Сколько людей живет в чувашии. Чуваши: история и традиции народа

Чувашия - республика в составе РФ, расположенная в 700 километрах от Москвы. Население Чувашии - свыше 1,2 миллиона человек. В статье речь пойдет о том, кто населяет республику, а также о демографических проблемах и городах края.

общие сведения

Чувашия - одна из Она расположена в центре европейской части страны. На севере республики протекает река Волга. Расстояние от «столицы» края до столицы России составляет 630 км.

Республика занимает небольшую (по российским меркам) площадь: около 18 000 квадратных километров. Население Чувашии составляет 1,23 миллиона человек. Республика достаточно хорошо связана с другими регионами России автомобильными, железнодорожными, а также водными транспортными путями.

Большая часть Чувашии расположена в междуречье Суры и Свияги, в пределах лесной и лесостепной природных зон. Рельеф территории равнинный, климат - умеренно-континентальный. Из полезных ископаемых в регионе имеются месторождения и фосфоритов.

Чувашия - земля с богатой культурой и традициями. Ее часто называют «краем ста тысяч песен». Исследователи акцентируют внимание на своеобразии местной музыкальной культуры, которая выражается не только в особой манере пения, но и в наборе инструментов.

Динамика и численность населения республики

Чувашия - один из самых населенных субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2016 год здесь проживает 1 миллион 237 тысяч человек. При этом средняя плотность населения Чувашии - одна из самых высоких в России (почти 68 чел./кв. км.).

Тем не менее, демографическая ситуация в республике вот уже двадцать лет остается весьма сложной. Начиная с 1994-го, население Чувашии постепенно вымирает. За этот период времени регион потерял почти 100 тысяч своих жителей! Правда, к 2016 году темпы вымирания населения приостановились, в первую очередь за счет увеличения рождаемости.

Другая серьезная региона - это «старение» населения. Дело в том, что из республики активно выезжает молодежь. Соответственно, в возрастной структуре населения увеличивается доля людей пенсионного возраста.

Уровень урбанизации в крае сравнительно невысокий - 61,3%. Однако в последнее время городское население Республики Чувашии увеличивается с каждым годом.

Возрастной, половой состав населения и миграции

Как уже упоминалось выше, в Чувашии с каждым годом увеличивается доля пенсионеров. Соответственно, доля лиц несовершеннолетнего возраста уменьшается. Если в 1989 году она составляла почти 27%, то в 2002 - всего 19,9%.

Если говорить о половой структуре населения, то в Чувашии преобладают женщины (53,7%). Однако в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию общего соотношения мужчин и женщин.

Население Чувашии сокращается не только вследствие естественных демографических процессов, но и за счет активной эмиграции. За последние пять лет в регионе наблюдается отрицательная миграционная динамика. В среднем, каждый год Чувашию покидает на 2-5 тысяч человек больше, нежели въезжает в республику. Главными центрами притяжения для мигрантов из этого региона является Москва, Ульяновская область, Татарстан и Подмосковье.

Этнический состав населения. Кто такие чуваши?

В национальном составе республики доминируют чуваши (67,7%). Далее идут русские (26,7%), татары (2,8%) и мордва (около 1%). Также на территории Чувашии довольно многочисленны диаспоры украинцев, белорусов и армян.

Чуваши - коренное население республики. Это тюркский этнос, происхождение которого ученые связывают с волжскими булгарами. Общая численность чувашей в мире оценивается в полтора миллиона человек. Половина из них проживает в пределах Республики Чувашии. Остальные представители этого этноса распорошены по территории России, они также живут в Казахстане, Узбекистане, Украине и некоторых других странах.

Чуваши говорят на своем языке - чувашском, который имеет три диалекта. В 65% школ региона обучение детей происходит именно на этом языке. Большая часть чувашей - православные христиане. Однако есть среди них и приверженцы традиционных языческих верований.

Согласно древним чувашским мифам, Земля имеет форму квадрата. Небесная твердь опирается на четыре столпа (медный, каменный, золотой и серебряный). Каждый из четырех углов Земли надежно охраняет богатырь-защитник.

Современное территориальное устройство республики. Население Чувашии по районам

Республика Чувашия сегодня разделена на 21 административный район. Здесь насчитывается девять городов, восемь ПГТ и 1720 деревень. Столицей республики является город Чебоксары. Согласно последней в нем проживает каждый третий житель Чувашии.

Районы республики различны по своим размерам. Самый большой по площади - Алатырский, а самый маленький - Красноармейский. Ниже в таблице представлены все районы Чувашии, с указанием численности населения по каждому из них:

Название района

Количество жителей (в тыс. чел.)

Алатырский

Аликовский

Батыревский

Вурнарский

Ибресинский

Канашский

Красноармейский

Красночетайский

Козловский

Комсомольский

Марпосадский

Моргаушский

Порецкий

Урмарский

Цивильский

Чебоксарский

Шумерлинский

Шемуршинский

Ядринский

Янтиковский

Яльчикский

Города Чувашии

Перечень городов Чувашии включает в себя девять населенных пунктов. Два из них относятся к числу крупных городов. А вот в самом маленьком проживает всего 8,5 тысяч человек.

Самым старым городом в пределах республики считаются Чебоксары (первое упоминание в письменных документах за 1469 год). В XVI веке возникли еще три города - Алатырь, Ядрин и Цивильск.

Ниже перечислены все города Чувашии по численности населения (от самого крупного - к самому маленькому):

  • Чебоксары.
  • Новочебоксарск.
  • Канаш.
  • Алатырь.
  • Шумерля.
  • Цивильск.
  • Козловка.
  • Мариинский Посад.
  • Ядрин.

Город Чебоксары - столица республики

Чебоксары - самый крупный город в Чувашии. Помимо столичного статуса, это также важный культурный, научный и транспортный центр края. В 2001 году город получил почетный титул «самого благоустроенного» в России.

Чебоксары расположены на реке Волге. Транспортными воротами города является аэропорт, железнодорожный вокзал и речной порт.

Город возник в середине XV века. К началу XVIII века он превращается в крупный центр торговли на Поволжье. Здесь активно торгуют хлебом, пушниной, рыбой, медом и солью. В настоящее время в Чебоксарах работает более десятка крупных предприятий. Здесь выпускают промышленные тракторы, электронные приборы и оптическое оборудование, текстиль, кондитерские изделия. Два местных завода выпускают широкий спектр алкогольной продукции.

Чебоксары известны и в качестве рекреационного центра региона. Так, на левом берегу Волги находится санаторий «Чувашия», который оказывает оздоровительные услуги, а также услуги по лечению и диагностике различных заболеваний.

Чебоксары - важный образовательный и культурный центр Чувашии. Здесь функционируют пять вузов, а также ряд филиалов иногородних В городе работает восемь музеев, пять театров и более 30 публичных библиотек. Ежегодно в Чебоксарах проводится несколько крупных фестивалей.

Среди архитектурных памятников города стоит отметить несколько красивейших старинных храмовых построек и комплексов. В частности, Введенский собор 1651 года, Свято-Троицкий монастырь, основанный в XVII веке, Успенский храм (1763 год). В городе в разное время было установлено более тридцати памятников, скульптурных композиций и монументов. Самые красивые и известные из них - это монумент Матери (который считается главным туристическим символом Чебоксар), великолепный конный памятник Чапаеву, бюст поэта Низами Гянджеви и другие.

В заключение

1 236 628 - такова точная численность населения Чувашии (на 2016 год). Главным этносом в пределах республики являются чуваши - коренные жители края. Здесь их насчитывается около 68%. Город Чебоксары - крупнейший город Чувашии и ее столица.

Сегодня для этой республики характерен целый ряд острых демографических проблем: вымирание и старение населения, а также отток молодежи в другие, более перспективные регионы страны.

18:29

МП «Единый центр муниципального заказа» (ЕЦМЗ) одним только своим названием вызывает негативные ассоциации: за ним до сих пор тянется шлейф скандалов, связанных с закупками продуктов для нижегородских школ и детсадов. Казалось, что после ухода из УФАС Михаила Теодоровича, который боролся с ЕЦМЗ больше, чем со всеми другими монополистическими излишествами, внимание к муниципальному предприятию ослабнет, и ведомство Владимира Жмакина продолжит увеличивать чужие и свои калории. Однако даже при новом хозяине УФАС муниципальному кормильцу приходится не сладко: через телеграм-канал «Нижегородский эксперт» произошла контролируемая утечка информации. Мол, приехавший из Тамбова чиновник менее чем за год сумел купить в Нижнем элитную квартиру за 5 миллионов рублей. Вот что значит сытное место! В окружении Жмакина эту информацию подтвердили, однако, добавили, что жилье на высоком берегу Оки приобретено в ипотеку, поэтому говорить о сверхвысоких доходах «кормчего» было бы неправильно.

12:37

Уже несколько дней не обновляется информация о деятельности главы республики Михаила Игнатьева на официальном портале органов власти региона. Выглядит это довольно странно, поскольку он выезжал на форум регионов России и Беларуси в Санкт-Петербург, а с подобных мероприятий новости обычно идут потоком. Тем временем, различные источники стали сообщать о проблемах главы республики со здоровьем, вплоть до срочной госпитализации с последующей операцией на сердце. Конечно. подобные темы обсуждать не принято, когда речь идет об обычных людях. Но высший руководитель субъекта Федерации – категория особая. Тут не только медицина, тут и большая политика. Искренне желая Михаилу Васильевичу отличного самочувствия, «Правда ПФО» все же вынуждена сопоставить определенные факты. Кстати, уже после появления этой публикации на нашем сайте питерские СМИ подтвердили срочную госпитализацию Михаила Игнатьева в тяжелом состоянии.

10:31

Шокирующее видео массовой гибели пчел пришло на редакционную почту «Правды ПФО». Фермер из Чувашии на нем высказывает все, что он думает о чиновниках, не предупредивших заранее об обработке посевов рапса пестицидами, которые для пчел являются смертельным ядом. Проблема в Приволжском федеральном округе затронула также Татарстан, Мордовию, Марий Эл и неофициальную «столицу меда России» – Башкортостан. В этом регионе гибель пчел обусловлена не только пестицидами, но и необдуманным скрещиванием пчел различных пород, о чем вчера говорили на специальном мероприятии в заповеднике «Шульган-Таш». Всего в России, по данным Минсельхоза, погибло более 35 тысяч пчелосемей, и это совсем скоро может обернуться повышением цен не только на мед, но и на гречку, подсолнечное масло и другие продукты, выращивание которых немыслимо без опыления пчелами.

четверг - 18.07.19

14:55

Процесс реституции в Нижнем Новгороде из возврата старой церковной собственности фактически трансформировался в приобретение нового имущества и земли. Так случилось с знаменитым Острогом, который местной епархии никогда и не принадлежал. Тем не менее, по данным «Правды ПФО», целиком или частично этот комплекс, расположенный в самом центре приволжской столицы, могут передать под архиерейский надзор. Нижегородцы уже бьют тревогу и пишут письма губернатору Никитину с просьбой защитить тюремный замок, а в митрополии заняли оборонительную позицию, настаивая, что заберут не весь музей-заповедник, а «лишь домовую церковь». Проблему градозащитники видят в том, что храм занимает сразу два этажа здания, и в случае его передачи в церковную собственность это может наложить ограничения на посещение Острога и проведение там светских мероприятий. Негативный информационный фон вокруг аппетитов митрополии, судя по всему, напугал Росимущество, которое в ожидании реакции региональных властей пообещало не делать пока никаких резких движений.

Увеличить
Увеличить
Увеличить

Численность постоянного населения Чувашской Республики на 1 января 2014 года составила 1239984 человека, в том числе городского населения - 746215 человек (60,2%), сельского - 493769 человек (39,8%). За 2013 год численность населения республики уменьшилась на 3447 человек (на 0,3%)

Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность . За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.

Плотность населения Чувашии 67.6 человек на 1 кв.км. Это один из самых высоких показателей в России. Численность экономически активного населения в 2013 году составил около 671,6 тыс. чел., из них занятые в экономике 633,3 тыс. чел., безработных 38,3 тыс. человек. Численность без- работных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости на конец года 4,8 тыс. чел. Демографическая ситуация характеризуется увеличением удельного веса работающих в возрастных группах от 25 до 29 лет и от 50 до 54 лет. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 39,5 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работникам организаций по Чувашской Республике в январе - мае 2014 года составила 19 716,2 рубля и по сравнению с январем - маем 2013 года увеличилась на 10,0%. В мае 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года средняя заработная плата увеличилась на 10,0% и составила 20 980,4 рубля. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе - мае 2014 года составила 102,8% к январю - маю 2013 года, а в мае 2014 года – 102,0% к маю 2013 года.
Среднесписочная численность работающих в организациях республики в январе - мае 2014 года составила 352,5 тыс.человек (99,0% к январю - маю 2013 года).

На 1 января 2001 г. в республике Чувашия проживало 1351,7 тысяч человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. Численность населения Чувашской Республики за 100 лет возросла приблизительно в 2 раза. Самыми высокими темпами она увеличивалась в первой половине XX века, с 80-х годов темпы прироста начали снижаться, а с 1995 года численность населения Чувашии начала уменьшаться.

Сравнивая изменение численности городского и сельского населения, отмечаем быстрый рост городского населения. За 100 лет оно увеличилось в 34,5 раза. Если в 1897 году доля горожан составляла 3,5%, то в 2001 году их удельный вес достиг 61,4%. Численность сельского населения с 1897 по 2000 гг. уменьшилась в 1,2 раза, и в конце XX века удельный вес селян составил 38,6%.

Чуваши - одна из многочисленных народностей России (по численности занимают третье место - после русских и татар). Предками чувашей являются полукочевые племена древних болгар и сувар, жившие в V-VIII вв. на Северном Кавказе. В VII-VIII вв. одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другая переселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей и казанских татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основе сельского болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубеже XV-XVI вв. В 1551 году чуваши вошли в состав России. Язык чувашей относится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Первый букварь с русской графикой опубликован в 1871 году. В древности использовалась руническая письменность. В период с середины XVIII до середины XIX вв. чуваши насильственно были обращены в православие.

Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации. В царской России территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована в ЧССР, а в 1992 г. - в Чувашскую Республику. С 26 декабря 1993 года в республике президентская форма правления. На основе всеобщего тайного голосования, первым президентом был избран Н.В. Федоров.

Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км2.

Чувашия относится к числу регионов России с преобладающим составом титульной нации. Правда, доля чувашей в республике с годами снижается: в 1970 г. - 70% и в 1989 г - 67,8%. Одновременно увеличивается доля русских: в 1970 г. - 24,5%, а в 1989 г. - 26,7%. На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: татары - 2,7%, мордва - 1,4%, украинцы - 0,5%, марийцы - 0,3% и другие.

По территории Чувашии национальный состав неоднороден: так, в Алатырском районе доля русских составляет 64,4%, в Порецком - 73,9%. В Батыревском районе относительно высока доля татар - 23,3%. Много татар проживает в Комсомольском (23%), Шемуршинском (11,1%) и Козловском (6,1%) районах. В южных районах республики имеются мордовские поселения, поэтому доля мордвы в Порецком районе - 20,9%, в Алатырском - 16,9%, в Шемуршинском - 2,8%. Надо отметить, что и среди чувашей наблюдаются некоторые этнические отличия, которые проявляются в одежде, в речи и в быту.

Из четырех старых городов, возникших во второй половине XVI века, только Чебоксары входят в ранг крупных городов, Алатырь относится к средним городам, а Цивильск и Ядрин -- к малым.

В Северной Чувашии на берегу Волги находится столица республики, её промышленный и культурный центр - Чебоксары.

Территория для города в то время была выбрана очень удачно, в котловине высокого правобережья Волги, образованной тремя маленькими речками: Чебоксаркой, Кайбулкой и Сугуткой. Таких мест по нагорному берегу, которой годились бы для постройки города и для устройства пристани, с одной стороны, и в тоже время имели высокие точки для наблюдения за движениями по Волге, с другой стороны, в пределах Чувашии не так много, - ещё лишь у Мариинского Посада и Козловки. Естественно, что расположение на Волге имело для Чебоксар в прошлом, также как имеет и сейчас, исключительно большое значение.

По тому времени город сравнительно быстро развивался, и к концу XVI в. в нём насчитывалось более 1000 жителей. Чебоксары были укреплены деревянной крепостью и наряду с Цивильском, Ядрином, Алатырем выполняли роль военно-колонизационного пункта Московского государства во вновь присоединенных землях Среднего Поволжья. Город соперничал по своему богатству с Казанью и Нижним Новгородом. Его первоначальному экономическому росту во многом способствовало то, что к нему тяготело большая и издавна освоенная земледельческая территория, а также близость большой Волжской ярмарки, первоначально располагавшиеся близ Казани, на острове Маркиз, а затем переведенный в Макарьев.

Безусловно, местоположение на великой водной магистрали страны, бывшей много веков единственным крупным торговым путём, в немалой степени способствовало укреплению и развитию Чебоксар. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что город стоял на границе различных по своему хозяйственному значению территорий лесного Заволжья и довольно густо населенного и освоенного уже в то время правобережья.

Страшный пожар 1659 г. Совершено уничтожил Чебоксары. Город постепенно отстраивался заново, но уже в сильной мере тратил своё экономическое значение, так как многие ремесленники и купцы разорились и переселились в Казань и Нижний Новгород.

Первоначально город располагался на склоне правого берега Волги по речке Чебоксарки. Со временем город спустился в котловину, которая стала застраиваться по обеим сторонам Чебоксарки. Здесь селились беднота, ремесленники, мелкие торговцы, а уже потом стали появляться дома и лабазы купцов и местные знаки. Постепенно Чебоксары начали тянуться к юг в сторону теперешнего Канашского тракта.

В начале XVIII века здесь насчитывалось 1837 купцов и ремесленников, было около двух десятков кожевенных, юфтяных и колокольных «заводиков», ярмарка и таможня. Отметим, в частности, что колокола, отличными Чебоксарскими мастерами славились далеко за пределами города. Кроме того, Чебоксары обращали на себя внимание обилием церквей.

Значение города сильно упало после третьего в его истории грандиозного пожара 1773 г., когда сгорело 14 заводов, 29 церквей, 717 домов его экономическая роль сильно пошатнулась. Ставши уездным городом Казанской губернии в 1781 г., он не изменился к лучшему и так и остался небольшим захолустным городом.

До Великой Октябрьской революции экономическое значение города было ничтожным: здесь было всего 300 рабочих, трудившихся на винокуренном, кожевенном, лесопильных заводах и мелких производствах. Город, не отличавшийся нормальным даже для того времени благоустройством, утопал в грязи.

Только после Великого Октября, когда Чебоксары стали столицей Советской Чувашии, началось преобразование города. За 42 года облик города неузнаваемо изменился.

Чебоксары сегодня - это уникальный город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные и единственные в своем роде музеи и памятники, где культуры - русская и чувашская - за века тесно переплелись и дополняют друг друга.

1997 1998 18,3 ↘ 18,2 ↘ 17,3 ↗ 18,6 ↘ 15,7 ↘ 10,2 ↘ 10,0 ↘ 9,4 ↗ 9,8 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ↘ 8,9 ↗ 9,1 ↘ 8,9 ↗ 9,7 ↗ 10,1 ↗ 10,5 ↘ 10,1 ↗ 10,3 ↗ 11,6 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ↗ 11,7 ↗ 12,6 ↗ 12,9 ↗ 12,9 ↗ 14,0 ↗ 14,0 ↘ 13,9
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,9 ↗ 9,9 ↗ 10,7 ↘ 10,6 ↘ 10,1 ↗ 13,0 ↘ 12,4 ↘ 12,3 ↘ 11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗ 13,3 ↗ 13,8 ↗ 14,1 ↗ 14,8 ↗ 15,3 ↘ 14,9 ↗ 15,2 ↘ 14,7 ↘ 14,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘ 14,4 ↘ 13,7 ↗ 14,5 ↘ 13,5 ↘ 13,3 ↘ 13,2 ↗ 13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
9,4 ↘ 8,3 ↘ 6,6 ↗ 8,0 ↘ 5,6 ↘ -2,8 ↗ -2,4 ↘ -2,9 ↗ -1,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ -4,4 ↘ -4,7 ↘ -5,2 ↗ -5,1 ↘ -5,2 ↗ -4,4 ↘ -5,1 ↗ -4,4 ↗ -2,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗ -2,7 ↗ -1,1 ↘ -1,6 ↗ -0,6 ↗ 0,7 ↗ 0,8 ↘ 0,6
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
70,3 ↘ 70,0 ↘ 69,3 ↘ 66,9 ↘ 66,2 ↗ 66,2 ↗ 67,2 ↗ 67,6 ↗ 68,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ 66,9 ↘ 66,4 ↘ 66,0 ↘ 65,8 ↗ 65,9 ↗ 66,3 ↗ 66,4 ↗ 67,0 ↗ 67,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗ 67,8 ↗ 69,0 ↘ 68,5 ↗ 69,7 ↗ 70,3 ↗ 70,8

Возрастно-половой состав

Национальный состав

1939
чел.
% 1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Чуваши

Татары

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Напишите отзыв о статье "Население Чувашии"

Примечания

  1. . Проверено 27 марта 2016. .
  2. . Проверено 7 февраля 2015. .
  3. istmat.info/node/20228 Статистический справочник СССР за 1928 г.
  4. . Проверено 10 октября 2013. .
  5. . Проверено 14 октября 2013. .
  6. demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg1.php Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  7. . Проверено 28 июня 2016. .
  8. . .
  9. www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31557 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  10. . .
  11. . Проверено 23 марта 2015. .
  12. . Проверено 31 мая 2014. .
  13. . Проверено 16 ноября 2013. .
  14. . Проверено 13 апреля 2014. .
  15. . Проверено 6 августа 2015. .
  16. :
  17. :
  18. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

Отрывок, характеризующий Население Чувашии

«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.