Определение степени готовности объекта. Объект незавершенного строительства: это и многое другое

Нормативно-правовыми актами не установлена минимально необходимая степень готовности объекта незавершенного строительства, необходимая для регистрации прав на него.

На практике, регистрируется права на незавершенные строительством объекты со степенью готовности и 1% - см. например, Постановление 11 ААС от 08.05.2015 № , Постановление АС ЦО от 02.04.2015 № . При этом, на минимальную степень готовности объекта, позволяющего квалифицировать как недвижимое имущество, может указывать наличие фундамента.

: По общему правилу, право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (например, договор аренды), на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством РФ для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения. При этом, объект незавершенного строительства должен пройти кадастровый учет. Данные правила установлены в ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Кроме того, для юр.лиц для предоставления в Росреестр также потребуется:

нотариальная доверенность лиц, представляющих документы на государственную регистрацию;

копии учредительных документов юридических лиц - участников сделки, свидетельства ФНС России о регистрации, перерегистрации юридического лица, а также свидетельства ФНС России, подтверждающие внесение всех изменений в учредительные документы. В некоторых регионах России необязательно подавать указанные документы, если они уже подавались ранее в Росреестр в рамках регистрации другого объекта. В таком случае достаточно просто сослаться на номер регистрационного дела, в котором находятся требуемые документы;

документы, подтверждающие полномочия руководителя (документ об избрании его на должность). Их нужно представить в Росреестр независимо от того, кто подает документы на государственную регистрацию: сам руководитель организации или представитель по доверенности. Например, документом, подтверждающим полномочия руководителя, может быть протокол собрания участников общества об избрании генерального директора или решение о назначении генерального директора.

В ряде случаев, органы Росреестра могут также затребовать и проектную документацию (см. Приказ Росреестра по Москве от ).

«Примерный перечень документов, представляемых при государственной регистрации
права на не завершенный строительством объект*

Подлинник и копия разрешения на строительство, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, либо Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзором), либо иным органом, который в соответствии с действовавшим законодательством был уполномочен на выдачу указанного документа.

Подлинники и копии правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждающих факт отведения земельного участка для строительства объекта.

Проектная документация.

Документы, выданные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, содержащие описание объекта незавершенного строительства, в том числе информацию об общей площади застройки и степени готовности объекта в процентах.

Документ, подтверждающий факт отсутствия прав третьих лиц на созданный объект».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

В процессе возведения любого недвижимого объекта в РФ (здание любого назначения, жилой дом и т.д.) осуществляемая стройка может быть приостановлена ввиду каких-либо возникших обстоятельств. К подобным недостроенным сооружениям применяют понятие «объект незавершенного строительства». Что же далее можно делать с такой недвижимостью, можно ли получить право собственности на него и как сделать это по закону, чтобы в дальнейшем иметь право осуществлять любые операции (продажа, дарение и т.д.)?

Определение ОНС

Что такое объект незавершенного строительства (ОНС) – существующие законодательные акты, в частности, градостроительный кодекс, не дают четкого определения этому понятию. На основании всех законов, можно выделить те признаки, которые отличают объект НЗС от других, степень готовности каких равна 100%:

  • это некое строение или здание, которое располагается на конкретном месте (географически) и имеет связь с землей;
  • это определенная стадия процесса между началом стройки и окончанием, не прошедшая стадию ввода в эксплуатацию;
  • это объект, находящийся на данный момент в процессе стройки или реконструкции и не прошел еще стадию своей регистрации;
  • это возведение, не имеющее тех свойств, какие должны быть присущи готовому объекту;
  • это то строение, которое не может выполнять функций, какие будут возможны по завершению строительства.

Кроме того, объект незавершенного строительства в любом состоянии и стадии обязательно имеет такие особенности:

  • наличие непосредственной связи с землей, из-за чего невозможно осуществить его перемещение в пространстве без нанесения его целостности вреда. К примеру, возведенный фундамент дома – для его перемещения необходимо разобрать его или разрушить. Такой пункт четко разграничивает понятие между движимыми и недвижимыми объектами – ранее возникали споры по поводу киосков и торговых конструкций, которые устанавливались без крепления в землю – на сегодняшний день четко определяется, что они не могут относиться к ОНС;
  • не зависимо от стадии своего строительства он имеет какие-либо характерные признаки;
  • процесс строительства объекта находится на одной из следующих стадий – консервации, приостановления либо же полного прекращения.

Также на протяжении долгого времени отсутствовало четкое определение — являются ли объекты незавершенного строительства объектами недвижимости. На данный момент он уже признаются таковыми и, как следствие, возможно уже осуществлять процесс признания права собственности на него, однако, в большинстве случаев, не без подачи искового заявления в суд.

Процедура оформления права собственности

Рассмотрим, как оформить право собственности на недостроенный объект и какие потребуются для этого документы.

Правовой режим присвоения права собственности предполагает обращение в один из таких органов:

  • территориальное подразделение Росреестра – непосредственно тот орган, в ведении которого находится тот населенный пункт, где расположено ваше строение;
  • во многофункциональный центр. В этом случае можно не привязываться к определенной территории – подачу заявления можно осуществить в любом удобном для гражданина отделении. Уже специалисты МФЦ после проверки всех поданных документов направят их на рассмотрение в необходимое подразделение Росреестра.

В том случае, если вопрос присвоения права собственности касается недостроенного частного дома, документы понадобится предоставить такие:

  • разрешение на строительство объекта, который является предметом подачи заявления;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю (или же договор аренды);
  • паспорт заявителя;
  • проектная документация на недострой и технический план;
  • само заявление о внесении объекта в базу ЕГРН;
  • квитанцию об оплате гос. пошлины.

Зачастую возникают ситуации, когда гражданам отказывают в регистрации права собственности. В таком случае есть выход – подать иск (заявление) в суд о неправомерности таких действий и требовании вынесения принудительного решения о совершении регистрации. После вынесения положительного решения заявление о регистрации подается повторно, причем постановление суда прикладывается ко всем поданным ранее бумагам. В большинстве случаев право собственности на недострой все же выдается.

Видео: О признании права собственности

Как определить процент готовности объекта?

Что же делать дольщикам многоквартирных домов, чье строительство прекращено и остановилось на определенной стадии – ведь по закону квартира может перейти в собственность только после оформления акта приема-передачи, подтверждающего окончание всех работ?

В таких ситуациях законом устанавливается возможность получения права собственности при определенном проценте готовности объекта – от 80% и более. Подобная процедура заключается в специально разработанных формулах, позволяющих понять, какая степень работ уже произведена от общего объема, который был запланирован:

  1. Сг = Ов х 100/Сс , где:
  • Сг – Степень (процент готовности объекта), %;
  • Ов – объем выполненных работ, выраженный в стоимостной оценке, руб;
  • Сс – общая стоимость планируемых работ согласно смете, руб.
  1. Сг = ∑ Вес i х с i /100 , где:
  • Сг – Степень (процент готовности объекта), %
  • Вес i – значение удельного веса определенного элемента постройки, ед;
  • с i — доля построенной части определенного элемента, %;
  • i – определенный порядковый номер элемента.

Принцип такой формулы заключается в том, что каждому из конструктивных элементов здания (фундамент, крыша, полы, штукатурка и т.д) присваивается порядковый номер и удельный вес, то есть какой процент от общего объема работ составляет его наличие. Если все элементы имеют степень готовности 100%, тогда и постройка также будет признана завершенной полностью.

К заявлению по передачи права собственности квартиры в недостроенной многоэтажке кроме всех документов нужно будет приложить договор о долевом участии в строительстве, а также документы, подтверждающие факт перечисления средств.

Ввод в эксплуатацию

После того, как строительство дома или квартиры успешно заканчивается, перед собственником возникает вопрос – как ввести в эксплуатацию готовую постройку? Порядок действий в этом случае будет таким:

  1. обращение для постановки на кадастровый учет (непосредственно в кадастровую палату);
  2. получение согласований в пожарной, газовой и энергоснабжающей службе на соответствие всех подведенных к дому коммуникаций;
  3. оплата необходимых пошлин за оформление документов
  4. подача заявления в отдел градостроения (местный орган исполнительной власти).

Объект незавершенного строительства относится к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем в законе не закреплено четкого определения названного термина. С учетом сложившейся судпрактики можно прийти к выводу, что суды считают таким объектом:

  • как здания, так и строения или сооружения, т. к. упомянутый юридический термин используется для характеристики самого процесса строительства и его этапов, а не особенностей конструкции такого объекта или его функционального предназначения (определение ВАС РФ от 09.09.2008 № 8985/08 по делу № А55-16774/2007);
  • перечисленные в предыдущем пункте объекты, которые на данном этапе не могут использоваться по своему назначению, т. к. не осуществлен их ввод в эксплуатацию и они находятся на этапе строительства.

Пленум ВС РФ в своем постановлении от 23.06.2015 № 25 указал, что для признания строящегося объекта объектом незавершенного строительства надлежит установить наличие завершенных работ по устройству фундамента или аналогичных им работ (п. 38).

Вместе с тем степень готовности объекта незавершенного строительства , с точки зрения судов, в данном случае не всегда является определяющей. Поскольку таким объектом может быть признан объект с любой степенью готовности, отличной от 0% (см., например, определение Ярославского облсуда от 19.12.2014 по делу № 33-6754/2014, в котором суд указал, что таким объектом можно признать результат строительных работ, который можно отличить от самого земельного участка, на котором они ведутся), в т. ч. и с готовностью 100% (например, определение Костромского облсуда от 08.04.2015 по делу № 33-485/2015), определяющим считается наличие документов о вводе в эксплуатацию.

Право собственности на объект незавершенного строительства: как оформить такой объект в собственность и может ли осуществляться передача права на него

Регистрация права собственности на такой объект, как и его постановка на государственный кадастровый учет, может быть осуществлена одновременно с госрегистрацией прав на соответствующий земельный участок и его постановкой на ГКН, если такие действия в отношении участка не были выполнены ранее (п. 1 ст. 40 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

По общему же правилу госрегистрация прав на незавершенный объект и постановка на ГКН производятся на основании правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок и разрешения на строительство такого объекта (п. 10 названной статьи).

В собственность названный объект можно зарегистрировать только в ситуации, если он не выступает предметом договора стройподряда и если собственнику необходимо произвести с этим объектом сделку (например, продать), т. е. право на него должно быть передано иным лицам (см. п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59).

Названный объект может быть отчужден, в т. ч. выступать предметом договора купли-продажи, а передача права при этом подлежит госрегистрации (п. 7 информационного письма президиума ВАС РФ от 13.11.1997 № 21).

Приказ о передаче объекта от застройщика

Необходимость передать объект незавершенного строительства от застройщика другим лицам может возникнуть в различных ситуациях. Основанием к этому может послужить производственная необходимость (например, окончание строительства может быть произведено только другим застройщиком) или банкротство застройщика (ст. 201.10 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

В таких случаях решение органа управления оформляется приказом о передаче такого объекта. Аналогичным образом должны быть оформлены и иные решения, определяющие судьбу объекта, в т. ч. консервация строительства, его списание и т. д. Разумеется, помимо названного распорядительного документа должна быть подготовлена и иная необходимая по процедуре документация (например, соглашение о расторжении договора с предыдущим застройщиком и т. п.).

Итак, объекты незавершенного строительства являются недвижимым имуществом. К нему в т. ч. могут быть отнесены объекты, степень готовности которых достигает 100 %, но при этом документы на ввод в эксплуатацию которых отсутствуют.

Градостроительным кодексом Российской Федерации введено следующее понятие объекта незавершенного строительства:

«Незавершённый объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек».

Ситуации, когда завершить строительство не удается по каким-либо причинам, не редки. Как правило, причиной этому служит недостаток финансовых средств, выделяемых инвесторами или заказчиками.

Не редки случаи, когда инвестор недостроенного объекта желает продолжить строительство, для чего необходимо провести оценку данного объекта.

Здесь очень часто используется понятие степени готовности объекта незавершенного строительства, выражаемое в процентах. Это бывает важно при решении вопросов соинвестирования, когда соинвестор, вкладывает деньги с создание объекта недвижимости, например, квартиру. На определенном этапе выяснятся что Застройщик (Подрядчик) не в состоянии завершить строительство и возникает необходимость понять, какая часть денег подлежит возврату каждому конкретному соинвестору или участнику долевого строительства, исходя из готовности конкретной части жилого дома (квартиры), которая предполагалась к выделению в его собственность после сдачи объекта в эксплуатацию.

Понятие степени готовности объекта незавершенного строительства, выражаемое в процентах берет начало еще со времени существования СССР, когда этапы выполнения работ оформляли так называемыми «процентовками», т.е. актами, в которых отражался процент выполненных работ по этапу строительства, либо по всему строительству. Это было удобно в условиях повсеместного применения единой системы ценообразования, при которой достаточно было умножить процент готовности объекта на его цену по сметной документации, и было понятно, сколько денег потрачено, или предстоит потратить на его завершение или, что еще более важно понять, на сколько процентов выполнен государственный план на соответствующий период (квартал, полугодие, год, пятилетку и т.д.). В условиях рыночной экономики, когда не все регламентируется государством, процентовки ушли в прошлое, но рациональное зерно применительно к настоящему моменту осталось.

По проценту готовности можно рассчитать, что, собственно, из денег запланированных на его постройку соответствует реально необходимыми затратам, а что взято неосновательно и, исходя из этого, подлежит детальному анализу, и какие затраты необходимы для завершения строительства объекта.

При этом, конечно, не стоит забывать о затратах на восстановление того, что было утрачено в период, когда объект стоял не завершенным или затраты на расконсервацию объекта, если объект в соответствии с требованиями нормативно-технических документов консервировался. Консервировался, но данные затраты являются непредвиденными и изначально в стоимости строительства объекта прямо не учитывались.

Инвестору важно с учетом всего изложенного также произвести оценку объекта незавершенного строительства на текущий момент времени, чтобы понять экономическую целесообразность продолжения строительства.

Как правило, оценка незавершенного строительства применяется к таким объектам, как здания или сооружения. Для того, чтобы оценка незавершенного строительства была объективной, необходимо правильно классифицировать объект оценки незавершённого строительства.

Оценка незавершенного строительства использует несколько способов классификации объектов, незавершенных строительством. Наиболее существенной для оценщика является классификация с точки зрения наличия у недостроенного объекта возможностей выступать в качестве доходной недвижимости. Большинство зданий и сооружений общественного назначения, жилые здания могут быть использованы в качестве приносящей доход недвижимости. Оценка незавершённого строительства с этими типами незавершенных объектов недвижимости, как правило, использует затратный и доходный подход.

Оценка объектов незавершенного строительства производится для следующих целей:

  • для постановки объекта незавершенного строительства на баланс организации,
  • при определении рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, которая отражает строительную и рыночную ценовую ситуацию,
  • при принятии решения о дальнейшем использовании объекта незавершенного строительства,
  • при покупке или продаже объекта незавершенного строительства,
  • для принятия решения о рациональном использовании земельного участка, на котором находится объект незавершенного строительства.

Оценка рыночной стоимости незавершенного строительства позволит решить ряд проблем, связанных с:

  • постановкой объекта незавершенного строительства на баланс организации.
  • определением реальной рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, которая чётко отражает строительную и рыночную ценовую ситуацию.
  • принятием решения о дальнейшем использовании объекта незавершенного строительства. Ответ на вопрос дальнейшего функционирования объекта зависит от степени его завершенности и от возможности изменения его эксплуатационного предназначения. Часто каркасная система недостроенного объекта позволяет построить на своей основе совершенно иное здание, нежели предполагалось несколько лет назад.
  • покупкой или продажей объекта незавершенного строительства. Чаще всего новоявленного владельца ожидают дополнительные затраты, связанные с оформлением документов, проведением технической экспертизы и подключением различных коммуникаций. Современный инвестор сегодня более охотно приобретет объект незавершенного строительства вместе с приведенным в порядок пакетом документов.
  • тем, чтобы эффективно распорядиться земельным участком, на котором находится объект незавершенного строительства. В большинстве случаев ценность составляют земельные участки, на которых располагаются объекты незавершенного строительства. С помощью нашей оценки можно определить варианты наиболее эффективного использования земельного участка, на котором расположен долгострой.

Если у Вас появились дополнительные вопросы, задайте их на нашем сайте или свяжитесь по телефону со специалистами ООО «Агентство «Независимость». По каждому конкретному случаю можно получить бесплатную консультацию и

Ну здесь Вы явно погорячились. Если уж взялись за тех планы, то и исполняйте ТРЕБОВАНИЯ к ТЕХНИЧЕСКИМ ПЛАНАМ. Например п.50 Приказа МЭР №52 от 10.02.2012. Там явно определено КАК рассчитывать степень готовности в случае отсутствия ее (готовности) в документах-основаниях. По поводу не замарачиваться на счет степени готовности, я полностью согласен с Кос. Если Вы начнете "замарачиваться", то, по Вашей же логике, необходимо будет выполнить условие п.12, вышеупомянутого приказа - "Если при подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения." Вот и включайте Таблицы УПВС и другие нормативные документы, которыми пользовались при расчете степени готовности ОНС.(А Вам это надо?) Ну а если более детально рассмотреть п.12 приказа, то ключевая фраза - "При этом факт существования объекта незавершенного строительства подтверждается кадастровым инженером по результатам натурного обследования..." Все, и никого, по сути, не интересует степень его готовности, главное ОНС есть, ставь на учет, регистрируй и плати налоги . Скажу больше, что никто и проверять не будет, в силу того, что на КП такие функции не возложены.
А вообще то не стоит путать тех.инвентаризацию с кадастровым учетом, а то можно в такие дебри залесть...

Нажмите, чтобы раскрыть...

50. В строке "9" графы "3" таблицы "Характеристики объекта незавершенного строительства" указываются сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 12 настоящих Требований.
При отсутствии в документах, на основании которых подготавливался технический план, сведений о степени готовности объекта незавершенного строительства, степень готовности объекта незавершенного строительства определяется кадастровым инженером по одному из следующих правил:
1) в соответствии со сметой на строительство по формуле:
Степень = 100 х Объем выполненных работ / Стоимость строительства,
где
Степень - степень готовности объекта незавершенного строительства (%);
Объем выполненных работ - стоимость фактически выполненных работ (руб.);
Стоимость строительства - стоимость строительства в соответствии со сметой на строительство объекта (руб.).

Вопрос конечно дискуссионный.....может быть КИ известны стоимостные показатели по пп.1 п.50 приказа....милости просим...посчитает...ибо операции с дробям и пока еще помним. В противном случае см пп.2 п.50, а там, как мы видим, "значение удельного веса конструктивного элемента в объекте". И никакого другого документа, регламентирующего эти веса по типам объектов, кроме УПВС НЕТ! (если есть подскажите...буду очень признателен). Или интуитивно (по наитию) вы сможете определить процент готовности незавершенного строительством крупного предприятия пищевой промышленности с парой десятков зданий и цехов в разной степени готовности (краски сгущаю сознательно). Что касается п.12 согласен, но включение в состав приложения таблицы УПВС не считаю решающим событием в объеме работ по составлению ТП. Кроме того не забутте про КОАП...ст.14.35 п.4. Так что лично я предпочитаю "заморачиваться".....хотя это дело сугубо личное. Что касается про божий дар и яишницу, то взявшись за изготовление ТП, мы -КИ, волей или неволей должны ориентироваться в вопросаз инвентаризации, ну...хотя бы в общих чертах