейшие времена взимался поземельный налог, а в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный, или подушный, налог.

В Древней Греции в IV-VII вв. до н. э. представители знати ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Существовали также в Древней Греции акцизы в форме привратных сборов, взимаемые при въезде в город. За счет собранных налогов содержалась наемная армия, возводились укрепления вокруг городов, строились храмы, общественные здания , водопроводы , дороги, устраивались праздники, раздача беднякам денег и продуктов. В Афинах взимание налогов не имело принудительного характера, а осуществлялось как добровольные пожертвования. Однако когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал обязательные процентные отчисления от доходов.


В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. В мирное время граждане не платили налогов, так как расходы по управлению государством осуществлялись за счет средств магистров. Крупные расходы, связанные со строительством общественных зданий, покрывались средствами, полученными от сдачи в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами. Сумму налогов определяли чиновники-цензоры на основании представленных гражданами заявлений о своем имущественном и семейном положении.

В III-IV вв. до н. э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью , а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Появилась острая необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал (102-44 до н. э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну . Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н. э. - 14 н. э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций - то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий, для чего были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства - 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).

За все время существования Древнего Рима основным налогом в нем был поземельный налог, он и служил главным источником доходов государственной казны. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка . Распространенным налогом, взимаемым с жителей провинций Древнего Рима, была и подушевая подать.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали косвенные, наиболее существенными среди которых являлись: налог с оборота - 1%; особый налог с оборота при торговле рабами - 4%; налог на освобождение рабов - 5%.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как вносились деньгами. Следовательно, для того, чтобы платить налоги, население вынуждено было производить излишки продукции для продажи, что способствовало развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и др.

Особыми налогам облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинского контингента. Однако обилие видов налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезвычайного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, возникновение финансовых кризисов, ослаблявших мощь государства.

Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Настоящее пособие подготовлено в полном соответствии с программой курса «Налоги и налогообложение» - одной из важнейших учебных дисциплин при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере. В краткой и лаконичной форме автор излагает содержание всех основных тем курса, при этом уделяя внимание основным проблемам современного налогообложения.
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.
Возникновение системы налогообложения связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление(военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях - служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок дли его создания.

СОДЕРЖАНИЕ
Принятые сокращения 6
Тема 1. Сущность налогов 8
1.1. Причины возникновения начетов и налогообложения 8
1.2. Понятие налогов и сборов 8
1.3. Экономическая сущность налогов 10
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь 16
Тема 2. Налоговая система 17
2.1. Принципы налогообложения 17
2.2. Методы налогообложения 18
2.3. Классификация налогов 18
2.4. Особенности построения налоговой системы в России 21
2.5. Налоговый механизм 25
2.6. Участники налоговых правоотношений 27
Тема 3. Современная государственная натоптан политика 29
3.1. Налоговая политика государства 29
3.2. Основные тенденции и направления внешней налоговой политики в современном мире 30
3.3. Основные этапы налоговой реформы России 31
3.4. Налоговая политика России в условиях мирового финансового кризиса 34
Тема 4. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители 37
4.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов 37
4.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов 39
4.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора 41
Тема 5. Сборщики налогов и сборов 43
5.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях 43
5.2. Налоговые агенты 43
5.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора Налогов и сборов 46
Тема 6. Налоговая администрация Российской Федерации 47
6.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности 47
6.2. Организационные модификации налоговой администрации 48
6.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации 49
6.4. Состав, структура и полномочия налоговых органон 50
6.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации 56
6.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования 58
Тема 7. Установление н уплата налогов и сборов 60
7.1. Элементы налога и их характеристика 60
7.2. Способы уплаты налогов 62
7.3. Порядок исполнения обязанности по уплате налога ILFIH сбора..64
7.4. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 66
7.5. Порядок изменении срока уплаты налога и сбора 70
7.6. Налоговая отчетность 74
Тема 8. Формы и методы налогового контроля 76
8.1. Сущность» формы налогового контроля 76
8.2. Государственный налоговый учет 76
8.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль 78
8.4. Камеральный и выездной налоговый контроль 80
8.5. Административно-налоговый контроль 84
Тема 9. Налогово-проверочные действия налогового контроля 85
9.1. Истребование документов 85
9.2. Выемка документов и предметов 85
9.3. Проведение осмотра 86
9.4. Проведение инвентаризации 87
9.5. Проведение опроса 88
9.6. Проведение экспертизы 89
9.7. Осуществление перевода 91
Тема 10. Ответственность за совершение налоговых правонарушений 93
10.1. Общая характеристика налогового правонарушения 93
10.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 94
10.3. Налоговые санкции 97
10.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения 98
10.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления 100
Тема 11. Федеральные налоги 104
11.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 104
11.2. Акцизы 107
11.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 111
11.4. Налог на прибыль организации 116
11.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 119
11.6. Водный налог 121
Тема 12. Федеральные сборы 123
12.1. Сбор за пользование объектами животного мира 123
12.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 124
12.3. Государственная пошлина 125
Тема 13. Региональные налоги и сборы 129
13.1. Транспортный налог 129
13.2. Налог на игорный бизнес 131
13.3. Налог на имущество организаций 133
Тема 14. Местные налоги и сборы 137
14.1. Налог на имущество физических лиц 137
14.2. Земельный налог 139
Тема 15. Специальные налоговые режимы 143
15.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 143
15.2. Упрощенная система налогообложения (УСН) 144
15.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности 145
15.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции 146
Приложение 147
Перечень полезных ссылок на Интернет-ресурсы 147
Перечень рекомендованной дополнительной литературы 147


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Налоги и налогообложение, Конспект лекций, Зрелов А.П., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  1. Содержание и основные черты налогов.
  2. Налоговая система и принципы её построения.
  3. Функции налоговой системы.
  4. Виды налогов и их классификация.

1. В современных экономических системах роль налогов исключительна велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В переходной экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в нестабильных условиях трансформации экономической системы.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов неизбежно потребовало формирование фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.

Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплателыцикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, налогоплателыцики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости.

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плателыциков сборов государственными органами, органами местного самоуп­равления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

2. Несмотря на отличия налоговых систем различных государств, разнообразие задач, которые решает на­логовая система в тот или иной период времени, на­логовые системы объединяют общие черты. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость имущество).

Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конк ретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооблажения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов.

Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых систем: принцип справедливости (равенства) налогообложения; определённость налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления точно определены и понятны налогоплательщикам); удобство сроков и способов уплаты; экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).

Принципы построения налоговой системы в своем ограниченном единстве должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

3. Налоговая система как единое целое и каждый от­дельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание получило прежде всего фискальная функция.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями налоговой системы и налоговой политики.

Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, соц. страхование и др.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. (система льгот, поощрений).

Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе:

Федеральные налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерально­го сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенные пошлины и таможенные сборы;

Налоги на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоло­гическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог

Федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы:

Налог на имущество организаций;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

Налог на наследование и дарение;

Местные лицензионные сборы.

Для характеристики структуры налогов может быть использована налоговая классификация. В соответствии с ее принципами могут быть выделены следующие структурные деления налогов. В зависимости от объекта налогооблажения - прямые и косвенные; от уровня взимания (звена бюджетной системы) - региональные и местные; от субъекта уплаты - с физических и юридических лиц; от целевого назначения - общие (без функциональной привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые; от источника уплаты - с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж); от способа изъятия - у источника и с налоговой декларации.

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход с физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. К прямым налогам относятся: прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения еще недостаточно. Они составляют по данным за 1999 год около 44% всех бюджетных налоговых доходов Российской Федерации.

Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, услуг, экспортно-импортных и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или выручке от продаж (по налогу с продаж). Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 1999 году занимал НДС-25,5%, затем налог на прибыль- 19,5%, подоходный налог с физических лиц -13%, акцизы – 11%.