В чем заключается необходимость классификации расходов. Бюджетная классификация расходов

В экономической литературе часто употребляются понятия «затраты на производство», «издержки производства», «расходы на производство». При этом зачастую определения данных понятий значительно отличаются, иногда под ними подразумевается одно содержание.

Затраты – это стоимостное выражение использованных организацией за определенный период материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов. Издержки - обобщающий показатель, который отражает совокупность затрат, связанных с определенным процессом. При этом главным отличием понятий «издержки » и «затраты » является то, что затраты охватывают все израсходованные в организации ресурсы, а издержки относятся только непосредственно к выпуску продукции.

Затраты приводят к уменьшению одних активов и к равновеликому увеличению других активов, т.е. не уменьшают капитал предприятия и не оказывают непосредственного влияния на прибыль. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. Значит, расходы оказывают непосредственное влияние на прибыль и уменьшают капитал хозяйствующего субъекта.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

Получены доходы в результате их осуществления;

Имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансе в качестве активов.

В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

Таким образом, термины «затраты» и «издержки» близки по содержанию и взаимозаменяемы, а к употреблению термина «расходы» следует относиться внимательно.

Для эффективного управления затратами необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам.

Классификация затрат необходима для рациональной организации их учета, определе­ния места и роли их в формировании себестоимости продукции, даль­нейшего совершенствования планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции.

В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:

1) для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;

2) для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;

3) для осуществления контроля и регулирования.

В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.

В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности – калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Бюджет РФ — сложная совокупность различных статей доходов и расходов. Эффективное его исполнение предполагает грамотную классификацию источников выручки, а также направлений издержек, присутствующих в государственной финансовой системе. Специфика политического устройства России предполагает формирование устойчивой структурированной модели отнесения доходов и расходов госбюджета к тем или иным категориям. Располагают ли российские органы власти подобным ресурсом?

Общие сведения о бюджетной классификации

Безусловно, да. Иначе функционирование национальной экономики было бы невозможным. Классификация расходов, доходов и иных параметров бюджета занимает важнейшее место в системе государственного хозяйственного планирования. Данный механизм предполагает учет, систематизацию и анализ информации, касающейся исполнения статей госбюджета. На основании этих сведений впоследствии может осуществляться оценка эффективности политики государства в соответствующем направлении, а также выявление возможных механизмов ее оптимизации.

Федеральные стандарты

Формирование общих принципов классификации доходов и расходов бюджета в России выстраивается на федеральном уровне посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, а впоследствии делегируется в регионы и муниципалитеты. Тот факт, что разработка стандартов и норм, посредством которых осуществляется отнесение статей выручки и издержек государственного бюджета к тем или иным категориям, реализуется именно на федеральном уровне — важнейший фактор устойчивости национальной экономики, во многом также и политической системы.

Бюджетная классификация расходов и доходов предполагает группировку соответствующих статей по степени схожести источников поступления и каналов инвестирования денежных средств в казну и задействуется как с целью составления финансовых планов, так и в процессе их исполнения. Ключевая задача государства при этом — обеспечить сопоставимость тех или иных показателей в бюджетах разных уровней — федеральном, региональном, муниципальном.

Структура бюджетной классификации в РФ

На основе каких принципов осуществляется бюджетная классификация расходов в России? Прежде всего следует выделить 2 основных механизма ее реализации.

  • Во-первых, это классификация доходов. Она предполагает группировку бюджетной выручки по всем уровням соотносительно с источниками, которые ее формируют, и в соответствии с положениями регулирующего законодательства. Категории доходов определяются статьями, которые объединяют те или иные источники выручки по общему признаку. Это могут быть, например, таможенные сборы.
  • Во-вторых, расходов бюджета. Это также группировка издержек, распределяемых по различным уровням системы государственного финансирования. Классификация расходов отражает направленность денежных потоков по конкретным направлениям в целях решения ключевых задач, которые стоят перед государством — развития экономики и повышения благосостояния граждан.

Бюджетная классификация в рамках российской модели предполагает отнесение выручки и издержек к разделам, подразделам, а также целевым статьям госбюджета, которые отражают направленность денежных потоков в область решения конкретных видов задач, стоящих перед государством, и предполагают реализацию тех или иных экономических активностей.

Классификация расходов и доходов бюджета РФ может также осуществляться по экономическим основаниям. Данный механизм предполагает группировку различных статей исходя из их хозяйственного содержания. Как правило, предполагается выделение текущих и капитальных издержек. Также экономическая классификация доходов и расходов предполагает последующее составление смет для конкретных

Ведомственная классификация

Важнейший компонент системы распределения расходов в рамках государственного финансирования — активности ведомств. В чем они заключаются? Прежде всего в том, что органы власти сами могут определять те или иные механизмы отнесения статей бюджета к конкретным категориям. Практикуется, таким образом, ведомственная классификация расходов государственной системы финансирования. Она представляет собой группировку статей издержек на уровне бюджетных систем субъектов РФ. Главная задача органов власти, занимающихся данным направлением работы — распределить бюджетные ресурсы по распорядителям.

Ведомственная классификация статей расходов чаще всего выступает в качестве механизма распределения соответствующих ассигнований. Критерии здесь те же, что отмечены нами выше — отнесение издержек к тем или иным разделам, подразделам или же целевым статьям (которые, в свою очередь, могут быть дополнительно классифицированы на подстатьи и прочие элементы финансового обеспечения деятельности органов власти и учреждений). Что касается распорядителей бюджетных средств на уровне регионов РФ, а также субъектов в аналогичном статусе, занимающихся работой на уровне муниципалитетов, то их перечни утверждаются структурами исполнительной власти или же компетентными органами местного самоуправления.

Значимость классификации

Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы России. Специфика РФ во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны.

Поэтому исключительно важно с точки зрения поддержания целостности и устойчивости политической системы иметь структурированную модель классификации и распределения выручки и издержек бюджета. Принципы ее выстраивания должны быть понятными и открытыми как для федеральных структур, принимающих ключевые решения в области управления финансами, так и для региональных и муниципальных органов власти.

Рассмотренная нами классификация, по мнению экспертов, в целом, выстроена в достаточной мере логично. Статьи доходов и расходов, предусмотренные российской бюджетной системой, что очень важно, — едины для всех уровней управления государственными финансами. Данный аспект вполне имеет смысл рассмотреть подробнее.

Единство бюджетной системы

Итак, важнейший признак, которым характеризуется классификация доходов и расходов бюджета в Российской модели — единство подходов и критериев отнесения их к той или иной категории на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому ключевые нормы, регулирующие данный механизм, утверждаются на уровне высших органов власти. Как правило, соответствующие источники права принимают характер федерального закона. В свою очередь, на уровне субъектов РФ или муниципалитетов может осуществляться необходимая детализация регулирующих норм посредством издания региональных либо местных законов. Главное при этом — не нарушить общие принципы бюджетной классификации, закрепленные на федеральном уровне.

Мы исследовали ключевые теоретические принципы, по которым органы власти в РФ осуществляют отнесение статей расходов и доходов государственной финансовой системы к тем или иным категориям. Мы увидели, что есть ряд базовых подходов к выстраиванию подобной схемы, которые опираются на экономические критерии, или же, например, методы, задействуемые в конкретных ведомствах. Рассмотрим теперь ряд практических моментов, отражающих то, каким образом осуществляется классификация государственных расходов и доходов. Изучим те самые категории, по которым в РФ распределяются выручка и издержки государственной финансовой системы. Начнем с доходов.

Классификация доходов

Классификация бюджетной выручки выражается в отнесении ее источников к группам, подгруппам и конкретным статьям.

Касательно групп можно выделить налоговые доходы. В числе ключевых подгрупп:

1. Налоги на товары, сервисы, лицензионные и иные сборы. К ним относятся:

Акцизы по продукции или сырье, которые выпускаются в России или ввозятся из-за рубежа;

Федеральные, региональные, а также местные сборы, относящиеся к категории лицензионных;

Налог на приобретение иностранной валюты, а также платежных документов, которые выражаются посредством зарубежных денежных знаков;

2. Имущественные сборы. К таковым относятся налоги:

На имущество предприятий;

На собственность физлиц;

На недвижимость;

На наследование либо дарение.

3. Сборы за пользование располагающимися в государстве природными ресурсами. В числе таковых:

Платежи за недропользование;

Сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительную выручку от добычи углеводородов;

Налог на право пользования водными ресурсами, объектами животного мира;

Лесной, водный, экологический, земельный налоги.

4. Сборы, связанные с торговлей между РФ и другими странами, с внешнеэкономическими транзакциями. В числе таковых:

Таможенные, государственные сборы и пошлины;

Взносы в различные фонды, принадлежащие государству;

Дорожный и транспортный налоги.

Другая крупнейшая группа источников бюджетной выручки — неналоговые доходы. В их структуре присутствуют следующие основные подгруппы:

1. Имущественные доходы по активам, которые находятся в собственности государства, муниципалитетов, либо возникающие вследствие тех или иных коммерческих активностей. К таковым относятся:

Доходы от задействования активов, принадлежащих государству или муниципалитетам;

Дивиденды по ценным бумагам государственного происхождения;

Выручка от предоставления в аренду государственного имущества;

Проценты, которые получены в результате формирования банковских депозитов за счет свободных бюджетных средств, а также те, что возникли вследствие предоставления займов внутри страны;

Доходы, которые появились вследствие предоставления услуг либо компенсации издержек государства;

Прибыль ЦБ РФ;

Платежи от государственных либо муниципальных учреждений;

Сбор за квоты по вылову рыбы для и зарубежных организаций;

Иные поступления от активов, которые находятся в собственности государства либо муниципалитета.

2. Доходы от продажи активов, которыми владеет государство или местный орган власти. Таковыми могут быть:

Выручка от приватизации предприятий, которые находились в собственности государства;

Доходы, возникшие вследствие продажи органами государственной власти акций;

Выручка, появившаяся как результат сделок с жилой недвижимостью;

Доходы от продажи производственных либо непроизводственных ресурсов, транспорта, тех или иных видов оборудования;

Выручка от реализации конфискованного или не имеющего владельцев имущества, кладов и иных активов, которые перешли в собственность государства либо муниципалитета.

Доходы от продажи государственных запасов;

Выручка от реализации земельных ресурсов, а также нематериальных активов;

Поступления из негосударственных структур в формате капитальных трансфертов;

Платежи и сборы, относящиеся к категории административных;

Штрафы, оплата возмещения ущерба;

Выручка, возникшая вследствие внешнеэкономических активностей;

Иные доходы, относимые к категории неналоговых.

3. Безвозмездные поступления. Их источниками могут быть:

Бюджеты различных уровней;

Государственные фонды, организации;

Наднациональные структуры.

В классификацию могут быть включены средства, которые передаются в целевые фонды. Собственно, данного типа учреждения также могут иметь доходы.

4. Выручка целевых фондов. В числе таковых:

Дорожные, экологические фонды;

Структуры, относящиеся к деятельности таможенной системы России;

Фонд борьбы с преступностью;

Структуры, находящиеся в ведении Федеральной пограничной службы, Министерства по атомной энергии;

Фонд воспроизводства минеральной и сырьевой базы.

Таковы ключевые категории, в рамках которых классифицируются доходы российского бюджета. Как мы определили выше, их сущность направлена на поддержание единства бюджетной системы РФ, адаптированной к специфике политического устройства страны. Но не меньшую значимость для нас будет иметь изучение принципов, по которым государственные органы власти классифицируют также и расходы госбюджета.

Итак, критерии отнесения доходов к тем или иным категориям, принятые в РФ, мы рассмотрели. Изучим теперь, что собой представляет функциональная классификация расходов бюджета России. Основной ее категорией считается раздел. Конкретных их разновидностей достаточно много. Так, современная бюджета в РФ предполагает выделение следующего перечня разделов:

Государственное и муниципальное управление;

Судебная власть;

Активности на международной арене;

Правоохранительные структуры;

Промышленность, энергетическая и строительная отрасли;

Деятельность в сфере сельского хозяйства, рыболовство;

Охрана экологии;

Транспортная сфера;

Связь, информационные технологии;

Рыночная инфраструктура;

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС;

Образование;

Культура и искусство;

Здравоохранение, физкультура;

Социально ориентированные направления политики;

Выплаты по внешним государственным займам;

Формирование государственных резервов;

Бюджетные дотации и иные меры поддержки;

Оптимизация состава вооружений, в том числе и в рамках международных соглашений;

Подготовка вооруженных сил в части мобилизации;

Финансирование деятельности целевых фондов;

Прочие типы расходов.

Изучим теперь то, что представляет собой экономическая классификация расходов бюджета. В рамках нее предполагается отнесение издержек к следующим основным категориям:

1. Текущие расходы. К таковым относятся:

Выплата процентов по займам;

Субсидии, трансферты;

Расходы, связанные с процедурами признания прав на владение активами за рубежом.

2. Капитальные расходы. В числе таковых:

Вложения в основные средства;

Формирование государственного резерва;

Покупка земли, а также нематериальных активов;

Трансферты, относящиеся к категории капитальных.

3. Предоставление бюджетных займов. В числе активностей соответствующего типа:

Предоставление кредитов в рамках ;

Предоставление займов иностранным государствам;

Возврат кредитов.

Возможно выделение дополнительных критериев детализации издержек. Экономическая классификация расходов бюджета может предполагать определение самого широкого спектра статей, куда могут направляться государственные финансы.

Дополнительные критерии классификации доходов и расходов

Так, например, в отдельную категорию иногда выделяются трансферты гражданам. Они представляют собой бюджетные средства, которые направлены на финансирование пенсий, пособий, компенсаций, выплат социального характера, а также стипендий — всех тех мер финансовой поддержки, что предусмотрены федеральным, региональным или же муниципальным законодательством.

Бюджетная классификация расходов бюджета может предполагать выделение на базе текущих категорий и разделов дополнительных предметных статей. Например, если речь идет о субсидиях — денежных средствах, которые предоставляются государством в требуемых объемах региональному или муниципальному бюджету, организации или гражданину на условиях долевого денежного обеспечения, то они вполне могут быть классифицированы на различные подстатьи.

Государственные стандарты в бизнесе

Примечательно, что функциональная классификация расходов, а также различные методики отнесения доходов бюджета к той или иной категории, что используются государственными органами власти, могут в виде достаточно схожих концепций находить применение и в бизнесе. Как это возможно?

Дело в том, что классификация доходов и расходов организации также может предполагать их отнесение к разделам, подразделам, предметным статьям и дополнительным категориям. Методика, применяемая органами власти и бизнесом, в этом смысле может быть весьма схожей.

Например, классификация доходов и расходов организации может предполагать их отнесение, если говорить о первых, к конкретной области происхождения, а если вести речь о вторых — к определенной сфере инвестиционных активностей (например, совершенствование производственной базы, улучшение инфраструктуры, привлечение новых кадров, строительство новых объектов и т. д.). В свою очередь, в рамках каждого из отмеченных направлений активностей предприятия издержки будут конкретизироваться.

Схожесть принципов, по которым осуществляется структурирование финансового плана государства и классификация расходов организации, равно как и доходов, может выражаться не только в отнесении выручки и издержек фирмы к тем или иным статьям (равно как и в случае с государственным бюджетом), но также и в выстраивании принципов корпоративных взаимоотношений между организациями, которые, к примеру, объединены в холдинг. В чем это может выражаться?

Холдинг в данном случае может выступать неким аналогом федерального бюджета. Предприятия, что входят в его структуру - «региональными» финансовыми системами. Подразделения и филиалы - «муниципальными» бюджетами. Таким образом, классификация расходов организации может предполагать, к примеру, включение в их структуру транзакций, аналогичных субсидиям и трансфертам, то есть направленных на оказание финансовой поддержки тем структурам холдинга, которые в ней в конкретный момент времени нуждаются.

Коммерческие активности иногда могут быть весьма схожими с теми или иными видами деятельности органов государственной власти. Так, например, что касается займов и кредитов — классификация расходов предприятия также может предполагать включение их в отдельную категорию, подобно тому, как органы власти делают это, формируя бюджет.

Таким образом, финансовая политика власти и бизнеса может иметь заметные признаки схожести. Классификация расходов предприятия, доходов, равно как и структурирование выручки и издержек государственного бюджета в рамках тех или иных категорий, в ряде случаев будет осуществляться по единым принципам.

Доходы и расходы государственного бюджета весьма разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам. Для обеспечения правильного планирования и учета бюджетных доходов и расходов в масштабах всей республики их необходимо классифицировать. Важнейшим условием обеспечения единства бюджетной системы является ее организация в разрезе статей бюджетной классификации.
Под бюджетной классификацией понимается научно обоснованная эко-номическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, а также источников покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, приведенная в определенную систему и закодированная в надлежащем порядке. Характер группировки определяется социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой экономики и системой управления. Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.
В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей бюджета, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их состав и структура. При этом важным требованием, предъявляемом к бюджетной классификации является ясность и четкость группировки.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей.
Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным контроль за движением бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.
Основными принципами построения бюджетной классификации являются:
1) принцип единства, т.е. бюджетная классификация служит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов;
2) принцип ясности означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджетов всех видов
3) принцип детализации доходов и расходов означает, что доходы классифицируются по источникам возникновения, а затраты по целевым статьям расходов.
Бюджетная классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременностью поступлений средств и использованию средств бюджета по целевому назначению. Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию бюджетных средств.
Большая роль принадлежит бюджетной классификации и в процессе исполнения бюджета. Она является необходимым условием обеспечения целевого финансирования мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете и сметах расходов бюджетных учреждений. Бюджетная классификация лежит в основе единства синтетического и аналитического учета доходов и расходов бюджета в финансовых органах, бюджетных учреждениях, учреждениях Национального банка Республики Казахстан. Она необходима для составления отчетности об исполнении государственного бюджета. В условиях самостоятельности звеньев бюджетной системы бюджетная классификация создает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей.
Необходимость бюджетной классификации обусловлена созданием единых условий и принципов органам государственной власти и управления для осуществления бюджетного планирования, управления бюджетным процессом, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, проведения бюджетного контроля, анализа составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
Действующая в Республике Казахстан Единая Бюджетная Классификация разработана по методике Международного валютного фонда на основе требований международных стандартов. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан является группировкой поступлений и
расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Единая бюджетная классификация является единой и обязательной для консолидированного бюджета и одним из инструментов гармонизации системы показателей стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики, республиканского и местных бюджетов в целях достижения их сбалансированности. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений, дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в Министерство экономического развития и торговли в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений, дополнений в Бюджетную классификацию. Предложения о внесении изменений, дополнений в проект Бюджетной классификации, необходимых для планирования проекта бюджета на предстоящий финансовый год, вносятся до 15 апреля текущего года.
Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 15 мая текущего года направляется Министерством экономического развития и торговли центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов. При составлении Бюджетной классификации, в случаях исключения из соответствующих уровней бюджета существующих классификационных кодов, указывается дата окончания их действия. Бюджетная классификация утверждается после принятия Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Каждому виду поступлений и расходов бюджета присваивается клас-сификационный код, который представляет собой цифровой код (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступления, каждым видам расходов бюджета и администраторам бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификаций поступлений, функциональной и экономической классификации расходов.?
Введение новых видов поступлений, отмена или изменение действующих в Бюджетной классификации производится Министерством экономического развития иторговли соответствующим нормативным правовым актам. При этом, Министерство финансов РК вносит в Министерство экономического развития и торговли предложение о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих. Соответствующие предложения органов государственного управления
о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих рассматриваются Министерством экономического развития и торговли на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов. Министерство экономического развития и торговли обоснованно отклоняет эти предложения, либо разрабатывает в установленном порядке проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию. Расходы государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также непосредственно обеспечивающих безопасность Президента Республики Казахстан, классифицируются по одной функциональной группе, одной текущей бюджетной программе и одной бюджетной программе развития с отражением по одной специфике экономической классификации расходов.
Действующая единая бюджетная классификация характеризуется прозрачностью движения финансовых потоков, что позволяет осуществлять строгий финансовый контроль за процессами формирования доходов и расходования бюджетных средств.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)